X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Какой может быть икона Пасхи: иконография Воскресения Христова в работах наших мастеров-реставраторов

Необычная «народная» икона Воскресения Христова находится сейчас на реставрации в Свято-Елисаветинском монастыре. Образ датируется XIX веком. Подобные иконы писали провинциальные иконописцы, которые жили в деревнях. У них не было возможности купить драгоценные камни и краски, поэтому образы писали местными земляными пигментами, такими как желтая и красная охра, уголь, белила.

 

На иконе, кроме Воскресения Христова, изображены Казанская Богородица и Святитель Николай Чудотворец, мученики Флор и Лавр, святой апостол Петр и святая Анастасия (подписана Настасья). Подписи на иконе и образы, которые написал мастер, свидетельствуют о том, что икона, скорее всего, была семейной.

На фотографии мы видим образ в том виде, в котором он поступил к реставраторам. Сейчас икона наполовину отреставрирована: укреплена древесина, сняты поверхностные загрязнения и слой олифы, сделаны левкасные работы, затонированы утраты.

Реставраторам еще предстоит восстановить утраченные лики. Мастерская имеет богатый архив, из которого выбираются такие же либо подобные иконы, соответствующие определенному времени и иконографии, а затем лик копируется с изображенного образа. В отличие от иконописцев, реставраторы работают с акварелью, пигментами, которые менее всего подвержены влиянию света. Эту краску при необходимости можно легко снять, не навредив самой иконе и сохранив ее внешнюю эстетику.

 

Реставраторы работают также с иконами, напечатанными на металле. Так, прежде, чтобы добиться свечения иконы, образ писали на золоте, но с развитием технологий подобный эффект достигался и при помощи печати на металле. Однако со временем материал начинал ржаветь…

Эта икона с образом Воскресшего Господа в окружении ангелов, датируемая началом XX века, к реставраторам поступила ржавой. Сама икона была под слоем желтого потемневшего лака. При помощи специальных реактивов мастера сняли ржавчину, а для расчистки образа использовали растворители.

Основная сложность в работе с металлической иконой заключается в том, что если она находится в обычной среде, а не в музейной, где поддерживаются определенные температура и влажность, то процесс разрушения неизбежен. Его можно лишь приостановить при помощи современных средств научной реставрации.

 

Нашим мастерам посчастливилось поработать и с уникальной иконой, в которой Воскресение Христово показано особым образом — через подробное описание евангельских сюжетов. В верхней части иконы мы видим ангела, который благовествует женам-мироносицам, стоящего у пустых пелен апостола Петра, благоразумного разбойника в раю и самого Воскресшего Господа в окружении ангелов, а в нижней части иконы — Христа, Который изводит души умерших из ада. То есть этот образ нам показывает не только Воскресшего Господа, но и Господа Спасителя, объясняя, зачем Христос пришел на землю! 

В наставление нам, маловерным и сомневающимся, изобразил иконописец и хождение Иисуса Христа по водам.

Эта икона писана на доске темперными красками. На реставрацию она поступила с местами отошедшей от доски паволоки (ткани), поврежденным левкасом и сгрибиленной олифой.

Олифа — это верхнее покрытие, сделанное на основе льняного масла. Примечательно, что когда мастера олифили икону, та начинала светиться. Краски под слоем олифы проявляли свой цвет, свет на них таинственно преломлялся, а сама икона приобретала звучность.

Также олифа выполняла защитную функцию, поэтому на икону наносился толстый слой материала. В храме такая икона нагревалась от жара свечей и лампад, олифа начинала течь и позже при холоде застывала в виде капелек. Со временем капельки скатывались в островки, так на иконе образовывались твердые шарики.  

На иконе они имеют вид выпуклых точек, которые реставратор расчистил. После снятие олифы открылось много утрат. Для целостного восприятия иконы эти места тонировались, а некоторые лики местами были прописаны, затем икону покрыли обратимым лаком.

Реставраторы отметили, что с этой иконой было очень легко работать: она словно чудесным образом сама себя обновляла. 

08.04.2018

Просмотров: 131
Рейтинг: 5
Голосов: 2
Оценка:
Комментировать