Размышления на Обрезание Господне
Через восемь дней после рождения Спасителя родители принесли Его для совершения обрезания (см.: Лк. 2: 21). Оно было заповедано Богом Аврааму. Тогда же Господь обещал заключить вечный завет с потомством Авраама: Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя… Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… (Быт. 17: 10–12). Господь по безмерному состраданию и безграничной любви к людям добровольно облекся в Им же созданную человеческую природу. Причем воспринял плоть в ее падшем и тленном состоянии, Сам при этом оставаясь абсолютно безгрешным.
Отсечение маленького кусочка кожи символизирует смертность грешных людей и свидетельствует о завете с Богом, чистым и безгрешным. Сам Бог и Податель Закона показывает тем самым, что неясные символы Ветхого Завета находят в Нем свое объяснение. Несколько капель крови, пролитых Им в этот день, являются предварением крови, которую Он прольет на Кресте, чтобы омыть грехи мира и избавить нас от проклятия. Вот почему вместе с обрезанием Спасителя мы вспоминаем и всё таинство нашего искупления.
Через обрезание Второго Адама был положен конец ветхозаветному телесному обрезанию, и через Его кровь получил начало Новый подлинный Завет, отмеченный обрезанием духовным. Христианское крещение является этим подлинным духовным обрезанием, знаком причастности к новому народу. Это происходит уже не через отсечение частицы мертвой кожи, а через избавление от самой смерти посредством приобщения к животворящим смерти и Воскресению Господа. По этой причине апостол Павел и другие апостолы усердно выступали против тех, кто принуждал язычников, принимающих христианство, совершать обрезание (см.: Деян. 15: 5–30; 1 Кор. 7: 18, 19; Гал. 2: 7, 8; 6: 15). В Нем (во Христе), — говорит апостол Павел, — вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным… обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2: 11, 12). Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5: 6). Положив предел ветхозаветному установлению Своим собственным обрезанием, Христос призывает нас тем самым к обрезанию сердца, к духовному обновлению, возвещенному Им через пророков (см.: Иер. 4: 4; Рим. 2: 25–29).
Точно так же, в виде пророчества, Бог повелел Аврааму совершать обрезание плоти по истечении первых семи дней жизни младенца, которые символизируют исполнение времен (см.: Быт. 17: 11). Таким образом, на восьмой день совершился переход от тленного мира к жизни вечной. Это нам было открыто в Воскресении Господа в «восьмой» день недели, который есть также первый и единственный день жизни бесконечной и непреложной. Будучи обрезан на восьмой день по рождении, Христос таким образом пророчествовал нам о Своем будущем Воскресении и нашем будущем избавлении от смерти.
Согласно обычаю, в этот день Иосиф дал ребенку имя, которое ему указал Ангел Божий, — Иисус, то есть Спаситель (см.: Мф. 1: 21; Лк. 1: 31). Через одно это имя уже открылось, с какой целью Он пришел на землю, почему вечный Бог и Творец всего стал человеком. В имени Иисус заключена вся тайна нашего Спасения. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2: 9–11).
Как свидетельствуют бесчисленные примеры из Священного Писания (см.: Деян. 3: 6; 4: 7; 10: 43; 16: 18; 19: 13 и т. д.) и житий святых, призыванием имени Иисуса, произнесенного с верой, совершаются чудеса, разбегаются бесы и темные силы, словно опаляемые огнем Его Божества. Так исполняется обещание Христа: И если чего попросите… во имя Мое, то сделаю (Ин. 14: 13). Поэтому православные христиане, свидетели этого имени, дарующего жизнь (см.: Ин. 20: 31), чувствуют себя обязанными делать всё во имя Иисуса: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3: 17). Если мы во всех обстоятельствах и при каждом нашем вздохе будем непрестанно повторять святую молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», то Господь Сам будет обитать в наших помыслах, руководить нашими поступками, очистит наши страсти и, постепенно укоренившись в нашем сердце, воссияет в нас Божественным светом Своего лица.
Итак, воспоминание Обрезания Господня на восьмой день после Его Рождества — это также праздник святого имени Иисуса и Иисусовой молитвы, через которую на нас нисходит благодать Духа Святого.
Источники:
- Макарий Симонопетрский, иеромон. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.3. М.: Сретенский монастырь, 2011. С.7–10.
- Обрезание Господне | Афонит.info
14.01.2025