Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением. В V веке празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающихся навечерием праздника Крещения Господня.
Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название "сочельник" связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх потребности. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. Вообще, в Крещенский Сочельник пост строгий и не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть до полудня 18 января. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза, дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды. Крещенский Сочельник – это первый постный день после Рождества Христова. Вечером По традиции верующие вкушают сочиво.
В храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, это происходит всего несколько раз в год — Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великую Субботу.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Освященная вода — это церковная святыня, которой коснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. В этом случае святая вода может храниться многие годы.