Святые отцы IV Вселенского Собора
IV Вселенский Собор проходил в царствование императора Маркиана в Халкидоне с 8 по 31 октября 451 года. На нем присутствовало 630 епископов. Председательствовал епископ Константинопольский Анатолий. Собор издал 30 правил. Главные предметы правил — церковное управление и церковное благочиние. Сверх того, Собор утвердил постановления не только трех предшествовавших Вселенских Соборов, но и Поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в IV веке.
Прежде всего отцы Собора занялись рассмотрением деяний «разбойничьего» Собора 449 года в Эфесе и судом над Диоскором. Отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых. К тому же на Диоскора представлено было много обвинений в безнравственности со стороны некоторых египетских епископов, жестокости и разного рода насилиях. Собор осудил Диоскора и низложил его из епископства.
Собор был направлен также против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства.
Отцам предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностям несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва Римского к Флавиану, они тем самым определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств: Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.
После Собора император издал строгие законы относительно монофизитов. Приказано было всем принимать учение, определенное Халкидонским Собором; монофизитов ссылать в заточение или изгонять; сочинения их сжигать, а за распространение этих сочинений казнить. Диоскор и Евтихий были сосланы в отдаленные провинции.
Халкидонский Собор не положил конец спорам и волнениям вокруг вопроса о природах и лице Господа Иисуса Христа. Православная Церковь соборно утвердила решения Халкидонского Собора на V Вселенском Соборе в 553 году. Ныне его авторитет также признают римо-католики. Непризнание постановлений Собора является отличительным признаком вероучения антихалкидонитов.
Празднование: 29 июля (16 июля по ст. ст.).
Илл.: IV Вселенский Собор. Фреска. Дионисий, 1502 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы, Ферапонтов мон., Россия