X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Лазарева суббота

Неделя 6-я Великого поста, Неделя Ваий

 

Малой Пасхой и предвестницей Воскресения Христова называют Лазареву субботу.

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим. Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — апостол Иоанн Богослов (Ин. 11: 1‒44).

Перед тем как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорогого гостя. Христа привела сюда печальная весть — Его друг Лазарь умер.

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

 

Лазарь

 

Христос очень любил Своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим Его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами (Ин. 11: 44), с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его.

Восхищение и ужас, радость и страх, жизнь и смерть — эти антонимы чувств соседствовали в те минуты, когда из погребальной могилы-пещеры вышел известный в Иудее человек, похороненный и оплаканный. Это чудо, ставшее своего рода водоразделом между теми, кто утверждал, что их Учитель есть действительно Сын Божий, и теми, для кого Он лишь угроза их духовного господства.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначалие испугалось и задумало страшное: С этого дня положили убить Его (Ин. 11: 53).

Ликование иерусалимской толпы во время Входа Господня в Иерусалим, то есть на следующий день после восстания Лазаря, это не признание Христа Богом, а всего лишь радость избавления от страха смерти. Перед Христом расстилали пальмовые ветви и кричали Ему «Осанна!», как царю, но этого не было бы, не выйди из погребальной пещеры друг Господень. Логика ликующих иудеев проста: «Если Он победил смерть, то что и кто может Ему противостоять?!»

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно всё — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение.

Просмотров: 62
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать