X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Театр простодушных актеров

Инклюзивный театр

 Может ли человек оправдать себя

не только покорностью высшей силе,

 но и своим творческим подъемом?

Творчество человека не есть требование

 человека и право его, а есть требование Бога

и обязанность человека.

Бог ждет от человека творческого акта

как ответа на творческий акт Бога.

Николай Бердяев

 

Сегодня инклюзивный театр стремится выйти из тени, вписаться в общее театральное поле. Специалисты относят его к направлению Ар брют (от фр. art brut — «сырое», неограненное искусство). Инклюзивный театр сегодня — любопытный эксперимент, где воедино сплавляются элементы наивного театра, символизма и личного творческого подхода.

Об инклюзивных театрах Москвы и Минска, о международном фестивале «Протеатр», об актерских буднях и международных театральных тенденциях мы поговорили с актером Национального академического драматического театра имени М. Горького Александром Ждановичем.

Александр, для тех, кто еще, возможно, не знает, расскажите, пожалуйста, что такое инклюзивный театр. Насколько он сегодня востребован? Есть ли у него свой зритель?

Как ни странно, само название «инклюзивный» я услышал не так давно, хотя с ребятами из интерната в Новинках занимаюсь более десяти лет. В Москве много лет действует театр «Простодушных», где играют люди с особенностями развития. Его название так точно выражает суть дела, что все другие кажутся мне излишними.

Сейчас много говорят об инклюзии, в частности об инклюзивном театре. На международном фестивале «Протеатр» в Москве — фестивале «особых» театров — проходили конференции, где люди всерьез по несколько часов обсуждали, как все-таки правильно называть такой театр: «инклюзивный», «особый», «особенный»… Так ли это важно? Я думаю, что жизнь сильнее любых наших раскладок.

Инклюзия — это включение людей с инвалидностью в общественную жизнь. Инклюзия — это создание общества без «лишних» людей. На самом деле инклюзивный театр существует довольно давно, в Европе во всяком случае, когда актеры с инвалидностью полноценно включаются в профессиональное театральное движение.

 

Вы руководитель инклюзивного театра «Радость» и режиссер спектакля «Маленький принц», в котором участвуют ребята из интерната в Новинках. Как пришла идея создать такой театр?

Что касается нашего театра, существует еще детская театр-студия «Радость». И я думаю, что все-таки мы одно целое. К сожалению, сейчас в театре, кроме репетиций и показа спектакля «Маленький принц», постоянная методологическая работа не налажена. Во-первых, в одно время моих юных актеров разбросали по разным интернатам. А во-вторых, из-за моей постоянной занятости сложно регулярно собираться.

Нам, конечно, очень не хватает профессионального режиссера, педагога, который смог бы на постоянной основе заниматься с ребятами из интерната. Активная работа хоть и подзамерзла, приобретает иные, новые формы. Воспитанники интернатов участвуют в постановках детской студии «Радость». Получаются действительно инклюзивные спектакли.

Это очень верное, правильное направление, полезное обеим сторонам. Особенные ребята слышат нормальную речь, учатся взаимодействовать с другими детьми. Обычные дети, поначалу принимающие интернатовских детей крайне настороженно, как неких чужаков, через какое-то время преодолевают барьер, разрушают стену, учатся дружить. Вот где настоящая радость!

 

А помните первую встречу с особенными ребятами?

Моя покойная жена Людмила когда-то привела меня в детский интернат. Буду откровенным: когда я впервые увидел особенных ребят, у меня не возникло какого-то особого теплого чувства или доверительного отношения. Была дистанция. Но потом меня все время тянуло к ним. Я задумался: а почему меня, такого занятого и, в силу профессии, довольно амбициозного, так тянет в интернат? И вдруг понял: да потому что особенные дети тебя принимают таким, какой ты есть, без масок.

Нас часто тянет на природу, к реке, в лес. Почему? Потому что там мы — настоящие. Уходит бесконечное напряжение, которое возникает в городе, в постоянном общении, в необходимости как-то подстраиваться, соответствовать каким-то требованиям, общепринятым правилам. Кто вообще придумал эти правила?.. Вот и с ребятами из Новинок легко быть настоящим. Они ближе к Богу. И с ними ты чувствуешь себя счастливее.

Всегда вспоминаю слова отца Андрея Лемешонка, который как-то сказал, что люди с инвалидностью нужны нам больше, чем мы им. Они открывают нас самих по-новому. Я благодарен Богу, что имею возможность работать с таким людьми, учиться у них. Эти дети — просто солнечный подарок. Не зря ведь их так и называют — «солнечные люди».

У театра тоже солнечное название «Радость».

Да, наши ребята не просто солнечные, но еще и очень талантливые. Каждый по-своему, конечно. Эдуард Ковалец — один из основных актеров театра «Радость» и спектакля «Маленький принц» — обладает удивительными актерскими данными. Такие упражнения, как, например, «Публичное одиночество», «Действия с воображаемыми предметами», ему и объяснять не надо. Он просто живет театром. У него есть кураж, желание импровизировать. Не у многих профессиональных актеров можно встретить такое горячее стремление и умение постоянно импровизировать, быть в творческом, артистическом тонусе. Публика всегда это чувствует.

 

Театр «Радость» существует уже более десяти лет. Какие наиболее важные, ключевые моменты в работе с людьми с особенностями развития?

Начну вот с чего. Меня как-то поразил факт, что 90% матерей, узнающих на УЗИ о возможности рождения ребенка с синдромом Дауна, прерывают беременность. Помню, в статье всерьез давалось объяснение, почему так следует поступать. Вот это странно. Да, родителям таких детей, безусловно, сложнее. Таким детям требуется гораздо больше внимания, времени, сил, терпения. Да, возможно, они не смогут достигнуть каких-то вершин в нашем обществе. Но ведь это не обязательно, чтобы быть счастливым.

Среди особенных людей есть успешные актеры, художники, спортсмены. Я читал, что такие люди даже бизнесом занимаются! Если дарить особенным детям заботу, любовь — они преодолевают многие отставания в развитии. И на пути преодоления театр может очень помочь. Посмотрите на актеров «Театра простодушных» — они развиваются, работают над речью, пластикой, и многие из них становятся профессиональными актерами.

Никаких рецептов в работе с людьми с инвалидностью у меня, конечно же, нет. Использую метод проб и ошибок. Есть гораздо более опытные мастера инклюзивного театра: руководитель «Театра простодушных» Игорь Неупокоев, режиссер театра-студии «Круг II» Андрей Афонин. У них можно многому поучиться. Но, как ни странно, с особенными ребятами во многом работать легче, чем с обычными детьми. Они более преданы. Театр для них нечто большее, чем просто игра.

А расскажите, пожалуйста, об опыте упомянутых режиссеров. Можно сказать, что «Простодушные» и «Круг II» уникальное культурное явление?

Игорь Неупокоев начинал в Минске как актер Театра-студии киноактера. Потом уехал в Москву. Сейчас он, что называется, на слуху у людей, связанных с инклюзивным театральным движением. Господь привел его к этим людям. О его театре есть замечательный документальный фильм «Ваш выход».

Когда они начинали, было ужасно трудно. Теперь хотя бы есть место, где можно репетировать. Но сценической площадки нет. Поэтому спектакли проходят чаще всего на сцене театра «Кураж». Игорь Неупокоев работает, скорее, интуитивно. Он просто отдает своим актерам все сердце, всю душу. Поэтому, наверное, и получается такой результат.

В «Театре простодушных» в большинстве своем играют люди с особенностями развития, воспитанные в семьях. Своих детей (уже довольно взрослых) колоссально поддерживают мамы. Это, например, категорически не приемлет Андрей Афонин, художественный руководитель и режиссер театра-студии «Круг II».

Андрей Афонин — опытный практик в работе с особенными людьми. В «Круге» с десяток профессиональных театральных педагогов. В студии ведется методичная, продуманная работа: шесть дней в неделю по несколько часов актеры занимаются и репетируют. Я познакомился с его ребятами. Они уникальные!

Так вот он категорически против присутствия родителей, утверждая, что чрезмерной опекой они лишают своих детей самостоятельности и превращают 40-, 50-летних людей в абсолютных детей. И правда, в его театре люди обретают самостоятельность. Они женятся, выходят замуж. Я как-то спрашивал, почему он не издает методическую литературу. «Все собираюсь, собираюсь…» Вот ждем.

А вы не хотите пригласить «Театр простодушных» в Минск?

Мы не просто хотим, а делаем все возможное, чтобы театр выступил перед белорусским зрителем в ближайшее время, а если точно — 29 мая! Минский Театр-студия киноактера предоставляет свою сценическую площадку для того, чтобы «Театр простодушных» показал спектакль по символистской пьесе писателя Серебряного века Алексея Ремизова «Прение Живота со Смертью».

Инклюзивный театр — это не какая-то самодеятельность, любительское начинание, а серьезное направление театра. Лучшие критики Москвы обсуждали развитие особенного театра как самостоятельного направления, полноценного и полноправного, в международном театральном движении. Особенные люди знают про этот мир что-то такое, чего мы не знаем. Такой театр может передать зрителю скрытые метафизические символы и посылы, которые ни один обычный театр не сможет.

Я видел много спектаклей инклюзивных театров, в том числе и европейских: французского, испанского. Они делают акцент на пластических постановках. Там мало драматических включений. Мы хотим, чтобы наш зритель увидел то, что делает «Театр простодушных». На международном фестивале «Протеатр» спектакль «Прение Живота со Смертью» получил многочисленные положительные отзывы. Это интересная, стоящая, глубокая постановка. И актеры действительно простодушные. Они не играют. Театр — это кусочек их жизни.

Как всегда, все упирается в финансы. Труппа не маленькая. Сейчас мы ищем средства, чтобы «Простодушные» могли добраться до белорусской столицы.

 

Александр, в рамках выставки «Вербны кірмаш» 2 апреля во Дворце искусства (ул. Козлова, 3) пройдет показ инклюзивного спектакля «Маленький принц». Расскажите, пожалуйста, столичному зрителю об этой постановке.

Спектакль «Маленький принц» — это не очередная интерпретация известной сказки, а возможность посмотреть на мир иначе. В спектакле принимают участие люди с особенностями психофизического развития. Эти удивительные актеры, несмотря на свой возраст, остаются детьми всю жизнь. Дети, которые никогда не станут взрослыми, играют спектакль для взрослых, которые когда-то были детьми. Они так же, как и мы, хотят быть любимыми, но самое главное — дарить любовь.

«Маленький принц» — трогательная, проникновенная история, не лишенная самоиронии, тонких смыслов и христианской глубины.

Особенные актеры очень ждут зрительской поддержки. Обязательно приходите на наш спектакль, чтобы прикоснуться к миру вашего внутреннего ребенка!

Беседовала Мария Котова

31.03.2017

Просмотров: 103
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать