Свято-Елисаветинский
Монастырь

Можно ли креститься второй раз?

Есть процессы необратимые. Например, отрезало человеку ногу поездом. Что делать? Что ни делай, а новая нога не вырастет, необходимо как-то приспосабливаться жить уже без нее, искать какой-то протез или костыли. Пример хоть и грубоватый, зато понятный. Можно и помягче: ударил звонарь в колокол — назад звук не вернешь, как в пословице «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь».

Как очередное доказательство профанации таинств церковных (беззаконное совершение их над людьми неподготовленными), задали мне недавно в очередной раз вопрос: «А можно второй раз покрестить (правильно — окрестить) ребенка, нам крестный не нравится?»

Это при том, что перед тем как окрестить ребенка, его родители и крестные должны знать «Символ веры». Это краткие, состоящие из 12 предложений, основные догматы веры: о Боге, в Которого человек верует, и о Церкви, к которой он желает присоединиться. В десятом предложении «Символа веры» есть такое утверждение: «Исповедую едино крещение…»

 

Отвечая на вопрос о том, можно ли креститься второй раз другим именем, я говорю, что, конечно, можно окрестить ребенка и второй раз, но после того как вы этого же ребенка и родите повторно, еще раз. Ведь это тоже процесс необратимый. Даже если крещеный человек откажется от веры, а потом, допустим, опомнится и захочет вернуться в Церковь, его второй раз не окрестят, а присоединят обратно к Церкви через покаяние, так как процесс крещения необратим.

Поэтому, выбирая крестных, помните — это раз и навсегда, и руководствоваться должно не тем, будет ли он дарить подарки на именины, а воцерковленный ли он человек, сможет ли он выполнить свои обязанности и научить ребенка основам веры. А если уж так случилось, что крестного по уважительным причинам необходимо заменить, то можно обратиться к священнику, он подскажет, как выйти из этой ситуации. Например, при крещении могут находиться не только восприемники (крестные), но и сколько угодно свидетелей, на кого-то из их числа можно возложить функции крестных, прочитав молитву об усыновлении.

По Требнику необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по укоренившейся традиции бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще, супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, только разновременно.

В крайнем случае допускается крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом новопросвещенного. Обычай не допускать отца на крещение собственного ребенка не имеет никакого канонического основания. Мать крещаемого допускается на крещение своего ребенка, если над ней прочитана молитва 40-го дня. Мать и отец подростка или взрослого крещаемого, безусловно, могут присутствовать при совершении таинства и молиться за своего сына или дочь.

Если же неизвестно достоверно, крещеный человек или нет, то таинство Крещения совершается с оговоркой: «аще не крещен есть». В случае крайней нужды, например, из-за опасности смерти тяжелобольного ребенка, крещение может совершить мирянин —мужчина или женщина. Он должен быть верующим христианином и правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа» (третье погружение).

Игумен Герман (Скрыпник)

Подробнее о таинстве Крещения >>