X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Православный церковный календарь

церковный календарь на 2023 год

Круг времени, устремленный в вечность

Стрелки часов огибают циферблат, отмеряя минуты и часы. Сменяют друг друга ночь и день, поры года. Мы живем в вечном круге времени, но всё чаще ощущаем его неуловимость, замечая, как настоящее тут же становится прошлым, и порой с горечью осознавая, что его не вернуть.

Время – вечная загадка для человека, и календарь – одно из древнейших изобретений, помогающих нам совладать с тайной времени. Но глядя в календарь, трудно бывает удержаться, чтобы не вообразить себя безраздельным хозяином своего времени. И так легко бывает поверить, что жить стоит только настоящим или ближайшим будущим, а наше существование оканчивается земной жизнью!.

Церковный календарь отрезвляет наш горделивый ум. Он напоминает нам, что время – одно из творений Божиих, и Он его истинный хозяин. Он приносит его нам в дар, поскольку хочет нашего возрастания в Нем. Он желает, чтобы мы, следуя Его путем, приближались к Его царству и видели не только повседневность, но и думали о жизни вечной.

Главенство Христа

Как и календарь обычный, церковный православный календарь ведет счет дням, неделям и месяцам. Но при этом он наделяет их духовным смыслом. Службы и молитвы суточного круга – вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы – наполняют наш день присутствием Бога. Церковная неделя начинается в воскресенье с прославления восстания Христа из мертвых. Каждую среду мы празднуем память Креста Господня, а каждую пятницу – вспоминаем о крестных страданиях и смерти Христа. Мы прославляем ангелов, Иоанна Крестителя, святых апостолов и Николая Чудотворца, завершая недельный круг почитанием Богородицы, всех святых и поминовением всех усопших православных.

Каждый день календаря – праздничный, и в центре каждого праздника – Христос. Памяти о главных вехах Его жизни и служения, а также жизни и служения Его матери, Пресвятой Богородицы, посвящены двенадцать великих праздников. Сила Христа, Его благость и любовь к людям явлены нам в житиях святых Церкви, дни памяти которых также указаны в календаре. Кроме того, церковные праздники установлены в честь важнейших событий в истории Церкви. Например, праздник Торжества Православия знаменует окончательную победу над ересями и нестроениями. К важнейшим событиям также относится обретение святынь, например, чудотворных икон Богородицы. Календарь подскажет нам, какой праздник сегодня отмечается, есть ли пост и что нельзя делать сегодня по календарю.

Наша молитвенная жизнь и порядок богослужений в храме также определяются календарем. В нем установлены посты – периоды приготовления к важнейшим праздникам, в течение которых христианин ограничивает себя в пище и развлечениях и посвящает время усиленной молитве и творению милостыни. Также установлены сплошные седмицы – недели, свободные от постов. Календарь подскажет нам, какие песнопения будут исполняться и какие отрывки из Писания мы сегодня услышим.

календарь православной церкви

Подвижный круг праздников

Далеко не все праздники церковного календаря выпадают на одну и ту же дату, как в большинстве календарей светских. В православном календаре есть праздники подвижные, дата празднования которых зависит от дня Пасхи.

Дата Пасхи разнится от года к году, поскольку определяется по лунному календарю, отличающемуся от солнечного. Лунный календарь использовался израильским народом для расчета ветхозаветной Пасхи, и его сохранение было необходимым ради преемственности между новозаветным и ветхозаветным временем. Самая ранняя дата празднования Пасхи – 4 апреля, самая поздняя – 8 мая. Для расчета даты Пасхи на каждый год используется свод правил, именуемый Пасхалия.

Праздники подвижного цикла приходятся на семнадцать недель года: десять – до Пасхи и семь – после Пасхи. К великим праздникам подвижного, или пасхального, круга, относятся Вход Господень в Иерусалим (отмечается в воскресенье, предшествующее Пасхе) и Вознесение Христа (отмечается на сороковой день после Пасхи). Завершается пасхальный цикл Днем всех святых, отмечаемым на следующий день после Пятидесятницы.

Пасхальные недели – период особых богослужений по отдельным книгам – Триодям: Постной – для десяти недель до Пасхи и Цветной – для семи недель после Пасхи. Большинство воскресений пасхального цикла посвящено воспоминанию евангельских событий – например, притчам о мытаре и фарисее, возвращении блудного сына и Страшном Суде в первые три недели цикла. В период Постной триоди недели начинаются с понедельника: например, неделя о блудном сыне начинается в понедельник, следующий за неделей о мытаре и фарисее. После Пасхи недели снова начинаются с воскресенья.

Наиболее важный постовой период православного церковного года – Великий – начинается за семь недель до Пасхи и продолжается до раннего утра пасхального воскресенья. Его задача – подготовить христианина к проживанию страстей Христа и празднованию Воскресения Христова, укрепить его духовно.

Неподвижный круг праздников

Праздники, выпадающие на одну и ту же дату, являются неподвижными. К неподвижным великим праздникам относятся Господские праздники: Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение и Преображение, Воздвижение Креста Господня, а также богородичные: Рождество Богородицы, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Благовещение, Успение.

Праздниками неподвижного круга являются дни поминовения святых, памятных событий из жизни Церкви и святынь. Круг неподвижных праздников постоянно расширяется по мере того, как Господь открывает нам имена новых святых. Большинство новых святых Русской Церкви – новомученики, пострадавшие за веру в жестокие десятилетия прошлого века.

На одну и ту же дату года приходится начало и окончание двух постов: сорокадневного Рождественского (28 ноября – 6 января) и Успенского (14 – 28 августа). Особое место среди постовых периодов занимает Апостольский пост. Дата его начала подвижна и выпадает на восьмой день после Пятидесятницы. Но заканчивается он всегда в один и тот же день: в праздник Петра и Павла, и потому его продолжительность меняется год от года.

православный церковный календарь

Старый и новый календарь

Церковный календарь опирается на естественный круг времени, а значит, должен совмещать лунный и тропический циклы и с точностью отражать смену времен года и даты солнцестояний. Сегодня Православные Церкви живут по двум календарям: григорианскому (новому) и юлианскому (старому), каждый из которых решает эти задачи по-разному.

Юлианский календарь наиболее древний. Он был введен в действие в 46 году до нашей эры и назван в честь римского императора, правившего в это время, – Юлия Цезаря. Новый год по юлианскому календарю отмечался 1 сентября, в день индикта, или начисления налогов. Сегодня этот день отмечается в церквях, живущих по старому календарю, как церковное новолетие.

Григорианский календарь был введен в западных странах и церквях в XVI веке для преодоления расхождений между астрономическим и календарным временем и назван по имени правившего Папы Римского Григория XIII. Сегодня григорианский календарь опережает юлианский на 13 дней.

Православные Церкви строго придерживались юлианского календаря вплоть до конца Первой мировой войны. К тому времени почти все страны, в которых они действовали, перешли на новый, григорианский календарь, тогда как церкви продолжали жить по старому. В 1923 году по инициативе вселенского патриарха был созван межправославный Собор для обсуждения возможности перехода Православных Церквей на новое исчисление дат.

Многие Православные Церкви, в том числе Русская, не участвовали в работе Собора. Церкви, представленные на нем, также не смогли прийти к согласию ни по одному из вопросов. Тем не менее в разное время многие Православные Церкви стали переходить на григорианский календарь, в том числе Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Греческая, Кипрская, Румынская, Польская. Одной из последних на новый календарь перешла Болгарская Церковь (в 1968 году). Старый, юлианский календарь, сохранили Русская и Сербская Церкви, а также почти все монастыри Афона.

Православные Церкви, принявшие новый календарь, отмечают Рождество 25 декабря, а живущие по старому календарю – 7 января. Первые отмечают Крещение 6 января, последние – 19 января. При этом все Православные Церкви празднуют главный праздник, Пасху, в один и тот же день, исчисляя ее по старому, юлианскому, календарю. Единственным исключением является Финская Православная Церковь: поскольку лишь 2% верующих в Финляндии относят себя к православным, Финская Православная Церковь исчисляет и празднует Пасху по григорианскому календарю.

О календаре на нашем сайте

Календарь, размещенный на нашем сайте, составлен на основании церковного календаря, публикуемого Издательским центром Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Здесь вы узнаете даты празднования Пасхи, великих праздников и других памятных дат, дней поминовения святых, постовых периодов, сплошных седмиц. Для удобства пользования все даты указаны по старому (юлианскому) и новому (григорианскому) календарю. Вы также найдете тропари и кондаки праздников и святых.

Особенностью издания календарей в Русской Православной Церкви является ежегодная публикация дней поминовения всех святых, в том числе прославленных иными Православными Церквями. Это необходимо не только в силу их большого количества, но и по причине устоявшейся традиции использовать календарь для выбора имени при Крещении. День памяти святого, с именем которого был крещен верующий, – важный личный праздник, день ангела, и узнать его дату в текущем, 2022 году, можно по календарю.

Тем не менее цель нашего календаря не исчерпывается напоминанием о датах праздников, постов и дней поминовения святых. Ни один из нас не застрахован от соблазна поддаться суете и подчинить свою жизнь мелким, сиюминутным потребностям. Мы надеемся, что, просматривая этот календарь, каждый вспомнит о том, что наша земная жизнь – это подготовка к жизни вечной. Наше время на земле скоротечно, и его следует использовать для накопления богатств вечных, а не земных.