Богоносный книжник — преподобный Никодим Святогорец
14 июля — день памяти преподобного Никодима Святогорца
Богодухновенная уста Божественнаго Духа, согласная лира Небесных песней, афонских монахов украшение, богоносный книжник премудрости Божия, Никодим Богомудрый радостно да восхвалится, яко Христа служитель истинный.
Седален, глас 5
Мятущейся душе, потерявшей ориентир, нужен не фонарик, а столп света, который разрушил бы тьму ее заблуждений и вывел на верную дорогу. Таким негасимым маяком являются труды преподобного Никодима Святогорца. Преподобный отец, родившийся 275 лет назад на небольшом островке Наксос в Эгейском море, и сегодня как истинный наставник помогает не сбиться с курса в житейской буре.
Святой Никодим далеко не полностью раскрывает себя в своих произведениях, по смирению не высказывая глубоко оригинальных идей, и предлагает чистое православное учение, строго сверенное со святоотеческим преданием. Это уникальный популяризатор православного богословия во всех его областях и проявлениях — аскетике, теории, мистике, литургике, этике, гимнологии, догматике, каноническом праве, покаянной дисциплине. Агиограф, аскетический писатель, издатель был в первую очередь усердным монахом и верным служителем Христовым.
Наксос, родина прп. Никодима Святогорца
Благочестивые родители преподобного Антоний и Анастасия Калливурси в Святом Крещении своего сына назвали Николаем. Мать святого Никодима впоследствии приняла иноческий постриг с именем Агафия. Грамоте мальчика учил местный священник, который заметил, что Николай избегает бурных игр со сверстниками и очень любит читать. Господь одарил Своего избранника не только живым умом, но и исключительной памятью, которая позволяла ему сразу же запоминать всё прочитанное и безошибочно повторять это когда угодно. В 16 лет Николая отправили в Смирну учиться у дидаскала Иерофея Дендриноса. Там его полюбили и учитель, и соученики за доброту и благородный нрав. Помимо светских наук, различных богословских дисциплин и древнегреческого языка, Николай изучал латинский, итальянский и французский, в совершенстве овладел греческим языком, что позволило ему впоследствии совершить великий труд и сделать доступными сокровища православного предания для огромного количества людей, изложив его простым, всем понятным языком.
Из-за военных действий через четыре года Николай вынужден был вернуться на родину. Афонские иноки, пребывавшие в то время в Наксосе, пробудили в юном сердце любовь к монашеству, наставили в аскетических основах подвига и умной молитвы. Монахи рассказали о духоносном святителе Макарии Коринфском, жившем на острове Идра.
Места, где проходил жизненный подвиг прп. Никодима
Человек исключительных добродетелей, знаток святоотеческого учения митрополит Коринфский Макарий (Нотара) стал для Николая, жаждавшего духовной пищи, наставником и духовным руководителем. В нем он обрел и полного единомышленника в своем стремлении сделать то, в чем Церковь очень нуждалась: перевести и издать святоотеческие творения — основу церковного предания. Там же подвизался отшельник Сильвестр Кесарийский, который так превозносил радость уединенной жизни, что 26-летний Николай окончательно утвердился в своем намерении послужить Богу в иноческом звании и, получив рекомендательные письма от святого Сильвестра, в 1775 году отправился на Афон в обитель Дионисиат. Там он принял постриг с именем Никодим. Братия монастыря, убедившаяся в его исключительных дарованиях, назначили его чтецом и письмоводителем обители.
Монастырь Дионисиат, фото XIX века
В 1777 году Святую Гору посетил святитель Макарий (Нотара). Он поручил преподобному Никодиму отредактировать и подготовить к изданию «Добротолюбие» и «Евергетинон»*, а также свой труд «О Божественном и Священном Причащении», который преподобный Никодим значительно обогатил. Для «Добротолюбия» преподобный составил краткие жизнеописания преподобных отцов и предисловие. Затем он исправил «Евергетинон» и подготовил предисловие к этой книге. Чтобы выполнить эти поручения, молодой монах удалился в уединенную келлию близ Кареи. Все эти сочинения митрополит Макарий увез для печатания в Смирне («Добротолюбие» было издано в 1782 году). По окончании этих трудов преподобный Никодим вернулся в Дионисиат. Горя желанием посвятить себя молитве и безмолвию, преподобный Никодим удалился в уединенную пещеру.
