X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

фото введения во храм

4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное.

Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4-й

4 декабря, в начале Рождественского поста, Православная Церковь благоговейно отмечает праздник — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Предание повествует о том, что престарелые Иоаким и Анна с детства посвятили свою дочь Богу. Когда Марии исполнилось три года, благочестивые родители решили исполнить свой обет. Они созвали родственников, пригласили девиц и сверстниц своей Дочери, одели Ее в лучшие одежды и повели в Иерусалимский храм. Шествие сопровождалось духовными песнопениями, отроковицы и Сама Дева Мария шли с зажженными свечами в руках. Навстречу им из храма во главе с первосвященником с пением вышли все священнослужители. Святой Иоаким и его супруга, молясь и благоговейно кланяясь Богу, поставили юную Марию на первую ступень храма. Всего ступеней было 15 — по числу псалмов, которые пели священники, поднимаясь в храм. Трехлетняя девочка Сама, без посторонней помощи, поднялась к первосвященнику, который Ее встречал. Первосвященник благословил Деву, как благословлял всех посвящаемых Богу, а затем, по внушению Духа Святаго, ввел Ее во Святая святых, куда сам вступал лишь раз в год и не иначе как освятив себя. Так произошло введение Марии во храм.

 

Святые родители Иоаким и Анна фото

Святые родители Иоаким и Анна со своим Чадом

Дева Мария оказалась в самом сердце храма. К тому времени ковчег завета, в котором лежали каменные скрижали Моисея, жезл Аарона и иные реликвии, исчез. Ковчег был, конечно, важен сам по себе, но одновременно являлся символом совершенной святости, воплощением которой стала Пресвятая Богородица — новый ковчег завета, избранный сосуд Божий не только для израильского народа, но и для всех людей. Слава Божия наполняет Марию, так что Она Сама становится Храмом, который вместит в себя Сына Божия.

 

ступени лестницы Иерусалимского храма

Сохранившиеся ступени лестницы, которая вела к Иерусалимскому храму

Пречистая Богородица вошла во Святая святых и пребывала там в чистоте, молитве и неразлучном единстве с Богом. Так Дева Мария дошла до полноты той зрелости, которая, как сказал об этом митрополит Антоний Сурожский (Блум), «…сделала возможным для Нее стать не только сосудом Боговоплощения, но сделать возможным Боговоплощение, подарив Богу человеческую плоть, человеческую душу, человечество очищенное и освященное так, что Бог мог соединиться с этим человечеством, и это человечество не сгорело от этой встречи, и Бог не был умален этой встречей. <…> Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Богородица смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери».

Святой Григорий Палама говорит, что воплощение Сына Божия было бы так же невозможно без соизволения Его земной Матери, как и без воли Его Небесного Отца. Пречистая Дева — Дверь Небесная, через которую Сын Божий стал Сыном Человеческим, Бог Слово вошел в мир.

 

фото алтаря

Алтарь — Святая святых в православном храме

Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где кроме Бога и Его путей нет ничего. Она погружается в молитву, предстоит живому Богу, предается святому труду, который может быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — одной любви и заботы.

Глубокой тайной покрыта жизнь Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил святой Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания в Иерусалимском храме Пречистая Дева воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась. Погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она возрастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему (Лк. 1: 38). За годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Дева обрела способность стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир.

Святой Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», в котором приводится рассказ преподобного Григория Никомидийского о посещении Марии в храме Ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?»

 

архангел Гавриил

Церковное предание говорит о том, что пищу Богоотроковице во Святая святых приносил Ангел

Сегодняшний праздник помогает осознать, на какую высоту вознес Господь человека. Церковь — небо на земле. В лице Божией Матери начинается наше спасение. Оно не начинается с ничего, с нуля, оно — завершение целого пути человечества. Она — дар земли, дар человечества Богу, чтобы Он мог стать человеком. Дева Мария Богом предназначена была стать Матерью Сына Божия, Который открыл людям путь в Царство Небесное.

Царские врата, как правило, носят икону Божией Матери. В каком-то смысле можно сказать, что Божия Матерь — это Врата Небесные, Врата, через которые Живой Бог вступает в мир, Врата, которыми воплотившийся Господь Иисус Христос пришел спасти падший род человеческий.

 

изображение Пресвятой Богородицы на царских вратах

Пресвятая Богородица на царских вратах

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Дивный образ введения Богородицы во храм запечатлен в нашей иконографии.

На иконе изображены события библейской истории: праведные Иоаким и Анна приводят трехлетнюю Дочь, по данному ими обету, в храм, чтобы посвятить Ее Богу. Дева Мария находится в центре композиции. Как правило, Ее фигура меньше остальных, но Она одета в мафорий и тунику — традиционную одежду взрослых женщин. Цвета — пурпурный мафорий и синяя туника — подчеркивает самый высокий статус Богоотроковицы — статус Ее служения Богу.

На иконе Введения Пресвятой Богородицы во храм традиционно изображаются ступени храма, по которым Отроковица поднялась, чтобы позднее Самой стать «Боговместимым храмом» — Матерью Сына Божия. В композиции образа языком иконописи передается структура храма — вход, киворий, сень.

На многих иконах фигуру Девы Марии изображают дважды. В верхнем углу Она пребывает в Святая святых — самом сокровенном месте Иерусалимского храма, куда лишь раз в год мог заходить первосвященник. Рядом с Пресвятой Богородицей — Ангел, питающий Ее «небесным хлебом». В этой сцене можно увидеть отсылку и к другому важному событию христианской истории — Благовещению.

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Храмы и монастыри в честь праздника Введения

На Руси издавна было немало Введенских церквей и монастырей. Есть посвященные Введению обители и во всем православном мире, среди них: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, Свято-Введенский мужской монастырь в Киеве, Тихвинский Введенский женский монастырь, Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове, Оятский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь, монастырь Введения Пресвятой Богородицы во храм в Белграде. Есть и в Беларуси современный Введенский женский монастырь — в деревне Богуши, что на Сморгонщине. Купятицкий мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы близ Пинска, недалеко от места явления Купятицкой иконы Божией Матери, существовал до середины ХVIII века.

 

фото Введенской Оптиной пустыни

Введенская Оптина пустынь

Первые документальные свидетельства богослужебного празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы относятся к VIII веку. Этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. Не случайно именно с праздника Введения в православных храмах начинают звучать рождественские песнопения. На праздничной утрене Введения в качестве катавасии (завершения песен канона) используются ирмосы первого канона праздника Рождества Христова: «Христос рождается, славите». С этого дня в богослужении появляются черты предпразднства Рождества.

Сейчас, когда празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы, перед нами простирается путь — нам надлежит приготовить себя к чуду Рождества Христова. Это время дано, чтобы очистить свое сердце, обновить свою волю, освятить свою мысль и плоть, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы родиться и в нас. Богородица родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную. Будем молиться с благодарностью Пресвятой Владычице — такой любви, какую Она явила, мы не встретим нигде. Дева Своего Сына принесла на смерть, так же, как Отец Небесный: оба отдали Своего возлюбленного, единородного Сына на смерть, чтобы другие могли жить. И нам дано — молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка — соединиться с Богом так таинственно, чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь.

 

фреска введения во храм пресвятой богородицы

«Введение во храм Пресвятой Богородицы». Фреска храма в честь иконы Божией Матери «Державная» Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минск

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Днесь благоволения Божия предображение,/ и человеков спасения проповедание,/ в храме Божии ясно Дева является,/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:// радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

Читайте также:

«В день Введения во храм Пресвятой Богородицы» >>

«Путеводные огни. Введение во храм Пресвятой Богородицы» >>

При подготовке использовались материалы:

  1. Закон Божий / Сост. Прот. Серафим Слободской. — 3-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015 г.
  2. Минея — М.: Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002. 12 том./ Минея ноябрь. — 2002./ Ч. 2.
  3. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. — Москва : «Ковчег», 2010 г.
  4. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1983 г. — Фонд духовного наследия митрополита Антония Сурожского.

03.12.2025

Просмотров: 1204
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать