Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Дорогие братья и сестры!
В связи с отъездом духовника нашей обители протоиерея Андрея Лемешонка рубрика «Вопрос священнику» временно закрыта.

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

задать вопрос священнику
Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Могу ли я дать обет Богу? Читала, что есть особый чин, читаемый священником. Как нужно готовиться к нему и где такой чин читают?

Ответ

Я не знаю, где такой чин читают, но я бы Вам не советовал давать никаких обетов. Если Вы что-то хотите исполнить, просите помощи Божией, молитесь, чтобы Господь Вас укрепил в этом добром намерении, и попытайтесь это исполнить. Люди часто дают обеты, а потом бывают не в состоянии их исполнить и от этого приходят в уныние, начинают испытывать чувство вины перед Богом, и это начинает угнетать. Поэтому если есть у Вас доброе намерение, помолитесь, попросите у Бога помощи, возьмите благословение в церкви у священника и с Божией помощью действуйте. Если получится — слава Богу, но если что-то не получится, то Вы не будете чувствовать себя так, будто нарушили клятву, будто дали обет и не исполнили, и не будете мучиться. Могий вместить да вместит (Ср.: Мф. 19: 12). Каждый должен искать свою меру духовной жизни и пытаться ее исполнить, делать усилия. А давать обет в наше время, еще если человек непостоянен, еще духовно незрелый, иногда бывает неразумно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Спасибо за Ваши ответы, они помогают осознать, в правильном ли направлении движешься. Помогите, пожалуйста, разобраться в сложной для меня ситуации. Я пришла к вере год назад в возрасте 50 лет. До этого всю сознательную жизнь была атеисткой (я химик по образованию) и «идейным» человеком: пионерская и комсомольская организации, понятие «гражданский долг» значили очень много в моей жизни. Поэтому мое обращение в веру было не понято родными и расценено как некое чудачество в трудный период жизни (после опасной операции на легких), но недовольства никто не выказывал, т. к. рады были моему возвращению из Минска. Я же чистосердечно делилась радостью озарения в Свято-Елисаветинском храме (вошла в храм и почувствовала, что я — дома!) и взахлеб рассказывала о духовном подвиге Елизаветы Федоровны. С этого времени я начала ходить в церковь, понемногу изучать совершенно не известные мне страницы библейской истории (по просветительским аудиолекциям Сретенской духовной семинарии). Мое мировоззрение изменилось, в доме стали появляться всё новые иконы, в качестве подарка родным (маме, мужу) уже не могла рассматривать ничего, кроме серебряного крестика с иконой. Мое изменившееся поведение (раньше приоритетом были дети, 20 и 27 лет) стало настораживать родных. Мама мягко напоминает, что есть куда потратить деньги, кроме церковных треб и паломничества, муж в открытую заявляет, что мне «задурили голову». Немного проще с детьми, они признают мою свободу выбора, но не в восторге от того, что я серьезно отношусь к выполнению церковного устава, в том числе поста. Когда этой весной я находилась на контрольном обследовании в Минске и каждый вечер ходила на службы в монастырь, недовольство родных усугубилось. Они обоснованно сердились, что поговорить по телефону со мной можно было только поздно вечером, и мне перед ними было стыдно, потому что на обследование в больницу на самом деле я легла только для того, чтобы иметь возможность бывать в монастыре. Когда мощи прмц. Елисаветы были принесены в монастырь, приехала на сутки в Минск и провела всё время в храме, а не с детьми, хотя они учатся и работают в Минске. К сожалению, хозяйка из меня всегда была нерадивая, а после операции работоспособность снизилась, и я не успеваю по дому делать всё как следует, но на службы всё равно хожу, и это не может не возмущать мужа. Получается, что я своим поведением косвенно настраиваю родных против Церкви! А ведь для меня сейчас нет ничего более желанного, чем надеяться, что и на них когда-нибудь снизойдет благодать веры… Правильно ли я себя веду? Возможно, нужно пока на время уменьшить рвение к церкви, но это — как перестать дышать! Я и так слишком медленно узнаю слово Божие и научаюсь правильно жить. Полжизни я прожила без веры и не могу позволить себе сейчас остановиться в ее постижении. Вот и моя дилемма: продолжать жить, как просит душа — значит, обижать невниманием родных; уменьшить рвение к жизни церкви — расцениваю как предательство. Как быть? Извините за длинное послание, спасибо, р. Б. Елена, Бобруйск.

Ответ

Дорогая Леночка, знаете, есть внешняя жизнь и есть внутренняя жизнь. Ни в коем случае нельзя терять внутренней связи с Богом. Сейчас Ваша задача — чтобы и Ваши близкие вошли в храм, чтобы и они узнали и прикоснулись к той радости, которую узнала Ваша душа. Поэтому сейчас нужно быть очень внимательной, осторожной, нужно пытаться служить своим близким и успевать готовить обед, убирать, уделять время и мужу, и детям. Это не будет богопротивным, это не будет мешать Вам внутри жить с Богом. И если сократятся Ваше молитвенное правило и церковные службы, я думаю, от этого не пострадает Ваша связь с Богом. У Вас есть цель — привести близких в храм, открыть им ту радость, которая открылась Вам. Поэтому нужно очень сильно молиться Вам, очень сильно. И в то же время не навязывать Вашим близким церковных, богословских разговоров. Надо не показывать свою религиозность внешне, надо служить им. Я думаю, что сейчас им необходимо увидеть Ваше желание послужить, проявить любовь, проявить внимание — тот результат, который человек приобретает тогда, когда становится верующим церковным человеком. Поэтому потрудитесь.

Избегайте каких-то крайностей в понимании сегодняшнего Вашего пути. Вы не можете сейчас сказать: «Мне никто уже не нужен, я нашла Бога, я ухожу в храм, я ухожу на богослужение, всё, живите, как хотите». Это будет грех. И в то же время, конечно же, Вам нельзя забывать, что нужно находить время для того, чтобы исповедоваться, причащаться, молиться в храме. Но делать это надо гибко и с рассуждением. Я думаю, пройдет немного времени, и Ваша усердная слезная молитва все-таки приведет и Вашего мужа, и Ваших детей в церковь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Меня зовут Галина, 48 лет. Я была крещена в младенческом возрасте. Однако моя семья и я до 30 лет были далеки от Церкви. Первая моя исповедь была осознанной и раскаяние — искренним. Но грехов было накоплено множество и по незнанию был совершен особо страшный грех аборта. Первая исповедь моя была в день праздничный при большом скоплении народа в храме. Я помню, что батюшка, выслушав меня, спросил, умею ли я читать на старославянском языке, на отрицательный ответ сказал, что нужно учить. И я последовала к Причастию. Спустя много лет после моей последней исповеди и Причастия меня настиг страх — а что если священник на моей первой исповеди не отпустил грехи моей юности, может, изучение языка было епитимией, а я по незнанию последовала к Причастию? Помогите, отче, подскажите, что мне делать сейчас, вопрос меня очень волнует. Мне страшно и стыдно от того, что я была недостойна причащаться.

Ответ

Сестра Галина, во-первых, мы все недостойны. Во-вторых, Вы исповедовались, и Бог отпустил Вам Ваши грехи. Другое дело, как мы их осознавали. Но сейчас Вам не надо увязать в каких-то сомнениях, мнительности, что грехи не исповеданы, что Вы недостойны. Вам нужно идти вперед. Бог простил Вас, сказал: больше не греши. Бог дает Вам возможность сегодня идти к Чаше и духовно возрастать, воцерковляться и учиться любить Бога и ближнего. Так что всё у нас, слава Богу, есть. Есть Святая Церковь, есть таинства Христовы, есть богослужение, соборная молитва. И есть Христос, которого Вы нашли в своей жизни. А остальное всё приложится.

То, что священник сказал Вам учиться читать на церковнославянском языке — это норма жизни для каждого православного христианина. И он Вам очень правильно сказал. Потому что церковнославянский язык — это тот язык, на котором мы молимся в храме и который должен стать нашим родным языком, который нас объединяет, всю Святую Русь, и сербов, и болгар. Это язык, Богом данный.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Год назад мне посчастливилось через болезнь прийти к вере. Теперь молюсь и подаю записки за своих родных (мужа и уже взрослых детей), но недавно услышала, что в записки на проскомидию нельзя вписывать неверующих. Расстроилась, ведь это самая сильная молитва, силой которой, я надеюсь, уверуют и мои родные. Подскажите, пожалуйста, действительно ли я не могу подавать такую записку на проскомидию? И еще один волнующий меня вопрос. Знаю, что с Пасхи до Пятидесятницы поклоны не совершаются, но домашние молитвы всегда совершаю на коленях, и сейчас тоже (почему-то не могу молиться по-иному). Нарушаю ли я что-то важное, молясь на коленях? Спасибо.

Ответ

Есть церковная молитва, и в церкви не совершаются поклоны до коленопреклоненных молитв. Есть келейная молитва, где Вы стоите перед Богом. Вы можете и поклоны делать, и стоять на коленях. Бог видит Вас, и здесь ничего греховного, наоборот, мне кажется, если человек привык делать поклоны, это помогает ему сосредоточиться. Ну, а где критерий веры? Может быть, человек со слабой верой, невоцерковленный нуждается в большей любви и в большей молитве. Где умножился грех, там преизобилует благодать (Ср.: Рим. 5: 20). Поэтому если человек крещен и сейчас не ходит в храм, не участвует в богослужениях, я думаю, за него нужно особенно молиться. Подавайте записочки, не смущайтесь. Церковь молится за всех и за вся. Я думаю, результат будет. Очень часто люди, за которых молится Церковь, открывают в своей жизни Бога, приходят в храм и становятся церковными православными людьми.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

В дни от Святой Пасхи до Вознесения Господня нужно соблюдать посты в среду и пятницу. Но я вспоминаю в эти дни евангельское: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, пока Жених с ними?» Ведь от Пасхи до Вознесения Христос с нами, да? Зачем тогда поститься?

Ответ

Есть такая традиция у некоторых, но мы все-таки придерживаемся церковного календаря. В среду и пятницу до Вознесения разрешено вкушение рыбы, пост не строгий. Можно руководствоваться и Вашим пониманием. Вот я знаю, что был такой епископ Ермоген, который во время хрущевских гонений открыл в Ташкенте церковь. Он был до революции наместником Киево-Печерской лавры. Так вот у него до Вознесения поста не было. Но это его личная практика, его понимание.

Все-таки мы должны быть более смиренны и придерживаться того правила, того устава, которым руководствуются православные христиане. Я думаю, это нам не помешает в любом случае.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Христос воскресе! Благословите, батюшка, хотела спросить, обязательно ли заказывать проскомидию в день, когда причащаешься?

Ответ

Это не обязательно. Если Вы приходите в храм, подаете записки за своих близких, то вынимают за них частички, Церковь молится за них, а Вы принимаете Тело и Кровь Христа. Можно и не причащаться и заказывать, и причащаться и не заказывать — это уже на Ваше усмотрение. Но мне кажется, хорошо, когда человек и сам причащается, и за его близких молится Церковь. Это красиво.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

День добрый. Подскажите, пожалуйста: я очень хочу исповедоваться и причаститься, но сейчас у меня в связи с лечением сложный график — с утра на работу, вечером или днем в выходные лечение, домой прихожу без сил, времени не хватает ни на что... А в связи с особенностями лечения и поститься сейчас, к сожалению, не смогу... Стоит ли сейчас пытаться впихнуть (извините за выражение) в график поход на исповедь и Причастие или все-таки подождать стабилизации в лечении и уже потом спокойно, вдумчиво сходить (например, на какой праздник)? Спасибо.

Ответ

Слово «впихнуть» — это действительно грубо. Но мы знаем, что без Бога ничего хорошего сделать не можем, даже и лечение, ведь прежде всего надо лечить свою душу. Так как Вы сейчас лечитесь, поста у Вас нет, но болезнь вменяется в пост, если человек несет ее без ропота и со смирением. Я думаю, можно договориться со священником в доброе для Вас время (есть дежурные священники в храмах сейчас), прийти, исповедоваться и потом, в какой-то из дней, утром натощак принять Святое Причастие. Это главное в Вашем лечении.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Как мне донести до своего друга: чтобы подготовиться к исповеди, надо, кроме поста, читать обязательно каноны, сходить на вечернюю службу, почитать утреннюю молитву. Он же говорит, что достаточно Библию почитать, попоститься и все. Он спрашивает меня, где написано, как правильно готовиться к исповеди. Если я ему показываю молитвенный щит православного христианина (который составлен по благословению Его Преосвященства Епископа Задонского Никона, в котором описаны каноны ко Святому Причастию, он мне говорит: «А почему я ему должен верить и именно читать эти каноны?» Мой друг (православный, крещеный) адвокатом работает, и для него достоверная информация только в законах, которые издаются и утверждаются президентом. Так и здесь: он спрашивает, где написано, что эти каноны утверждены Церковью? Спасибо! Простите меня, грешную! Спаси Господи!

Ответ

Знаете, Света, дорогая, у Вас серьезный друг, и надо ему помочь. Я думаю, что если он еще никогда не причащался, не исповедовался, то не надо настаивать на каких-то канонах и особых правилах. Мы знаем, что нужно прийти человеку в храм натощак, чтобы накануне он не кушал после 24 часов. Нужно, наверное, все-таки подумать о своей жизни, что сказать на исповеди. Вот его сегодняшняя мера — почитать Библию и попоститься. Я думаю, сейчас нагружать его канонами будет неразумно. Он придет к тому, что нужно готовиться, что нужен какой-то молитвенный труд для того, чтобы причаститься, но это его еще ожидает впереди. А сегодня, когда человек делает первые шаги в храм, воцерковляется, не надо на него накладывать то, что его может оттолкнуть. Достаточно того, что он может, что он для себя решит. Вы ему скажите это.

А потом он придет в храм, исповедуется, может, священник ему что-то скажет, еще раз исповедуется, причастится раз-два, и по мере своего воцерковления, конечно же, будет многое для себя открывать в церкви, и будет многое меняться в его душе. И в какой-то момент, я думаю, Вы сможете уже безболезненно рассказать, что есть правила, что есть духовный труд, который нужно понести человеку по возможности. Я думаю, он это примет. Если он адвокат, он не лентяй, наверное. Так что лучше потихонечку. Потому что часто людей отталкивает, когда они приходит в храм, а им говорят: «Ты должен то-то и то-то, столько-то не есть, столько-то прочитать, ты должен…» А человек к этому просто не готов. Он не готов, а душа еще не знает, какую благодать она может получить, если потрудится. И вот поэтому у человека есть смущение. Так что я бы советовал говорить о главном, что нужно приходить в храм, что в храме совершается богослужение, что нужно участвовать в этом богослужении, и участие — это не только стояние в храме и слушание молитв, но и причащение, покаяние. Эти таинства сами по себе воздействуют на человека и меняют его.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли, чтобы, причащая младенца, не причащался взрослый, который его принес? Или нужно обязательно, чтобы причащались оба сразу? Просто муж недавно причащался, а завтра хотели причастить его крестника (родители в церковь ходят редко, но попросили/разрешили это сделать крестного). Поэтому и вопрос, может ли муж нести на Причастие ребенка, но не причащаться сам? И можно ли с ребенком приходить не с самого начала службы? Спасибо!

 

Ответ

Конечно, можно и даже нужно. Служба долгая, и для маленьких детей это слишком большая нагрузка — они будут плакать, капризничать. Безусловно, бывает по-разному, поэтому здесь нужно думать и рассуждать.

А такого правила, что обязательно нужно и взрослому причащаться, нет. Человек бывает в разных обстоятельствах, тут нет никакой обязаловки. Вот когда мать, кормящая младенца, приносит в храм и причащает свое чадо, то ей желательно тоже причащаться, потому что ей нужны силы, чтобы выкормить ребенка, оправиться физически. Мы рекомендуем это.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении»? Спаси Господи.

Ответ

Нужно писать имена людей, крещеных в Православной Церкви. В каком падеже писать? В родительном. Почерк должен быть разборчивый. А главное — делать это с верой.

Придите в храм и спросите у человека за свечным ящиком, как подавать записки. Вам объяснят все. Это же не секрет. В храмах есть листочки, бланки, там пишут для удобства: «О здравии», «О упокоении».

Слава Богу, что у Вас есть желание за кого-то подать записку, чтобы молилась Церковь. Но и сами молитесь за тех людей, которые Вам близки, дороги.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт