Почему монахи не едят мяса?
Ответ на этот вопрос можно найти в чинопоследовании монашеского пострига. В самом его начале игумен спрашивает постригаемого: «Для чего ты пришел?», на что тот отвечает: «Желая постнического жития...» То есть, прежде чем принять монашеские обеты, человек заявляет о своем желании, намерении жить в посте. Конечно, пост здесь понимается гораздо шире, чем простой отказ от мясной пищи, однако этот отказ является важной (хотя и не достаточной) частью иноческой жизни, духовным упражнением, средством для достижения определенного состояния тела и ума.
Первое указание на духовный смысл отказа от мясоядения святые отцы видят в описании исхода иудеев из Египта. Господь для пропитания еврейского народа посылал с неба манну — постную пищу. Те же, кто от такой пищи отказались, пренебрегали ею (как говорит святой Василий Великий), погибли в пустыне, так и не увидев земли обетованной.
Отказ от мясной пищи непосредственно в монастырях имеет древние корни. Такое установление было принято еще в обители преподобного Антония — основателя монашества. Однако в истории неоднократно случались примеры отхождения некоторых общежительных монастырей от такой практики. Чаще всего это наблюдалось в обителях, расположенных в городах. Сегодня некоторые православные монастыри, например, в Грузии и на Кипре, не запрещают вкушение мяса монашествующим. Однако на Афоне и в Египте подход к этому вопросу довольно строг и однозначен.
Есть мясо — это грех?
Как известно, во время жизни в раю Адам и Ева не вкушали мяса. И порядок жизни в монастырях стремится приблизиться к этому райскому миропорядку. Однако употребление в пищу мяса само по себе не является грехом. Бог благословил мясоядение после всемирного потопа по слабости человеческой.
Если вкушение мяса не является грехом, то почему же монашествующие отказываются от мясоядения? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно далеко ходить. Даже нерелигиозные люди согласятся с тем, что мясо, как никакой другой продукт, способно пробуждать в человеке определенные физические волнения — плотские страсти. Как бы сказали в миру, оно дает наибольшее количество физической энергии, с которой человеку нужно что-то делать. Таким образом, отказ от мясной пищи — это не цель монашества, а средство обуздания плоти, и средство очень действенное.
Святые отцы говорят также об огромном значении сна в постнической жизни. Даже если монах не ест мяса, но много спит, плотские искушения будут одолевать его с большой силой. Именно поэтому для монашеской практики одинаково важны два эти упражнения — пост и бодрствование.
О другой крайности в отношении мяса предупреждает святитель Игнатий. Зачастую монашествующие, которые отказались от мясной пищи во имя духовных целей, начинают считать великим грехом любое, даже случайное, потребление кусочка мяса. Конечно, такое понимание в корне не соответствует духу христианства.
Я не монах — почему я должен отказываться от мяса?
В православной традиции от мясной пищи действительно отказываются не только монахи. Миряне, если соблюдают церковный устав, также значительную часть года проводят без мясных продуктов. Во-первых, это четыре продолжительных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Во-вторых, это некоторые однодневные посты, например, накануне Крещения Господня или в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. А в-третьих, это каждая среда и пятница.
Такое ограничение в пище служит духовным упражнением для каждого христианина, живет ли он в миру или подвизается в монастыре. Однако к каждой конкретной ситуации (по здоровью, по роду занятий, по определенным жизненным условиям) следует подходить с рассуждением, помня о прикладной роли пищевых ограничений, их второстепенном значении по сравнению с постом духовным.
24.12.2019