Помощница в печали: Мирожская икона Божией Матери
Яко звезда пресветлая возсия в Российской земли от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево, из обою очию текоша слезы Твоя, яко река, и видевше народи псковскии, мужи и жены и со чады, с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголаху: о Пресвятая Владычице Богородице, не забуди грешных раб Твоих, молящися Христу Богу нашему спастися нам.
Тропарь Пресвятой Богородицы пред иконой Ее Мирожской, глас 4
Псков, расположившись буквально на границе Руси и «Европы», не только быстро развивался как торговый и транспортный центр, но терпел от этого и немалые беды, главными из которых были частые нападения западных соседей и эпидемии, следовавшие одна за другой. «Во Пскове над рекою Мирожею плакал образ Богородицы во обители Спасове», — пишет летописец (под 29 июля), описывая чудо XII века. Слезно молилась Богоматерь за своих страдающих от моров и войн людей, и к чудотворной иконе в недавно построенный Спасо-Преображенский собор Мирожской обители потянулись богомольцы. Следы этой святыни, упомянутой в различных летописных источниках, потерялись в глубине веков. Но уже в конце XIII века в Мирожском монастыре появился чтимый список с чудотворного образа, сделанный с некоторым отличием: справа и слева на иконе были изображены донаторы (благотворители): благоверный князь Довмонт и его супруга Мария Димитриевна, внучка Александра Невского. Вероятнее всего, этот список был вкладом княжеской четы в Мирожский монастырь. Нимбы у князя и княгини появились позднее, в последующих списках, когда они были прославлены Церковью в лике святых.
Мирожский Спасо-Преображенский монастырь, справа — церковь первомученика архидиакона Стефана
Сохранилось древнее описание иконы: «Образ Пречистыя Богородицы, чистыя голубицы, честнаго Ея Воплощения, местная, на злате». Божия Матерь представлена в рост, как «Оранта», но Младенец, благословляющий обеими руками, изображен на фоне мафория*, а не в медальоне, характерном для русских памятников этой иконографии XII — начала XIII веков. В верхних углах образа предстоят обращенные к Божией Матери полуфигуры Архангелов Михаила и Гавриила с покровенными руками.
Образ Божией Матери «Воплощение» с донаторами не типичен для русской иконописи и является одной из наиболее ранних икон с портретами благотворителей, смиренно молящихся Господу Иисусу Христу и Богородице. Князь Довмонт изображен с непокрытой головой. Отсутствие традиционной княжеской шапки на голове правителя — одно из нововведений в иконе, отражающее развитие религиозного сознания: князь находится в присутствии Бога, призирающего на его смиренное моление. Псковский князь Довмонт и княгиня Мария издревле почитались как правители, а затем и предстатели за Псковскую землю.
Список чудотворной Мирожской иконы Божией Матери в окладе. 2-я пол. XVI–XVII вв. Фото нач. ХХ в.
Сам Довмонт принадлежал к литовскому княжескому роду и был язычником. В 1265 году, спасаясь от усобиц, он вместе с некоторыми другими литовскими семействами перебрался в Псков. Псковичи ласково встретили князя и литовских беглецов и позволили им остаться в городе. Возможно, в том числе и этот жест милосердия произвел впечатление на пришельцев, и вскоре Довмонт и его люди решили принять Православие. Вместе с христианским именем Тимофей бывший литовский князь принимает и новую Родину. Через некоторое время псковичи избрали его своим князем и потом ни разу в своем выборе не раскаялись. Князь-легенда, храмостроитель, непобедимый заступник веры православной и земли Русской, доблесть которого была отмечена в хрониках немецких крестоносцев; бессребреник, не наживший материального богатства и не основавший собственной династии. И в то же время — прямой преемник князя Александра Невского, породнившийся с ним не только по крови, но и в деле защиты веры и Отечества. Он в течение 33 лет управлял Псковом и был единственным князем за всю историю города, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем.
Довмонтов город. Св. блгв. кн. Довмонт (в крещении Тимофей) — небесный покровитель Пскова
Довмонт-Тимофей показал себя строгим, но справедливым судьей, нищелюбцем, храмоздателем и смелым защитником Пскова — Дома Пресвятой Троицы, как называл он этот город, Самим Богом врученный ему в управление. При нем Псков был обнесен высокой Довмонтовой стеной, а сам князь не единожды выводил войска навстречу неприятелю и неизменно возвращался с победой. Перед битвой благоверный Довмонт всегда со слезами молился в храме, полагая меч свой к подножию престола, и на защиту города выходил, благословившись у духовника.
Он щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В благодарность Господу, именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. В последний раз князю Довмонту-Тимофею довелось защищать город в 1299 году, когда немецкие рыцари напали на окраины Пскова, истребив множество женщин и детей, убив монахов Мирожского и Снетогорского монастырей. Не дожидаясь, когда подойдет большое войско, он пошел на ливонцев с одной своей дружиной и победил. Через несколько месяцев после этой знаменательной победы князь Довмонт заболел и отошел ко Господу. Жена почившего князя пережила его ненадолго. Перед кончиной она приняла постриг в схиму с именем Марфа.
Уже после смерти благоверный князь не раз свидетельствовал свою любовь и верность Дому Пресвятой Троицы, ему молились во время многочисленных вражеских осад — и он приходил на помощь. При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Царицу Небесную — Заступницу Пскова. Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея находятся в Троицком соборе, где и были некогда погребены, а первый храм, посвященный ему, появился в Пскове уже в 1374 году.
Рака с мощами св. блгв. кн. Довмонта в Троицком соборе. Псков
Предположительно в 60-е годы XVI века псковский писатель-агиограф Василий (в иночестве Варлаамий) составил «Сказание…», в котором повествует о чуде, происшедшем от иконы Божией Матери «Воплощение» с донаторами, хранившейся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря. Это было время частых эпидемий, шла Ливонская война (1558–1583). Текст повествует о том, как из очей Богородицы истекли слезы: «…Из обою оку Пречистую слезы течаху яко струи», так как Она «молится со слезами к Сыну Своему Христу Богу нашему за град и люди живущая в нем, чтобы Господь Бог наш не предал нас за многая наша и бесчисленная согрешения в руце поганым латином и инем языком нечестивым же и не знающим Бога».
Мирожский игумен и братия возвестили о чуде священникам Троицкого собора, князю и посадникам, после чего в обитель отправился крестный ход и перед иконой был отслужен молебен об избавлении Пскова от нашествия латынского языка и всех иноверных язык и от иных бедствий. Затем чудотворный образ перенесли в Троицкий собор и поставили возле южных дверей алтаря. А для Мирожского монастыря был написан список в меру чудотворного образа, который сохранился до настоящего времени (сегодня этот образ хранится в Псковском историко-архитектурном музее-заповеднике).
Старинный список Мирожской иконы Пресвятой Богородицы. Экспозиция Псковского музея-заповедника
А икона, находившаяся в главном храме Пскова, продолжала творить чудеса, подавая исцеления страждущим различными болезнями, и с того времени стала одной из самых чтимых псковских святынь. Видимо, чудотворный образ находился в соборе и в дни осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория (1581–1582) и выносился крестным ходом к крепостным стенам города. Образ оставался в Троицком соборе вплоть до пожара 15 мая 1609 года, после которого следов иконы не обнаружили.
В последующих списках Мирожской иконы отразились веяния разных эпох. Сохраняя основные признаки иконографии оригинала, сильно видоизменялись одеяния и атрибуты предстоящих Довмонта и Марии. На некоторых они представлены в закрытых городчатых венцах, а на плечи накинуты шубы; в других случаях — коленопреклоненными, в горностаевых мантиях, с княжескими коронами на головах.
Печатная репродукция позднего списка Мирожской иконы Божией Матери
Кроме списков, копировавших иконографию первообраза, с конца XVI века на основе Мирожской иконы создавались произведения, которые, сохраняя основные свойства и название изначальной композиции, отличались от нее подбором персонажей. Известны композиции с Божией Матерью «Воплощение» и двумя предстоящими Псковскими святыми князьями Довмонтом и Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем; чудотворный образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Мирожской с предстоящими Никандром и Евфросином, Псковскими чудотворцами.
С начала XVIII века в русской иконописи распространяются изображения Богоматери Мирожской без фигур молящихся святых. Несколько списков с Мирожской иконы создано современными иконописцами. Эти произведения, как правило, довольно точно повторяют композицию образа 1582 года из Мирожского монастыря в собрании Псковского историко-архитектурного музея-заповедника. Один из них находится в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре в храме первомученика архидиакона Стефана. Мирожский образ чтится не только в родном монастыре, есть списки с него в Спасо-Елеазаровской обители Псковской епархии и других храмах и монастырях Русской Православной Церкви. Установление праздника иконе Мирожской Богоматери 7 октября относится к чуду, совершившемуся в XVI веке.
Современный список образа. Стефановский храм Мирожского монастыря
С ее именем связывается сохранение от бед отдельных людей и целых народов, спасение городов и монастырей от пожаров, эпидемий, от нападения врагов и разбойников. Припадем же к Ней с мольбой и мы:
Даруй нам, Богородице, помощь от печали, на Тя надеющимся, верным прибежище, избавляй от бед рабы Твоя, Девице, на Тя бо по Бозе упование вси возлагаем.
Стихира на литии, глас 6
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (pravenc.ru).
- Образ Богоматери Мирожской. (Великая Панагия из Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского монастыря). Богоматерь Великая Панагия (Оранта Мирожская) (nasledie-rus.ru).
- Ярославская Оранта икона. Великая Панагия (brkm.ru).
- Мирожская икона Божией Матери | СППС — сайт прихода Свято-Петро-Павловского собора г. Минска (sppsobor.by).
- Русские иконы: ПСКОВСКАЯ ИКОНА / Pskov icons (desharel.blogspot.com).
- Охотникова В. И. История Мирожской иконы Богоматери.
------
* Наплечный плат, накидка, которую носили женщины поверх туники, прикрываясь ею от пыли и зноя. На Руси мафорий назывался покровом.
07.10.2024