X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Великий Понедельник

притча о бесплодной смоковнице

В Великий Понедельник Святая Церковь сближает события Ветхого и Нового Завета. Нам открывается ветхозаветный прообраз Христа — целомудренный, невинный Иосиф, из зависти проданный братьями за 20 сребреников, униженный из-за отказа участвовать в грехе и вверженный в темницу между двумя преступниками, прошедший огненное горнило клеветы и после — прославленный Богом. В Синаксаре говорится: «Иосиф есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников — иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров — гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною Плотию».

Далее Святая Церковь уже предлагает нам не покаянные, а встречающие Спасителя образы. Как мудрая дева с зажженным светильником, ждем мы Его под пение тропаря: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».

Затем Святая Церковь предлагает нам поразмыслить над притчей о бесплодной смоковнице, которая изображает не только сонмище иудейское, не принесшее пришедшему во плоти Богу истинного плода, но и всякую душу, не вырастившую для Него ничего достойного. Как душа, потерявшая свои брачные одежды, данные в таинстве Крещения, взываем: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Утреннее Евангелие притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг, а потом и самого сына своего господина, не только напоминает нам об ожесточении иудеев, распявших Бога, но и предупреждает христиан, познавших Его и продолжающих распинать своими грехами.

На Шестом часе предлагается еще один ветхозаветный прообраз Христовых страданий — чтение о многострадальном Иове.

На литургии евангельским пророчеством Иисуса Христа о кончине мира предызображаются великие и разнообразные бедствия, звучит призыв к терпению, обещаются прекращение бедствий «избранных ради» и явление всемирной славы грядущего с сонмом Спасителя.

Илл.: Притча о бесплодной смоковнице. Фрагмент фрески. XIV в. Мон. Высокие Дечаны, Косово, Сербия

Великий Понедельник

Первые три дня