«На Соловки нужно ехать за духом»
В конце лета мастерская цветных металлов нашего монастыря побывала на Соловках. Паломники поделились своими впечатлениями.
— Зачем, собственно, люди едут на Соловки? — предваряет свой рассказ о поездке матушка Таисия (Яковлева), руководитель мастерской. — Кто-то для посещения служб или потрудиться, кто-то — поездить с экскурсиями по скитам и прикоснуться к православным святыням, кто-то — полюбоваться природой. Некоторые живут в палатках, из которых виден монастырь, а иные стремятся соприкоснуться с историей, посетив СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), гору Секирную на Большом Соловецком острове или большую систему каналов, вырытую монахами. Длина каналов, кстати, составляет несколько километров. На острове огромное количество озер. Именно поэтому Соловки и называют российской Венецией.
За четыре дня поездки мы послушали обзорную экскурсию по монастырю, пытались доехать на велосипедах до Большой Мускалмы, побывали на Секирной горе и в Ботаническом саду, посетили остров Анзер и закончили наше путешествие по Соловкам посещением Большого Заяцкого острова. Мне кажется, нужен год, чтобы осмыслить всё увиденное и пережитое. Определенно, туда стоит ехать за духом.
Соловецкий край начинает испытывать на прочность и закалять путников с причала.
— Я человек тревожный, — присоединяется к беседе Дмитрий. — Могу даже запаниковать, когда открытое пространство. А тут переход по морю. Прочитал, что курсируют два больших корабля. На месте матушка объявляет: «У нас будет маленький скоростной катер». Штормовое предупреждение. Садимся. Я, сомневающийся, уже молюсь. «А жилет?» — «Зачем жилет?» — говорят. И правда, сколько протянешь в ледяной воде, если что?.. Говорю: «Матушка, я с ума сойду». — «Вот в катере икона святителя Николая. Не бойся, мы же со святым плывем». Волны полутораметровые. Маленький катер бросает. Трясемся и напряженно смотрим на воду.
Соловецкие острова — крупнейший архипелаг Белого моря. В него входит шесть крупных островов: Большой Соловецкий, Анзер, Большая и Малая Муксалма и Большой и Малый Заяцкие острова, а также более сотни островков. Почти для всех желающих познакомиться с Соловками дорога до архипелага только одна — морская. А северные воды редко балуют штилем…
— И вот мы на Большом Соловецком острове, у подножия Соловецкого монастыря. Смешанные чувства обуревают при виде его. С одной стороны, поражает величие и монументализм, а с другой — пробегает холодок по спине: в прямом и переносном смысле, когда вспоминаешь историю печально известных событий советского периода, происходивших здесь, — говорит Дмитрий.
Прогулка по монастырю предстояла долгая, обзорная экскурсия заняла около трех часов. Церкви и соборы, трапезная, галерея и камеры, где содержались соловецкие узники, — в первый день экскурсовод Федор предложил группе погрузиться в многострадальную историю Соловков.
Второй день пошел не по плану. Велопрогулку, которая в расписании стояла после обеда, перенесли на утро.
— Три минуты едем, десять — идем с велосипедом на себе: топь, мох, деревья по бокам дорожки. Накануне выпали осадки. Ноги в воду по щиколотку погружались, — вспоминает матушка. — Заехали на святой источник Филипповой пустыни. Набрали водички. И надо бы возвращаться обратно, чтобы успеть к автобусу на Секирную гору. Но очень хотелось доехать до дамбы. Казалось, она совсем близко.
Ощущения паломников обманули. Дамба всё не хотела показываться, а время утекало. Назад мчались на всех скоростях, невзирая на грязь и лужи. Приехали к месту назначения мокрые, но счастливые.
— Наверное, сама эта поездка нужна была для сплочения, — считает монахиня. — Мы все держались единой командой и вместе смогли всё преодолеть. Все были воодушевленными и радостными. Казалось бы, цель не достигнута, но, главное, в каком настроении и состоянии мы всё это преодолевали. Соловецкие святые были с нами, мы это чувствовали. И не было паники, была радость. Вот как у Бога всё: вроде бы внешне цель не достигнута, а внутри Бог дал радость и мир за наши усилия.
На Секирной горе красота встречается со скорбью. У подножия возвышенности проводились массовые расстрелы советских узников. На горе находится Вознесенский скит Соловецкого монастыря и церковь-маяк. Ежегодно с 15 августа по 15 ноября в ночное время монахи скита зажигают маяк на верхнем ярусе храма.
Во времена ГУЛАГа на Секирной горе был устроен штрафной изолятор для заключенных мужчин. Есть тут и кладбище с братскими могилами. На них — число захороненных людей вместо имен. А на вершине горы — смотровая площадка с удивительным видом на Савватиеву пустынь и Белое море.
Ботанический сад на Большом Соловецком острове находится в холмистой местности, между двумя озерами — Нижний Перт и Пустынное. Этот растительный оазис основал в 1822 году архимандрит Макарий. Но первые посадки не сохранились. Сейчас можно увидеть растения, высаженные монахами в 1870–1920 годах. Некоторые посадки оставили заключенные Соловецкого лагеря. Сибирским кедрам и яблоням более 100 лет.
— Вот проходим мимо ледника, где хранили продукты, сохранились баня, колодец… — продолжает рассказ матушка Таисия. — В среду утром у нас была самая сложная и длинная экскурсия, около 12 часов, на остров Анзер. Сам Анзер как будто самой природой предназначен для отшельнического образа жизни и суровых испытаний, которые может преодолеть только сильный духом человек. Единственный путь туда — 22 километра беспокойным Белым морем на катере. При резкой смене погоды сообщение с большой землей прерывается на несколько часов и даже суток.
На остров Анзер в этот раз отправлялось 150 человек на трех кораблях, так как несколько дней экскурсий не было из-за непогоды. Полтора часа по морю — и мастерская на еще одном знаковом многострадальном острове архипелага. Здесь появились первые скиты Соловецкого монастыря. В XVII веке преподобный Елеазар Анзерский по благословению соловецкого игумена Иринарха основал Свято-Троицкий скит. В XVIII веке преподобный Иов Анзерский организовал Голгофо-Распятский скит. В период СЛОНа анзерские скиты заполнило шестое особое отделение лагеря.
В Свято-Троицком скиту группа прочитала акафист святому Елеазару. Паломники помазались святым елеем из лампады от мощей преподобного.
— Анзер очень суровый, — рассказывает матушка Таисия. — Сам остров длиной около 17 км, в ширину 6,5 км, площадь 47 км. Его мы прошли пешком, с запада на восток, от одного скита к другому. Мы прошли вдоль луга, где оставила следочки Божия Матерь после того, как явилась преподобному Иову со святым Елеазаром, и там растут синенькие цветочки. Чувствуется присутствие Самой Царицы Небесной на этом святом, намоленном месте.
Вокруг Белое море, а внутри множество пресных озер. Чтобы сохранить первозданность острова, здесь не разрешают прокладывать дороги. Все подъездные пути устелены камнями с самого острова. Вся соловецкая земля пропитана духом нетронутости и чистоты.
— На Анзере всё дышит особой благодатью, страданием, болью людей, которые жили и претерпели множество мучений в годы лихолетий. Вот мы проходим часовню на месте погребения священномученика Петра Зверева, чуть левее — захоронения тысяч людей, погибших на Анзере в годы репрессий, так как в скиту находилась больница и умерших закапывали прямо у подножия горы, — рассказывает матушка, листая цифровой фотоальбом.
На Соловках, как и в Иерусалиме, есть Голгофа. Наверное, не случайно архипелаг и Вечный Город находятся на одной долготе.
Соловецкий крест венчает гору, усыпанную останками мучеников. В Голгофо-Распятском скиту находился тифозный изолятор, где за время эпидемии брюшного тифа (1928–1929) за 8 месяцев умерло 979 человек. В день, по воспоминаниям Ольги Второвой-Яфы, умирало по 16 человек. Здесь много погибших, очень много страданий. И даже сама природа отражает это — за храмом в годы гонений выросла береза в виде креста.
— Путешествие на Заяцкий остров началось с приключений, — продолжает монахиня. — У одного из наших паломников пропала куртка, а без куртки плыть нельзя — сильный ветер. Ребята побежали в гостиницу брать другую, а мы пошли на причал. «Через две минуты отправление», — объявляет представитель паломнической службы. Умоляю подождать еще пару минуток. Брат вздыхает: «Ровно в 10:00 отплываем». Это, конечно, было испытание, проверка веры и доверия Богу, но внутри у меня была такая тишина! Утром все были на службе, попали на исповедь, на Причастие. И вот в последнюю минуту прибегают наши опоздавшие, запрыгивают в катер прямо с мостика, потому что трап уже был отброшен. Я думаю, что это испытание было нам послано Богом в назидание, — никогда не надо паниковать, терять мир, ругаться, нужно просто помолиться и довериться Богу.
Матушка Таисия говорит, что Заяцкий остров запомнился группе больше всего.
— Мы были на нем первый раз из двух наших поездок на Соловки. Природа, отдаленность от суеты и какая-то благостная тишина, хотя ветер был очень сильный. Здесь во времена СЛОНа было много монашествующих, сосланных в годы гонений. Их молитва, боль и страдания проживаются в этом дивном месте.
У причала на холме возвышается маленькая церковь в честь святого Андрея Первозванного — один из древнейших памятников деревянного зодчества Русского Севера.
Остров Большой Заяцкий, несмотря на название, невелик, его площадь — километра полтора, но, по сути своей, он является древним святилищем: именно здесь находится 13 лабиринтов, датируемых вторым тысячелетием до нашей эры. Они — подлинные. Все лабиринты острова сосредоточены в его западной части. Три из них показывают любознательным паломникам. Говорят, что некоторые лабиринты похожи на двух переплетающихся змей, но с невысокого настила этого не видно.
Сами лабиринты — это выкладки из камней высотой до 30 сантиметров и диаметром от 3,5 до 25 метров. Первыми древние сооружения обнаружили монахи. Посчитав их языческими капищами, освятили землю и поставили рядом кресты.
Потом были исследования и множество попыток объяснить происхождение лабиринтов, но победила концепция святилищ древнего человека, предложенная Анатолием Куратовым. Ученый объединил несколько версий и заявил, что и лабиринты, и каменные насыпи, и сами острова — святилища, где проводились обряды, связанные с культом мертвых, магией.
Зайца на Заяцком не встретить, а вот лиса, говорят, живет и даже выходит к гостям.
Каждый день паломники гуляли допоздна, сидели на лавочках, вдыхали сыроватый таежный воздух, созерцали серо-синее непостоянное Белое море, много фотографировались. Темнеет там после 23 часов, а в 3:30 уже светло. Молитва в 4 утра на Святом озере, покрытом густым туманом, давалась легко.
Прошло уже несколько недель после возвращения группы в Минск, а холодные Соловки согревают сердце и зовут обратно.
— Удивительная атмосфера, потрясающая природа, — погружается в воспоминания Дарья. — На душе хорошо после поездки.
— Ты приезжаешь на острова, оставляя материк, и становишься на несколько дней отшельником без благ цивилизации, без привычного окружения. Вокруг только море и эксклюзивная обстановка Соловков, — делится Екатерина. — Всю дорогу не покидает ощущение, что это намоленное место. Секирная гора, Заяцкий остров оставили неизгладимые впечатления. Велопрогулка была физически сложной, но веселой. С экскурсией на недельку туда стоит поехать. Да, это место приближает к Богу. Там всё про это и нет отвлекающих факторов.
— Когда плыли на Соловки, были очень сильные волны. Эмоции непередаваемые, — Анастасия в восторге до сих пор. — Экскурсии долгие, но тебе так хорошо внутри, что не замечаешь усталости. Встречают добрые люди. Накануне поездки у меня сильно болел зуб и я боялась, что это всё испортит, а боль прошла. На Соловки нужно поехать для себя, чтобы увидеть и пережить что-то новое. Северная природа — это отдых для души и тела. Там острее чувствуешь присутствие Бога. Чувствуешь себя чистым.
— На Соловках сомнений в вере не остается почти совсем, — убежден теперь Дмитрий. — Само место очень суровое: быт, климат. Мирские люди и монахи там живут круглый год. И вот ты понимаешь, что слабый. Поэтому или будет опора — вера, или тут тебе конец.
Там люди другие. Они говорят: «Спаси Господи», везде иконы. В этом их образ жизни. Со временем начинаешь понимать, что всё не просто так. Не просто так когда-то туда прибыли первые монахи. Я, столичный человек, пытаюсь анализировать что-то, ищу ответы не от Бога. А там не возникает других ответов, только как от Бога.
Я получал удовольствие оттого, что нахожусь на острове. Мы уезжали — там еще картошка цвела. Видели белуху, морскую звезду. Собаки все большие, ходят без поводков, — медленные, добрые, северные, можно за ухо потрепать. На Анзере выходит к людям лиса, ждет, чтобы покормили.
В трапезной подают свежую жареную камбалу, травяной чай.
Много впечатлений каждый день, а еще почти нет ночи.
Знаю людей, которые ежегодно ездили волонтерами на Соловки. И я думал: «Зачем?» А теперь понимаю: там духовность присутствует. Нет бесед, проповедей, разговоров о Боге, но чувствуется присутствие Бога. Ты осознаешь, что в гостях, но тебе не хочется уходить — так хорошо.
Монастырь там особенный. Вот монахи — это монахи. Когда идешь в скит на острове Анзер, они уходят в свои кельи, чтобы не показываться. Монаха нет в храме, а ты ощущаешь его присутствие. Интересно поговорить с ними, но остаешься с собой и со своими вопросами. А потом мысль: «Да нет у тебя никаких вопросов! Всё просто. Ты либо атеист, либо верующий». Я верующий, просто хочется мудрствовать.
Я причащаюсь редко, а там причастился — мне захотелось.
На острове пропадает различие в социальных слоях. С одной стороны, суматоха — везде нужно успеть, с другой — люди общительные очень. Там все заодно, все в одной лодке.
История Соловецкого лагеря пронимает до дрожи: как люди содержались, как погибали. Назидательное место.
Я вернулся менее сомневающимся. Даже стал получать удовольствие от морских прогулок. И это было не самоуспокоение от ума. Нет, это я молился.
Надо ехать на Соловки однозначно. Это придает силы, уверенность, веру. Даже если человек неверующий, природа там восхищает! Лес, земля, камни, острова — всё другое. С удовольствием поехал бы еще на большее время. Там спокойно, интересно, полноценно. Оживаешь, приходишь в чувства. Назад с нами в катере ехал батюшка. Я был спокоен, не сомневался — доплывем.
— Дорогие Соловки надолго останутся в нашей душе, — уверена матушка Таисия. — Хочется особенно поблагодарить паломническую службу монастыря за терпение, внимание, проявленное к нашей группе. Конечно, особая благодарность всем нашим удивительным многознающим гидам: брату Феодору — на экскурсии по Соловецкому монастырю; брату Алексею — на Секирной горе; сестре Евгении — нашей заботливой анзерской сопровождающей; сестре Ирине за пешие прогулки по досточкам на Заяцком острове. Спасибо сестре Натальи на Германовской гостинице, где мы дружно проживали эти счастливые дни, и сестре Ксении — в трапезной — за внимание и любовь ко всем нам, страждущим и ищущим Бога, уповающим на милосердие Божие.
Фотографии из личного архива паломников
18.09.2024