Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Дорогие братья и сестры!

На нашем сайте вы можете задать вопрос священнику онлайн. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах или самостоятельно найти ответ на православных ресурсах Интернета. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

задать вопрос священнику
Вопрос

Здравствуйте, батюшка Андрей! Меня беспокоит такой вопрос: 1) Как, кому и с какими мыслями давать милостыню тем, кто этого просит на улицах, в транспорте, у храмов? Сейчас много таких, но ведь всем не хватит средств подать! А их жалко, и совесть иногда мучает, что не помогаю. Иногда еще мысли возникают такие: почему они не идут работать и не стыдно ли им быть попрошайками? И еще: 2) Можно ли доверять своему сердцу в вопросе, кому подать, а кому нет? Иногда подаешь кому-то не раздумывая, а иногда почему-то совсем не хочется человеку подать. Я понимаю, что нужно подавать милостыню ради Христа, во славу Божию, во благо просящему. А как понять, будет ли оно просящему во благо, если видишь его в первый раз? И последнее: 3) Я не могу отказывать просящим у храмов. Боюсь унизить нашу веру, боюсь отвратить людей от христианства, боюсь, что эти люди, обиженные нашей жадностью, могут больше к Христу не обратиться. Можно ли с такими мыслями подавать и вообще с такими мыслями творить добро людям? 4) И как это — творить добро ради Христа? Какие должны быть чувства и мысли? Потому что я в себе заметила, все мои «добрые» дела отравляются моей же гордостью и тщеславием. Простите, что столько вопросов наделала я в своем письме. Но уже давно размышляю над этим вопросом, и хочется как-то его прояснить в своей голове. Спасибо заранее!

Ответ

У Вас добрая душа, и Вы как бы не хотите никому отказывать. Нужно просто рассуждать и быть внимательным. Один старец говорил, что нужно жать руку, чтобы она вспотела, прежде чем кому-то что-то дать, чтобы это действительно было во благо. К сожалению, около храма очень много бывает людей, которые не хотят работать, а попрошайничают, и все эти ваши жертвы идут на алкоголь или наркотики. Мы сталкиваемся с этим повсеместно. У нас на подворье много людей (сейчас уже больше 200), которые трудятся. Но есть люди, которые трудиться не хотят, молиться не хотят. Они уходят. Им легче где-то скитаться, просить милостыню и пьянствовать. И когда я их встречаю около храма, говорю: «Что же вы к нам на подворье не едете? Можно работать, кров будет». Они говорят: «Нет, работать мы не хотим, нам так легче, нам так нравится жить». Поэтому кто-то дает человеку деньги, а он пропивает их, убивает себя. Если человек систематически принимает алкоголь, то тем самым убивает себя физически и духовно. Поэтому, мне кажется, надо рассуждать… Вот не хочется говорить об этом, но есть люди, которые специально привозят инвалидов и потом эти деньги у них забирают. Это у нас в Минске. Я был сторожем долгое время в кафедральном соборе и видел таких людей — это целая организация. Даже была у нас девушка, которая тоже пьянствовала, мы ее в Петро-Павловский собор взяли, чтобы она могла убирать храм. Она только неделю продержалась, сказала, что за один день там заработает больше, чем здесь за месяц. Поэтому, я думаю, Вы должны смотреть на человека — в каком он состоянии. Если он пьяный, не давайте однозначно. Видно, на хлеб человек просит или нет. Часто бывает, что люди предлагают: «Давайте мы вам купим покушать», а покушать никому не надо — дайте деньги. Более того, просят на какой-то билет, потом эти билеты сдают и пропивают. У нас, к сожалению, «гуманитарку» тоже берут люди, а потом перепродают, и все идет на алкоголь. Конечно, не все так плохо, как я сгустил краски. Есть люди, которые нуждаются. Но опять же, все это я Вам говорю для того, чтобы Вы думали. Через сердце. Молитесь — нужно этому человеку дать милостыню или она будет использована не во благо. А если Вы даете ради Христа любому человеку, не думая, — это тоже вариант. Но это уже Вы даете ради Христа, и пускай Господь спрашивает с того человека, который, может быть, лукавит и обманывает. Помоги Вам Господи быть милостивой. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут».

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, о. Андрей, поздравляю Вас с Рождеством Христовым и Крещением Господним!!! У меня такой вопрос: я инвалид 1-й группы, прихожанин храма, иногда захожу в иные храмы своего города, где иногда бываю, люди иногда жертвуют мне денежки, кто копеечку, кто больше, иногда просят молитв за живых и усопших. Раньше стеснялся брать, у людей ведь есть тоже нужды, и есть люди, которым, может быть, нужнее, болеют дети, родные... а потом прочитал статью, в которой было написано, что блаженнее давать, нежели принимать, и что это нужнее тем, кто подает и за кого подается сия милостыня. Принимаю со смирением и благодарностью Богу и людям, покупаю за них масло для себя и для храма, жертвую на нужды прихода; свечи, подаю записки за людей и своих родных, приобретаю духовную литературу и что-то трачу на собственные нужды. Правильно ли я поступаю? Вновь появились смущения по этому поводу. И как относиться к их милостыням мне, грешному? Низкий поклон. Евгений. Прошу Ваших молитв о мне и моей супруге бол. непраздной Ирине. Спаси Господи!!!

Ответ

Женя, дают — бери, гонят — беги. Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть (Иак. 1: 17). Принимайте смиренно. Человек хочет оказать Вам благодеяние, Вы берете эту жертвочку. Если у Вас есть потребность, Вы тратите ее на свои нужды, если есть возможность, — что-то делаете хорошее за счет этих средств. Молитесь за тех благотворителей, которые Вам помогают, и просите, чтобы Господь укрепил их и умножил их жизненные ресурсы.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, отец Андрей! Если на улице подходят и просят чем-то помочь — или денежкой, или что-то купить, как поступать по Божьи? Всегда помогать, чтобы не потерять духовно?

Ответ

Надо смотреть, кто подходит, рассуждать. Одно дело старый, немощный человек, калека, а другое — когда здоровые, способные работать люди просят милостыню. Мне кажется, это неправильно. Если подходит пьяный, шатаясь, и заплетающимся языком просит денежку на хлеб, и Вам хочется ему помочь, зайдите вместе с ним в магазин и купите ему хлеба. Я уверен, что он этот хлеб у Вас не возьмет — ему нужно выпить.

В нашем монастыре есть такое условие: человек приходит, ему нужна помощь — пожалуйста, у нас есть подворье, там можно получить все, что нужно для жизни, и даже заработать какую-то копеечку, если человеку это действительно нужно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Благословите, батюшка. Подскажите, как творить тайную милостыню, не напоказ, полностью анонимную, чтобы была угодна Богу? Ведь всегда возле нуждающихся и в храме люди находятся. Какой же выход из этого? Как сделать добро не на ветер, не для посторонних глаз?

Ответ

Если Вы хотите что-то сделать, дать милостыню, я думаю, у Вас это получится. Можно подойти к человеку и незаметно дать. Или попросить кого-то, чтобы дали за Вас. Здесь проблем нет.

Другое дело, что нам нужно собой не любоваться и не гордиться тем, что мы такие милостивые, а ценить то, что Господь дал возможность проявить милость к ближнему своему. То есть это не мы, а Бог, все хорошее нужно переводить на Бога. Иногда человек дает милостыню, а потом гордится: «Вот какой я удивительно хороший человек, сколько добра я делаю!» Присваивая себе какие-то добрые дела, мы духовно теряем.

Сейчас столько нуждающихся и обремененных, столько есть возможностей быть благотворителем, помогать! Вы хотите это делать втайне — Бог Вам в помощь. Я думаю, что Бог пошлет Вам много желающих получить милостыню. Это Ваше служение, если Вы хотите быть милостивым.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, батюшка. Часто встречаю, что рекомендуется за усопших молиться и раздавать милостыню. А как правильно ее раздавать? Например, встречаю я у магазина человека, и он просит рубль, но есть у меня подозрения, что он просит его на бутылку. Правильно ли давать в этом случае или лучше всегда давать, раз просят? Как правильно давать милостыню и кому?

