Семейные молитвенницы. Живые синодики
Короткие рассказы из цикла «Семейные молитвенницы»
Живые синодики
Когда проходишь свой земной путь уже не первое десятилетие, начинаешь замечать в творческом потоке жизни не только импровизации, но и закономерности. Одна из них — в каждом роде есть свой молитвенник. Некоторые из них живут в воспоминаниях и семейных преданиях, а кто-то — молится за свою семью и родственников сегодня.
Как-то поразила меня довольно взрослая моя знакомая тем, что, посмотрев прописи внучки-первоклассницы, сказала:
— Деточка, ты уже большая. Пришла пора научиться писать церковную записку. Садись, я буду диктовать тебе имена твоих прабабушек и прадедушек…
И всегда, в разные времена, даже безбожные, были в семьях религиозные старушки, тетушки или дедушки. А в наши дни это всё чаще девушки, юноши, алтарники, монахи, священники…
В Румынии таких молитвенников называют «апостолами». В каждом роду есть женщина-апостол. Она не выходит замуж, ведет благочестивую жизнь, молится за всех. Все семьи большой родни время от времени передают ей обновленные синодики, ведь жизнь идет, кто-то рождается, кто-то умирает. Румынские «апостолы в платочках» каждый день читают эти помянники, ходят в храм, памятуя имена родных.
Молитвенница помнит, кто как жил и кто как ушел, знает, в чем нуждаются родные. И молится за них — живых и усопших. Так складывается ее жизнь, и именно на это направлены все устремления. В таких синодиках — все нити рода, судьбы непутевых, успешных, несчастных. Тех, кто ночи проводит в казино или руководит заводом, учится в третьем классе или продает джинсы на рынке, пишет научные работы или ухаживает за больными.
И хоть у нас нет такой явной традиции, зато есть люди, которые молятся, любят, помнят, беспокоятся за своих близких. Через таких людей мы связаны с Богом, Который так заботится о нас, влагая в их сердца эту потребность, и словно за ручку ведет нас от земных забот к небесам.
У каждого из нас есть свой молитвенник. И с ним обязательно связана какая-нибудь история.

У писателя Николая Шипилова была молитвенница — крестная Леля. А когда ее не стало, это место заняла его родная сестра Надежда. Инвалид детства, она не вышла замуж, жила скромно, ходила в храм, подавала записки, вела переписку с родней… Чем не «апостол рода»?
Одна из двух моих бабушек рассказывала о дальнем родственнике Дионисии, который странничал, ходил по домам родни, останавливался там на какое-то время и молился по ночам. А вторая бабушка жила с нами и тайно молилась перед иконой, потом прятала ее в шкафу, чтобы не «компрометировать» своих детей-коммунистов. И в храм ходила, и молитвослов открывала ежедневно, читала Евангелие. Я помню в ее пропахших старинным воском книгах вложенные записки с именами, написанные необычным почерком химическим карандашом, время от времени переходящим в «простой», — сложные для меня тогда имена Пелагия, Феодора, Лаврентий, Алексий…

Продолжение следует…
20.02.2026