Пещера прп. Никодима Святогорца недалеко от Кареи
Через некоторое время святой старец Арсений Пелопоннесский, с которым преподобный Никодим познакомился еще в Наксосе, вернулся на Афон и поселился в скиту Капсала. Тогда Никодим добровольно отказался от уединения и стал послушником старца Арсения. Здесь, в желанной тишине, он всецело предался духовным подвигам, денно и нощно поучаясь в законе Господнем, изучая святоотеческие творения.
Подвижники закончили строительство новой келлии, но их уединение постоянно нарушали посетители, поэтому в 1782 году они решили удалиться на пустынный, безводный остров Скиропула напротив Эвбеи. Здесь преподобный Никодим жил, довольствуясь тем, что добывал своим тяжелым трудом, необходимым для пропитания. Он был лишен книг, однако радовался неизреченной радостью, постигая великую науку неустанной умной молитвы. Повинуясь просьбе своего брата Иерофея, преподобный писал на острове «Симвулевтикон» («Советование о хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца») — аскетический труд, в котором говорится о хранении чувств и о внутренней брани человека за духовное совершенство, он был издан в Вене в 1801 году.
Прп. Никодим Святогорец
В 1778 году преподобный Никодим возвратился на Святую Гору и принял великий ангельский образ от старца Дамаскина Ставрудаса. Через некоторое время он окончательно поселился в келлии, находящейся выше скита Вседержителя, называемой Феонас. Жительствуя и подвизаясь там, преподобный Никодим возделывал мед добродетели и, облистаемый светом Святого Духа, писал и назидал приходивших к нему мудрыми словами. Исполненный благодати, премудрости и даром учения, преподобный Никодим стал светильником Православия, великим учителем христианской жизни и необоримым противником всякой ереси. Целую библиотеку составили его богословские, догматические, герменевтические и нравственные сочинения, свидетельствующие о высоте и глубине его духовной мудрости.
Свт. Макарий Коринфский
По совету и благословению вторично прибывшего на Святую Гору в 1784 году митрополита Коринфского Макария преподобный Никодим исправил и подготовил к изданию сочинения святого Симеона Нового Богослова (изданы в Венеции в 1790 году). Составил он также «Эксомологитарий» (Исповедальник), собрал и украсил «Феотокарион», «Новый мартирологий» и «Духовные упражнения», перевел знаменитую «Невидимую брань».
По совету учителя Афанасия Париу, учившего тогда в Салониках, и митрополита Илиупольского Леонтия преподобный Никодим собрал также из святогорских библиотек и подготовил к изданию сочинения преподобного Григория Паламы в трех томах с комментарием. Этот труд он отослал в Вену для издания в типографии братьев Маркиду Пулиу (к сожалению, бесценная рукопись была утрачена). Затем на Святую Гору пришел иеромонах Агапий из Димицаны пелопоннесской, с которым преподобный Никодим начал работу по систематической классификации и толкованию священных канонов Церкви, необходимых для руководства и научения священнослужителей и всякого верующего. Этот драгоценный труд, который он с помощью упомянутого учителя Агапия довел до конца, был назван «Кормчая» (Пидалион).
Современное издание трудов прп. Никодима Святогорца на русском языке
Преподобный Никодим впоследствии поселился в монастыре Пантократор у старца Сильвестра Кесарийца, имевшего келлию святого Василия, где продолжил свои духовные подвиги и писательскую деятельность. Там он написал «Христоифиан» (Добронравие) — книгу духовных назиданий и нравоучений, поучающую воздерживаться и удаляться от всякого заблуждения, магии и духовной прелести. Он исправил также «похвалы» чина погребения. Вскоре он отбыл из монастыря Пантократор и поселился в небольшой исихастской каливе напротив келлии святого Василия, где подвижнически жил как странник и пришелец на земле, охраняемый своими духовными братьями. В этой каливе он исправил и улучшил «Молитвослов», второй «Эксомологитарий», написал «Толкование на послания святого апостола Павла», перевел и прокомментировал «Пространное толкование Псалтири» инока XII века Евфимия Зигабена (Константинополь, 1819–1821 годы) и девять песен, назвав книгу «Сад благодатный».
В подвиге добродетели, составляя под водительством Святого Духа свои книги, преподобный Никодим терпел зависть и искушения от невежественных братий, а также от мысленных врагов. С Божией помощью он достойно вел «невидимую брань» с духами преисподней, отражая их козни. Преподобный Никодим укреплялся в трудностях и различных искушениях, в которых был испытан как золото в горниле. В последние годы своей земной жизни он неоднократно менял место своих подвигов.
Прп. Никодим за работой
Слава о добродетелях и мудрости преподобного Никодима распространилась по всему Афону и за его пределами, и многие в поисках духовной поддержки приходили к нему, чтобы найти духовное утешение. Постоянная работа, готовность руководить в духовных беседах, советах и увещаниях как монахов Святой Горы, так и приходивших отовсюду христиан, усиленная о них молитва, бдения и прочие аскетические труды надломили здоровье преподобного Никодима, и он вынужден был уйти в келлию живописца Киприана. Здесь, несмотря на свои телесные недуги, он продолжал монашеское делание как истинный подвижник, имея горний ум и сердце.
Прп. Никодим Святогорец и свт. Макарий Коринфский, современная икона
Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. В последние годы своей земной жизни он составил трехтомный «Синаксарист», истолковал в богословском трактате «Эортодромион» (праздничный путеводитель) каноны Господских и Богородичных праздников, а в другой книге, названной «Новая Лествица», — степенны Октоиха. Им составлены принятые в Русской Церкви канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим».
Он составил также «Исповедание своей веры» в опровержение несостоятельных обвинений, которые выдвигали против него некоторые завистливые монахи Святой Горы.
Вся святая жизнь преподобного Никодима Святогорца была отдана высоким подвигам и написанию священных книг. Благодать Святого Духа, обитавшая в его чистом сердце, обильно исходила из его уст, словно из богатого источника, радуя всех христиан. Единственным попечением его на протяжении всей праведной жизни было служение Божественной воле и пользе ближнего. Аскетическое и равноангельское житие преподобного Никодима поражало всех. Его пищей был вареный на воде рис или мед с водой. Преподобный Никодим был простым и незлобивым, нестяжательным, кротким, смиренным, о чем свидетельствуют его высказывания о самом себе. Всякий раз он говорил о себе: «Я — урод. Я — мертвый пес. Я — ничто, глупец, невежда». Вместо обуви он носил царухи (разновидность крестьянских лаптей). У него не было второй рясы, как и постоянного жилья. Жилищем богоносного учителя была вся Гора Святая, от которой он и получил высшее наименование Святогорца.
Честная глава прп. Никодима Святогорца
Проходя последнее поприще своей земной жизни и чувствуя себя вконец утружденным, старец возвратился в келлию Великой Лавры во имя святого Георгия, которая называлась келлией скуртейцев (Скуртеон), с которыми он был связан неразрывной во Христе любовью и дружбой; здесь он получал братский уход и заботу. Слух его притупился, он с трудом передвигался. Готовясь к отшествию из этой жизни, он просил совершить над ним Соборование, ежедневно причащался Святых Таин. Окруженный своими возлюбленными братиями, постоянно помышляя о Господе и небесных благах, преподобный Никодим отошел ко Господу 1 июля (14 июля по новому стилю) 1809 года. Честное тело его было погребено в келлии Скуртеон в Карее, где теперь хранятся его честные мощи. Преподобный Никодим Святогорец был причислен к лику святых в 1955 году по указу Константинопольского патриарха Афинагора.
Мудростию Божественною обогатився, всякаго знания богатство духовное стяжал еси, блаженне, от сокровища сердца твоего питатель явися, словом благодати душу и помысл благочестивых питая. Сего ради и нравы людей управляя, всем явил еси сияние спасения, Богоносе Никодиме. Моли Христа Бога грехов оставление даровати любовию празднующим святую память твою.
Седален по полиелеи
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
--------
* Собрание аскетических текстов, изречений и эпизодов из житий святых, сгруппированных по темам и составленных в XII в. Павлом, основателем Евергетинского монастыря в Константинополе.
При подготовке использовались материалы:
- Жизнеописание преподобного Никодима Святогорца — Афонит (afonit.info).
- НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (pravenc.ru).
- Преподобный Никодим Святогорец: Мудрости благодатию украшенный (ruskline.ru).
- Преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) (azbyka.ru).
- Преподобный Никодим Святогорец — учитель духовной жизни и маяк церкви — Православная община (pravoslavnaya-obshina.ru).
- Никодим Святогорец — сверкающая звезда Церкви / Православие.Ru (pravoslavie.ru).
14.07.2024