Ответ

Я думаю, нам нужно рассуждать. Один святой говорил: «Сожмите свой рублик в кулаке, пускай рука вспотеет, и вот когда увидите, что действительно человек нуждается, этот рублик и давайте». Потому что представьте: сидит человек у магазина, просит милостыню; Вы дали, а он пошел напился, потом подрался, потом что-то произошло, и Вы как бы тоже будете соучастником этого. Давайте милостыню тому, кто действительно в этом нуждается, кому это нужно на еду, на хлеб, на лекарства, а не на спиртное. Для этого у нас есть ум и есть возможность порассуждать, подумать, помолиться.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Благословите, о. Андрей. Вопрос такой: я помогаю одной монахине, с которой познакомились в больнице, у нее огромный букет болезней, и вот ей сделали операцию на сердце, я и еще одна женщина по очереди ухаживали за ней, и к ней приезжал монах, который несколько раз очень грубо себя вел и с ней, и со мной — она говорила, что «я привыкла, не обращай внимания». Я с Божией помощью переборола себя, чтобы и не осуждать, и не обсуждать это ни с кем, потом я узнаю от нее, что он ушел из монастыря, и ему запрещено служить, но он служит у себя дома.

Вчера я сопровождала ее в очередной раз в больницу, и опять он приехал и прилюдно начал матом на меня кричать. Я не знаю, правильно ли поступаю, но в моей голове все мысли, что мне не только с ним, но и с ней не надо общаться (к слову сказать, у нее 6 дочерей и внучка тоже взрослая, но она просит почему-то чужих людей о помощи). Подскажите, ради Бога, разумно ли я рассудила — «с преподобным преподобен будешь, а с развращенными и сам развратишься». Или это я уже осудила их?

И второе. Я не знаю, как поступать в ситуациях с оказанием помощи. Муж говорит: «Ты должна помогать только своим близким», а я все лезу везде, что это опасно и с духовной стороны, что «ты этих людей не знаешь, а лезешь помогать». Спаси Вас Господи, простите.

Ответ

Видимо, у Вас очень доброе и отзывчивое сердце, и Вы не можете быть равнодушной, когда у человека беда. Но в данном случае, я думаю, что если у человека есть шесть дочерей и внуки, им что, некогда поухаживать за своей мамой и бабушкой? Это не понятно.

То, что этот монах ругается вслух матом, и то, что его отстранили от службы, запретили в служении, значит, наверное, монах не самый лучший, и, видимо, он сейчас в болезненном состоянии. Бог ему судья. Дай Бог, чтобы он поправился, покаялся, изменился.

Может быть, прислушивайтесь к своему мужу. Хорошо, что Вы отзываетесь, хорошо, что помогаете, но хорошо бы все это делать с благословения мужа, чтобы он не злился, не раздражался, когда Вас нет, когда Вы в очередной раз едете кому-то помогать, а дома, может быть, что-то не совсем в порядке. Все-таки хорошо было бы, чтобы Вы в свои добрые дела включали и своего мужа, а если у вас дети, то, конечно, и детей надо иметь в виду.

А так, сохраняйте вот это Ваше доброе сердце, которое желает помочь всем, которое сострадает. Это — большая ценность, и этим надо дорожить.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, отец Андрей! Приходится задавать вопрос из-за моих сомнений. Сейчас заканчиваю филологический факультет. Умом понимаю, что любой работой можно служить Господу, даров много, а Дух один, заставляю себя мириться с будущей профессией как со службой Богу и ближним (детям), но все равно не нахожу в ней смысла, все равно остаются вопросы: «Зачем? Для чего?»

Хочется служить людям не передачей знаний по русскому языку и литературе, а так, как сестры милосердия: убирать, ухаживать за больными. Но чувствую, что я недостойна, и из меня вылазят такие страсти, как раздражение, нетерпение, малодушие, непостоянство. Мне кажется, что я могу из-за этого не справиться с работой сестры, и еще страшнее, если кому-то духовно наврежу. Можно ли дерзать на это ответственное служение, если есть сомнения и такие духовные раны, страсти? Самые радостные моменты в жизни были, когда я делала что-то для других, служила ближним, забывала о себе (это все было как раз социальное служение своим родным и близким). Спаси Бог!

Ответ

Со своими болячками нужно бороться, и храм — та больница, где через покаяние, исповедь, через Причастие мы лечимся от наших болезней — и духовных, и телесных. А вот то, что Вы учитесь на филологическом и в будущем будете учительницей, и Вам доверят учить детей русской литературе, которая вся по своему содержанию религиозна, то, что Вы будете общаться с детьми — это, мне кажется, такое великое служение Богу! Потому что, если Вы станете авторитетом для вашего класса, для ваших детей, если будете говорить им о Боге — это проповедь.

А сейчас так важно для нас, чтобы как можно больше учителей верующих, любящих детей, было в школах. Потому что идет борьба за ребенка, за его душу. Как много грязи, как много всего безобразного! Мне кажется, в таком служении детям, в том, чтобы показать им красоту, которой так много в русской классической литературе, — это очень великое призвание! Цените это.

А стать сестрой милосердия Вы, конечно же, сможете, и в свободное время будете посещать больницу и нести людям свет Христовой любви.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Уважаемый Отец Андрей! Обращаюсь к Вам с просьбой, а не с вопросом. Несколько лет назад мой зависимый сын Дмитрий спасался на подворье на Лысой горе от своего недуга. Вы его исповедывали неоднократно и даже причащали. Т.е. ни Вы, ни обитель мне не чужие. Часто бываю в монастыре.

Сейчас мой сын находится в реабилитационном центре уже 7-й месяц, Слава Богу. Я, как созависимая, много читаю и слушаю по интернету лекции о проблеме зависимости и созависимости. Один из очень известных специалистов в этой области Илья Т. (выздоравливающий зависимый и глубоко православный человек) записал много-много лекций, основанных на знаниях, приобретенных в том числе во время работы с зависимыми в реабценте под Тюменью. Он работает очень много и бескорыстно делится своими наработками со всем миром. Для него главное — служение другим людям. Никаких денег он с этого не имеет, хотя по его видиолекциям работают сотни центров в России, Украине, Беларуси и т.д. Их центр в настоящее время испытывает серьезные финансовые затруднения, многих людей принимают вообще бесплатно, если тем нечем платить.

Я понимаю, что вы — монастырь, но, если можно, окажите хоть самую незначительную помощь этим людям. Об Илье Т. можно посмотреть в интернете (набирайте Илья Т. зависимость), их центр называется «Шаги в жизнь». Он не знает, конечно, что я к Вам обращаюсь. Больше не к кому. Если вдруг Вы сочтете возможным как-то помочь, можно отправить деньги на имя этого человека — Мастерских Владимир Андреевич, г. Тюмень. У них есть сайт на Facebook, сайт центра Shagi.center. Они, как и вы, пытаются спасать души людей. Все эти зависимости — результат духовного поражения. Поэтому я и написала Вам. Простите, если что не так. С глубоким уважением и пожеланием крепкого здоровья, Татьяна. Мой тел. на всякий случай 29 6296145.

Ответ

Татьяна, мы, конечно, помолимся за Вашего Илью Т., но на сегодняшний день у нас на подворье — и на мужском, и на женском — много людей. Многие из них очень болезненные, инвалиды. И нам нужно их кормить, давать им лекарство. У нас сегодня идет строительство храма, одного, второго. Уже достраиваем. Объекты эти надо заканчивать. Но такой возможности, чтобы помогать кому-то, мы сегодня не имеем. Потому что надо реально смотреть на жизнь, на тех людей, которых мы содержим, на те задачи, которые стоят перед нами.

Я думаю, найдутся люди в России, которые помогут. Мы будем молиться за это. Дай Бог и Вам, и Вашему сыну выздоровления.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый вечер, подскажите, как правильно поступить? Боюсь греха на душу. Я живу в коммунальной квартире (с семьей), в квартире живет с нами сосед (50 лет ему), пьет почти всю жизнь, не работает лет 30 уже, жил на пенсию своей мамы (она умерла в декабре 2016 г.). В комнате, в которой проживает сосед, клопы, тараканы, мусор, пол годами не мылся, посуду он не моет, ест из грязной. Сосед может сварить рыбный суп, потом в этой же кастрюле (не вымыв ее) сварить другую еду, сам не моется… и т. д. — картина ужасная. Места общего пользования (коридор, ванну и т. д.) много лет моем мы, хотя должен быть график, по очереди. Сосед остался один (мама умерла), родственникам он не нужен (детей, супруги у него нет), мы много раз просили: «Приберись, помой посуду, постирай и т. д.» — бесполезно, он говорит: «У меня чисто»!!! Мы его стараемся кормить, помогать — деньги он пропивает, которые мы даем ему. Менять свою жизнь он не собирается. Тяжело с таким соседом жить.

У нас есть возможность продать свои две комнаты, добавить ден. средств и купить отдельное жилье, но мы боимся его оставлять, ведь с ним никто жить не будет (просто ужасные условия — это надо видеть). Может, то, что он с нами рядом, под боком, живет и остался без матери (жил много лет на ее пенсию) — это наш крест, и Господь смотрит, что мы сделаем, как поступим, бросим или нет. НО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ОН НЕ РОДСТВЕННИК, А ПРОСТО СОСЕД ПО КВАРТИРЕ.

Как правильно поступить, чтобы не взять грех на душу? И еще вопрос. Так как он не убирается вообще и от него не добьешься этого, мы посовещались с семьей и решили просто взять и убрать самим все у него в комнате, мыть посуду ему, пол и т. д. Но родственники говорят, что он и так живет паразитическим образом, кормим мы его каждый день — это доброе дело, отказывать в еде нельзя (даже в войну хлебом делились), но если еще и убирать его грязь, то он может вообще на шею сесть. Еще говорят, что если будешь так у него убирать, то энергетика (в комнате даже паутина на стенах и потолке) будет на тебя влиять. Но мне-то не трудно. И мы ему поможем, и себе (запах идет по всей квартире, и клопы, и тараканы). Как поступить?

Ответ

Вы — очень добрые люди, у вас большие сердца! Не слушайте людей, которые хотят Вам помешать сделать добро, послужить ближнему, не слушайте. Если вы поможете этому больному, несчастному человеку, будете молиться за него, то, может быть, поможете ему достойно уйти в вечную жизнь, может, он бросит пить, понимаете… Мне кажется, это очень красиво, что вы ради спасения души этого человека остаетесь, пытаетесь помочь ему — привести его жилище в порядок, накормить его — это служение Самому Богу. И я думаю, Господь сторицей воздаст вашей семье за этот труд.

Не надо думать, что он кому-то сядет на шею, да не сядет! А вы, как мне кажется, можете ему серьезно помочь. Если вы еще приведете его в храм, и он исповедуется, причастится и станет верующим человеком — какая победа будет одержана над дьяволом! Поэтому можно только порадоваться, что есть люди, которые могут бескорыстно служить ближнему. Держитесь этого направления, и оно будет вести вас за Христом.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Как пережить смерть животного, если тебе больно вспоминать о его смерти?

Ответ

Можно посоветовать Вам, если это была собака или кошка, завести себе новую собаку или кошечку — это лечит. Конечно, мы привязываемся к нашим домашним животным, они нас любят, и мы их любим, они нам приносят много радости, но видите, сколько слез льется в этом мире, сколько страданий.  Вообще, кругом очень много страдающих людей. Поэтому, если есть такая проблема со страданиями по умершему животному, можно пойти в интернат, в больницу и помочь людям в их беде. Тогда, может, Вы и перенесете сегодняшнюю горечь утраты.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт