X По авторам
По рубрике
По тегу
Везде

Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

Вопрос

Здравствуйте. Я год назад начала воцерковляться. Меня очень тянет к Богу. Полгода назад я узнала о Дивеево и очень сильно захотела туда поехать. Вернулась из поездки 2 недели назад. Была там пару дней. Несколько раз прошла по канавке Богородицы, удалось второй раз в жизни исповедоваться и причаститься. Первый раз исповедовалась и причастилась, когда лежала в больнице 2 года назад. Еще не знала, как всё правильно делать и готовиться к этому. Исповедовалась по бумажке, и когда просто читала список грехов, очень сильно заплакала. В Дивеево была та же история. Очень хотела исповедоваться и когда увидела, что подошел священник всех звать на исповедь, я, пока стояла в очереди, уже рыдала и подходила к исповеди в слезах, после нее чуть успокоилась. А теперь вернулась из поездки и почти каждый день, как только просто вспоминаю на секунду о Дивеево, сразу наворачиваются слезы, и я плачу. Плачу сильно. Плачу, наверное, потому что очень полюбила это место и очень хочется назад. Как будто душа моя там осталась... Со мной никогда такого не было. Почему так происходит и что делать? И еще один вопрос. Как мне найти духовника, к которому я буду постоянно ходить причащаться? Я не знаю, куда мне пойти.

Ответ

Сестра Ксения, так часто бывает: когда человек встречает в каком-то месте Бога, это место становится для него самым дорогим. Поэтому, естественно, Вы вспоминаете Ваше пребывание в Дивеево, Ваши молитвы, Ваш путь по канавке, наверное, как прикладывались к мощам. И благодать Божия, конечно, давала Вам столько сил и радости, что забыть это невозможно. Пускай это сохранится у Вас на всю жизнь. С Божией помощью приедете в следующий раз, когда будет возможность.

Сейчас важно, чтобы Вы дальше воцерковлялись, не стояли на месте.

Духовник найдется. Пойдете в храм, посмотрите, исповедуетесь у одного священника, у второго, у третьего. Что-то ляжет на сердце, и Вы почувствуете, что есть какая-то внутренняя связь с этим человеком, что через него можно услышать что-то, что скажет нам Бог. Тут еще вопрос послушания: смогу ли я слушаться кого-то? Всё это такие вопросы, для решения которых нужно время. И не надо торопить события. Главное, чтобы процесс Вашего воцерковления не останавливался.

Бывает, что благодать отступает, и человек, попадая в то же место, уже не имеет такого яркого впечатления. Это я с Вами делюсь своим опытом. Я помню, когда-то был в Печорах, и всё было такое удивительное и непостижимое для меня. А потом я приехал через какое-то время, уже более воцерковленным человеком, и состояние души было другое. У меня такое непонимание возникло: почему, где же та красота, которую я видел?..

Слава Богу, что Бог нас ведет, и Вы еще много-много чего красивого и действительно удивительного откроете, увидите. Но приготовьтесь, что путь за Христом — долгий, узкий путь, и по нему нужно пройти до конца.

Слава Богу, Ваша жизнь духовная началась. У Вас такой момент был — Господь подарил Вам радость. Сейчас какое-то недоумение, смущение. Это всё пройдет. Будут в жизни и такие периоды, и другие. Главное не останавливаться, а идти вперед, дальше.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Не знаю, как мне быть. Проблема в том, что я не знаю всех правил поведения в храме, за это мне очень стыдно. И каждый раз, когда я прихожу в Церковь, мне кажется, что я делаю что-то неправильно, не как полагается. Конечно, я понимаю, что главное — это молитва Богу. Но, например, сегодня происходило помазание маслом на вечерней службе. Я ранее никогда не помазывалась. Я приложила лоб и поцеловала иконы, затем нужно было подойти к владыке, а я так растерялась и пошла не той дорогой, меня сразу же направили. Потом подошла к владыке, он помазал мой лоб, и стояла, не зная, что делать. Он сказал: «Идите». А еще я не поцеловала его руку. Я об этом не знала, правда. А когда пришла домой, прочла об этом... И у меня какое-то опустошенное состояние, я чувствую себя очень глупой. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? И как всему научиться? Спасибо Вам за ответ. Спаси Господь!

Ответ

Ангелина, мы идем в первый класс и учимся читать и писать. А когда Вы уже будете в десятом классе, то всё это освоите, и это не будет составлять для Вас труда. Вначале, конечно, приходится потрудиться. Ничего страшного, не надо смущаться. Наверное, Вы немножко мнительный, стеснительный человек. Ну, пришли в храм. Ведь Вы пришли к кому? Не к Владыке в гости, а к Богу. Вот надо было подойти к помазанию. Вы растерялись, не знали, что делать. Надо было посмотреть, как люди делают. Но всё равно у страха глаза велики, и Вы не туда пошли, не поцеловали руку. Я думаю, в этом ничего страшного нет. Рука эта не владыки как человека, через владыку Христос помазывает Вас. То, что Вы перепутали и не туда пошли, свойственно человеку. Вы еще не воцерковленный человек, всему научитесь. Не надо смущаться, а надо потихонечку, регулярно ходить в храм и воцерковляться. Через год Вы себя не узнаете. Вы еще и других научите, как надо правильно себя вести в храме.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Уважаемый батюшка, храни Вас Господи. Пожалуйста, помогите. Прожил я 30 лет и в храм ходил от силы пару раз за жизнь. Священное Писание не читал, из молитв знал только «Отче наш...» Но в душе всегда был верующим. Стал читать духовную литературу и Священное Писание, ходить в храм, поначалу просто посмотреть, свечу поставить и немного привыкнуть к новой жизни воцерковленного человека. В один день я попал на Божественную литургию. Мало того, еще и опоздал на нее. В конце службы началось таинство Причастия, и я по незнанию пошел к золотой Чаше, не зная даже, как складывать руки. Ну, все пошли, и я пошел. Батюшка, увидев мое замешательство, спросил, исповедовался ли я. Я ответил, что нет. Он сказал, что нельзя, и я отошел в растерянности от алтаря, но тут вынесли Святые Дары, Хлеб и Вино, и стали всем предлагать взять. Я взял их и вкусил, даже не зная, что оное означает. Только теперь, придя домой и прочитав про таинство Причастия и Кровь с Телом Христовым, про смысл Евхаристии, я понял, какую глупость и ошибку я совершил. Я никогда раньше не исповедовался и не причащался и дерзнул на вкушение Святых Даров, не ведая даже, что это. Пожалуйста, подскажите, как мне исправить это прегрешение?

Ответ

Сашенька, дорогой, Вы не причастились. Вынесли запивку. Вас священник не допустил к Причастию, потому что Вы не исповедовались, Вы не знали, что это такое.

Я думаю, что Вы на правильном пути, Вы уже приходили к Чаше, не знали, как руки сложить, не знали, что делать, но душа Ваша, наверное, все-таки звала Вас к Богу. Поэтому Вам нужно прийти на исповедь, исповедоваться и потом принять Святые Тайны, став частичкой Тела Христова — членом Православной Церкви. Постарайтесь подумать о своей жизни до сегодняшнего дня, что было хорошо, что было плохо, чтобы на исповеди было что сказать Богу. Потому что Вы говорите не священнику, а Богу через священника. Конечно, многое мы не понимаем и не можем вместить на сегодняшний день, но это не беда. Мы идем к Богу в первый класс, Бог нас зовет. И со временем всё, что Вы не знаете, Вы поймете, осознаете. Я думаю, абсолютно всё знать невозможно. Всегда есть что-то, что ты не понимаешь. Но нужно смиряться и доверять Богу, даже если ты что-то и не можешь пока понять. Так что вперед!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Можно ли православному человеку, будучи в Украине, посещать храмы украинского патриархата, исповедоваться там и причащаться?

Ответ

Нельзя. Это раскольники, и их таинство недействительно. Это однозначно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Могу ли я дать обет Богу? Читала, что есть особый чин, читаемый священником. Как нужно готовиться к нему и где такой чин читают?

Ответ

Я не знаю, где такой чин читают, но я бы Вам не советовал давать никаких обетов. Если Вы что-то хотите исполнить, просите помощи Божией, молитесь, чтобы Господь Вас укрепил в этом добром намерении, и попытайтесь это исполнить. Люди часто дают обеты, а потом бывают не в состоянии их исполнить и от этого приходят в уныние, начинают испытывать чувство вины перед Богом, и это начинает угнетать. Поэтому если есть у Вас доброе намерение, помолитесь, попросите у Бога помощи, возьмите благословение в церкви у священника и с Божией помощью действуйте. Если получится — слава Богу, но если что-то не получится, то Вы не будете чувствовать себя так, будто нарушили клятву, будто дали обет и не исполнили, и не будете мучиться. Могий вместить да вместит (Ср.: Мф. 19: 12). Каждый должен искать свою меру духовной жизни и пытаться ее исполнить, делать усилия. А давать обет в наше время, еще если человек непостоянен, еще духовно незрелый, иногда бывает неразумно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Спасибо за Ваши ответы, они помогают осознать, в правильном ли направлении движешься. Помогите, пожалуйста, разобраться в сложной для меня ситуации. Я пришла к вере год назад в возрасте 50 лет. До этого всю сознательную жизнь была атеисткой (я химик по образованию) и «идейным» человеком: пионерская и комсомольская организации, понятие «гражданский долг» значили очень много в моей жизни. Поэтому мое обращение в веру было не понято родными и расценено как некое чудачество в трудный период жизни (после опасной операции на легких), но недовольства никто не выказывал, т. к. рады были моему возвращению из Минска. Я же чистосердечно делилась радостью озарения в Свято-Елисаветинском храме (вошла в храм и почувствовала, что я — дома!) и взахлеб рассказывала о духовном подвиге Елизаветы Федоровны. С этого времени я начала ходить в церковь, понемногу изучать совершенно не известные мне страницы библейской истории (по просветительским аудиолекциям Сретенской духовной семинарии). Мое мировоззрение изменилось, в доме стали появляться всё новые иконы, в качестве подарка родным (маме, мужу) уже не могла рассматривать ничего, кроме серебряного крестика с иконой. Мое изменившееся поведение (раньше приоритетом были дети, 20 и 27 лет) стало настораживать родных. Мама мягко напоминает, что есть куда потратить деньги, кроме церковных треб и паломничества, муж в открытую заявляет, что мне «задурили голову». Немного проще с детьми, они признают мою свободу выбора, но не в восторге от того, что я серьезно отношусь к выполнению церковного устава, в том числе поста. Когда этой весной я находилась на контрольном обследовании в Минске и каждый вечер ходила на службы в монастырь, недовольство родных усугубилось. Они обоснованно сердились, что поговорить по телефону со мной можно было только поздно вечером, и мне перед ними было стыдно, потому что на обследование в больницу на самом деле я легла только для того, чтобы иметь возможность бывать в монастыре. Когда мощи прмц. Елисаветы были принесены в монастырь, приехала на сутки в Минск и провела всё время в храме, а не с детьми, хотя они учатся и работают в Минске. К сожалению, хозяйка из меня всегда была нерадивая, а после операции работоспособность снизилась, и я не успеваю по дому делать всё как следует, но на службы всё равно хожу, и это не может не возмущать мужа. Получается, что я своим поведением косвенно настраиваю родных против Церкви! А ведь для меня сейчас нет ничего более желанного, чем надеяться, что и на них когда-нибудь снизойдет благодать веры… Правильно ли я себя веду? Возможно, нужно пока на время уменьшить рвение к церкви, но это — как перестать дышать! Я и так слишком медленно узнаю слово Божие и научаюсь правильно жить. Полжизни я прожила без веры и не могу позволить себе сейчас остановиться в ее постижении. Вот и моя дилемма: продолжать жить, как просит душа — значит, обижать невниманием родных; уменьшить рвение к жизни церкви — расцениваю как предательство. Как быть? Извините за длинное послание, спасибо, р. Б. Елена, Бобруйск.

Ответ

Дорогая Леночка, знаете, есть внешняя жизнь и есть внутренняя жизнь. Ни в коем случае нельзя терять внутренней связи с Богом. Сейчас Ваша задача — чтобы и Ваши близкие вошли в храм, чтобы и они узнали и прикоснулись к той радости, которую узнала Ваша душа. Поэтому сейчас нужно быть очень внимательной, осторожной, нужно пытаться служить своим близким и успевать готовить обед, убирать, уделять время и мужу, и детям. Это не будет богопротивным, это не будет мешать Вам внутри жить с Богом. И если сократятся Ваше молитвенное правило и церковные службы, я думаю, от этого не пострадает Ваша связь с Богом. У Вас есть цель — привести близких в храм, открыть им ту радость, которая открылась Вам. Поэтому нужно очень сильно молиться Вам, очень сильно. И в то же время не навязывать Вашим близким церковных, богословских разговоров. Надо не показывать свою религиозность внешне, надо служить им. Я думаю, что сейчас им необходимо увидеть Ваше желание послужить, проявить любовь, проявить внимание — тот результат, который человек приобретает тогда, когда становится верующим церковным человеком. Поэтому потрудитесь.

Избегайте каких-то крайностей в понимании сегодняшнего Вашего пути. Вы не можете сейчас сказать: «Мне никто уже не нужен, я нашла Бога, я ухожу в храм, я ухожу на богослужение, всё, живите, как хотите». Это будет грех. И в то же время, конечно же, Вам нельзя забывать, что нужно находить время для того, чтобы исповедоваться, причащаться, молиться в храме. Но делать это надо гибко и с рассуждением. Я думаю, пройдет немного времени, и Ваша усердная слезная молитва все-таки приведет и Вашего мужа, и Ваших детей в церковь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Меня зовут Галина, 48 лет. Я была крещена в младенческом возрасте. Однако моя семья и я до 30 лет были далеки от Церкви. Первая моя исповедь была осознанной и раскаяние — искренним. Но грехов было накоплено множество и по незнанию был совершен особо страшный грех аборта. Первая исповедь моя была в день праздничный при большом скоплении народа в храме. Я помню, что батюшка, выслушав меня, спросил, умею ли я читать на старославянском языке, на отрицательный ответ сказал, что нужно учить. И я последовала к Причастию. Спустя много лет после моей последней исповеди и Причастия меня настиг страх — а что если священник на моей первой исповеди не отпустил грехи моей юности, может, изучение языка было епитимией, а я по незнанию последовала к Причастию? Помогите, отче, подскажите, что мне делать сейчас, вопрос меня очень волнует. Мне страшно и стыдно от того, что я была недостойна причащаться.

Ответ

Сестра Галина, во-первых, мы все недостойны. Во-вторых, Вы исповедовались, и Бог отпустил Вам Ваши грехи. Другое дело, как мы их осознавали. Но сейчас Вам не надо увязать в каких-то сомнениях, мнительности, что грехи не исповеданы, что Вы недостойны. Вам нужно идти вперед. Бог простил Вас, сказал: больше не греши. Бог дает Вам возможность сегодня идти к Чаше и духовно возрастать, воцерковляться и учиться любить Бога и ближнего. Так что всё у нас, слава Богу, есть. Есть Святая Церковь, есть таинства Христовы, есть богослужение, соборная молитва. И есть Христос, которого Вы нашли в своей жизни. А остальное всё приложится.

То, что священник сказал Вам учиться читать на церковнославянском языке — это норма жизни для каждого православного христианина. И он Вам очень правильно сказал. Потому что церковнославянский язык — это тот язык, на котором мы молимся в храме и который должен стать нашим родным языком, который нас объединяет, всю Святую Русь, и сербов, и болгар. Это язык, Богом данный.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Год назад мне посчастливилось через болезнь прийти к вере. Теперь молюсь и подаю записки за своих родных (мужа и уже взрослых детей), но недавно услышала, что в записки на проскомидию нельзя вписывать неверующих. Расстроилась, ведь это самая сильная молитва, силой которой, я надеюсь, уверуют и мои родные. Подскажите, пожалуйста, действительно ли я не могу подавать такую записку на проскомидию? И еще один волнующий меня вопрос. Знаю, что с Пасхи до Пятидесятницы поклоны не совершаются, но домашние молитвы всегда совершаю на коленях, и сейчас тоже (почему-то не могу молиться по-иному). Нарушаю ли я что-то важное, молясь на коленях? Спасибо.

Ответ

Есть церковная молитва, и в церкви не совершаются поклоны до коленопреклоненных молитв. Есть келейная молитва, где Вы стоите перед Богом. Вы можете и поклоны делать, и стоять на коленях. Бог видит Вас, и здесь ничего греховного, наоборот, мне кажется, если человек привык делать поклоны, это помогает ему сосредоточиться. Ну, а где критерий веры? Может быть, человек со слабой верой, невоцерковленный нуждается в большей любви и в большей молитве. Где умножился грех, там преизобилует благодать (Ср.: Рим. 5: 20). Поэтому если человек крещен и сейчас не ходит в храм, не участвует в богослужениях, я думаю, за него нужно особенно молиться. Подавайте записочки, не смущайтесь. Церковь молится за всех и за вся. Я думаю, результат будет. Очень часто люди, за которых молится Церковь, открывают в своей жизни Бога, приходят в храм и становятся церковными православными людьми.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

В дни от Святой Пасхи до Вознесения Господня нужно соблюдать посты в среду и пятницу. Но я вспоминаю в эти дни евангельское: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, пока Жених с ними?» Ведь от Пасхи до Вознесения Христос с нами, да? Зачем тогда поститься?

Ответ

Есть такая традиция у некоторых, но мы все-таки придерживаемся церковного календаря. В среду и пятницу до Вознесения разрешено вкушение рыбы, пост не строгий. Можно руководствоваться и Вашим пониманием. Вот я знаю, что был такой епископ Ермоген, который во время хрущевских гонений открыл в Ташкенте церковь. Он был до революции наместником Киево-Печерской лавры. Так вот у него до Вознесения поста не было. Но это его личная практика, его понимание.

Все-таки мы должны быть более смиренны и придерживаться того правила, того устава, которым руководствуются православные христиане. Я думаю, это нам не помешает в любом случае.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Христос воскресе! Благословите, батюшка, хотела спросить, обязательно ли заказывать проскомидию в день, когда причащаешься?

Ответ

Это не обязательно. Если Вы приходите в храм, подаете записки за своих близких, то вынимают за них частички, Церковь молится за них, а Вы принимаете Тело и Кровь Христа. Можно и не причащаться и заказывать, и причащаться и не заказывать — это уже на Ваше усмотрение. Но мне кажется, хорошо, когда человек и сам причащается, и за его близких молится Церковь. Это красиво.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.