X По авторам
По рубрике
По тегу
Везде

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА

На великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене в четверг пятой седмицы — полностью Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году.

Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что содержит 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и самому творцу канона Андрею Критскому (всех тропарей 250).

Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен на то, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пред нею, как пагубно греховное состояние, расположить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жизни. С этою целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной истории, начиная от сотворения Адама, и из истории евангельской и, применяя сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах: «Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира, начиная с него, все боговдохновенное Писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». Грешник не должен думать, что он может до конца жить в грехах безнаказанно. Нет — ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором ты будешь гореть» (песнь 2). От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падения, ему предлагается утешение в следующих словах канона: «Моисеева рука да уверит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженную жизнь; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою» (песнь 6).

Епископ Виссарион (Нечаев)

Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ею от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Даже диких животных пост иногда приручает, смиряет. Ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых. Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягненок. Зимой он спустился с гор и зашел к нам во двор. Увидев волка, брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал… Если человек не дойдет до того, чтобы делать то, что он делает, от любви к Богу и от любви к человеку — своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысел о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку.

Преподобный Паисий Святогорец

 

После службы в понедельник первой седмицы Великого поста | Протоиерей Андрей Лемешонок

 

«Душе моя» Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря 

 

«Плач Адама» Праздничный хор Свято-Елисавенинского монастыря

«Господи сил» Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря

Написать комментарий...

Цитата
Комментировать