X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Когда ты с Богом, а Бог — в тебе» (часть 1)

Игумения Ксения

Некогда звезда эстрады, певица и режиссер Татьяна Пашкова оставила успешную карьеру, любимый театр и стала не просто монахиней, но игуменьей Иверского женского монастыря в городе Орске — «сердешного» монастыря, как написали о нем в одном российском издании. По словам матушки Ксении, встреча с ее духовном отцом, протоиереем Сергием Барановым, стала финальным аккордом в мирской композиции Татьяны Пашковой. Каким был этот путь и как созидается обитель сегодня — читайте в нашем интервью.

 

Семья матушки Ксении была не воцерковленной, а вполне себе советской. Хотя прабабушка Агриппина, простая деревенская женщина, была верующей и, как потом выяснилось, молилась по ночам перед иконами. По словам матушки, Господь незримо присутствовал в их семье еще и благодаря маме, которая часто повторяла, что жить и поступать всегда нужно честно, по совести, чтобы не огорчать Бога.

 

— Мама воспитывала во мне устремленность к нравственному и творческому совершенству. Она сама старалась относиться ко всему светло, быстро забывать неприятное, — вспоминает матушка Ксения. — То есть траектория «вверх» была заложена с самого детства, как и поиск состояния вечности.

В подростковом возрасте я размышляла о том, как люди в искусстве, культуре смогли сделать нечто такое, что осталось на века. Я понимала, что человеческая жизнь может быть не просто кратким мигом, но оставить полезный след и для своих современников, и для будущих поколений. Вот так с юности во мне зарождалось желание делать то, что не исчезнет быстро, а будет жить дальше даже без меня.

Юная Татьяна прекрасно пела, побеждала на серьезных конкурсах, сама сочиняла песни. Поэтому, когда пришло время выбирать образование, из маленького сибирского поселка она поехала в Москву, в Музыкальное училище имени Гнесиных. Там выслушали ее авторские песни и приняли. Отучилась она четыре года. Но в соседний с училищем храм Николая Чудотворца так ни разу и не зашла. Правда, первые переживания чего-то незримого уже случались…

— Мы с подругой ездили по монастырям, тогда еще полуразрушенным, только восстанавливаемым, просто посмотреть на древние памятники архитектуры. И среди всей этой неустроенности, разрухи и грязи я ощущала молитвенную атмосферу, чувствовала, что здесь живет вечность, и нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.

 

разрушенный храм

После училища я поступила в Московский университет культуры и искусства, выбрала режиссерское направление и попала к прекрасному педагогу Юрию Владимировичу Непомнящему, который стоял на фундаменте классического искусства. По окончании четвертого курса меня пригласили в Государственный центральный концертный зал «Россия» помощником главного режиссера.

Это был период восхождения по творческой, карьерной лестнице. Внешне всё было более чем благополучно: я жила в центре Москвы, работала в одном из ведущих концертных залов. Но внутренний кризис нарастал, было ощущение замкнутого круга, я не находила покоя. Пожалуй, это естественно и нормально, когда человек не знает Бога и живет без Него — внутри так или иначе зияет пустота. Ты пытаешься эту пустоту заполнить эстетикой, музыкой, знакомствами, поездками — чем угодно. Но чем больше ты туда кладешь, тем быстрее всё сгорает, как в топке…

 Такое неведенье и слепота даются человеку промыслительно. Душа переживает горечь, тупик, безысходность, чтобы подготовиться ко встрече с Господом. 

У меня никак не получалось создать семью, отчего терзали внутренние скорби и переживания. Были и творческие разочарования: я пыталась найти свою нишу на эстраде, в шоу-бизнесе, но ощущала свою ненужность и неприспособленность, высокое и глубокое как будто было не нужно обществу. Вот через такое состояние внутреннего дисбаланса и поиск чего-то настоящего, глубокого, истинного, Господь, видимо, подвел меня ко встрече с Собой.

Надо сказать, что к тому времени Татьяна была уже крещена. Таинство Крещения совершилось в девятнадцать лет, когда ее пригласили стать крестной для сына подруги. Случилось это в Сургуте, в храме свт. Николая Чудотворца.

— Святого Николая в нашей семье особо почитают с тех самых пор, как с моей мамой произошел интересный случай. Как-то осенью она возвращалась с работы и увидела на обочине дороги белую бумажечку. Прошла мимо, но вдруг внутри услышала голос: «Негоже, чтобы лик святый в грязи валялся». Мама удивилась и вернулась поднять бумажку. Оказалось, что в грязи, ликом вниз, лежала иконка Николая Чудотворца. Иконка многие годы хранилась в нашей семье. Мама как умела, своими словами говорила со святым, прося его заступления и помощи.

Потом я стала крестной во второй раз. Ради крестницы и ее мамы я иногда заходила в храм, где было красиво, спокойно. Но сердце молчало. Так бывает у многих, кто не познал Бога Живого, потому что Дух Святой тебя еще не коснулся.

А затем случилась моя первая поездка в Дивеево в 2006 году. Всё та же подруга с супругом повезли меня в паломническую поездку, на экскурсию, посмотреть древний монастырь. Ее духовник строго-настрого наказал ничего мне не навязывать, никуда не тащить. Ведь естественная реакция, когда тебя куда-то тащат — дать отпор.

 

Дивеево

— Мы остановились в гостиничном комплексе недалеко от монастыря. Прогуливаясь, я заглянула в иконную церковную лавочку и купила небольшую книжечку «Как провести святой день в Дивееве». Вокруг весна, вдали купола Дивеевской обители... Сев на скамеечку, я открыла брошюрку и... вдруг почувствовала такую любовь, чистоту и свет, которые сложно описать словами. Как будто внутри включили солнце. И в то же время увидела себя со стороны и осознала истинное состояние души.

К друзьям я вернулась со словами: «Мне срочно нужно на исповедь». Было невозможно терпеть свою грязь рядом с такой чистотой и любовью. Моя подруга столько лет пыталась меня затащить на исповедь, объяснить, что это и зачем нужно, книжки предлагала, а Господь Сам в один момент всё перевернул и объяснил.

 Господь ответил на мое произволение выйти из внутреннего тупика на свет и, видя измученную душу и сердце, Сам вышел навстречу, обнял и подарил прикосновение к благодати. 

Я полностью исписала тетрадь, как будто в темной комнате души включили свет и показали весь собранный за долгие годы хлам, все углы, заваленные мусором.

На исповеди я отдала тетрадь священнику, а сама стояла и плакала. После исповеди батюшка вдруг снова подошел ко мне, оставив другого исповедника: «Вы же связаны с искусством, с музыкой, так и делайте всё, что делали. Только уже не ради славы или карьеры, не ради людской похвалы, а своими талантами служите Богу». — «Значит, на клиросе, батюшка, петь?» — «Не знаю, не знаю, — батюшка задумался, — может быть, театр». Я была удивлена. Театр? Это же лицедейство. Где театр, а где вера, которую я вроде только что обрела, что-то живое почувствовала?.. А через два года всё устроилось.

С той поездки в Дивеево, по словам матушки Ксении, начался ее осознанный путь к Богу еще без каких-либо планов. Она поняла, что Бог есть и ее жизнь в Его руках.

— Через два года меня познакомили с Ларисой Никулиной, художественным руководителем православного театра «Живая вода», где вскоре я и стала трудиться. Благодаря театру я много узнала о нашей вере, церковных праздниках, святых подвижниках. Лариса стала моей духовной мамой, как и для многих ребят, которые приходят в театр.

Теперь я ясно вижу, что служение в театре «Живая вода» стало для меня подготовкой к монашеству. Пять лет близкого общения с Ларисой Никулиной стали для меня периодом духовных открытий, встреч с интересными людьми, поездок по святым местам. Но самое главное, я познакомилась с Православием, наполненным радостью о Христе.

В спектакле «День Ангела» я исполнила роль простой, сердечной и глубоко верующей бабушки Дарьюшки, чьим прообразом была инокиня Исидора. Для меня бабушка Дарьюшка стала духовным другом. Я прочитала книгу о ней, отметила много качеств, которых у меня нет, но которые хотела бы приобрести — добросердечие, простая и крепкая вера, упование на Бога, доверие Ему, отзывчивость, милосердие, которое любит и врагов.

В книге было описано, как странница Дарья терпела плохое отношение к себе, ее кротость и незлобие — такая евангельская христолюбивая душа, которая носит в себе Христа, и поэтому плоды Духа Святого проявляются не просто в словах, а именно в поступках.

 Ведь познать Бога в теории совсем не значит жить Богом, быть Божьим человеком. Можно много и красиво говорить о Боге, но не знать Бога и не жить Им. 

После начального этапа, когда тебя накрывает Божия благодать и ты летаешь, начинается период, когда твоя вера проверяется в мелочах, деталях — не в беседах, а именно в отношениях с людьми. И ты понимаешь, что одно дело чувствовать и переживать Бога, а другое дело жить Богом.

Дарьюшка была человеком, который обладал дарами Духа Святого, как и батюшка Серафим, который не стал противиться разбойникам. Вот так, благодаря знакомству со святыми подвижниками, внутри стал зреть вопрос, как возможна такая жизнь, зародилось желание хоть в какой-то степени иметь в себе такие качества.

Параллельно шел поиск духовного отца. О встрече с таким человеком матушка Ксения просила у преподобного Серафима Саровского. Интересно, что «встреча» с духовником началась задолго до самой встречи.

— Задолго до знакомства с отцом Сергием мой приятель прилетел с Афона и привез среди прочих подарков четки на сотицу, сказав, что был у русского монаха, старца Григория.

Через два года, когда я уже стала духовным чадом батюшки Сергия, он забирал меня из аэропорта и, заведя разговор про Иисусову молитву, спросил, есть ли у меня четки. «Есть», — я показала ему те самые афонские четки. «Так это же мои четки!» Оказывается, он был в келье у этого монаха и оставил там четки… Как это может быть совпадением?

Нужно сказать, что наша встреча с отцом Сергием тоже состоялась благодаря театру «Живая вода», который отправился на гастроли в далекий Орск. Во время концертов и спектаклей на разных площадках города отец Сергий был рядом, помогал устанавливать декорации. Я видела, как батюшка тепло обнимал заключенных колонии, а они лепились к нему, как малые дети. Увидела и строящийся собор. Было удивительно и непонятно, как батюшка может успевать и совмещать столько всего.

 

протоиерей сергий баранов

— Гастроли закончились, и отец Сергий устроил нам прощальный ужин, прямо в степи. Там батюшка поделился, что недалеко отсюда есть сестричество, где сестры живут подвижнической жизнью и надеются, что когда-нибудь там появится монастырь. Помню, как сидела и думала: «Господи, помоги, чтобы мечта этих хороших людей исполнилась».

Но какой выбор сделать мне самой — семейная жизнь или монашество — я тогда не знала. В тот вечер у нас состоялась первая беседа с батюшкой Сергием, и я поделилась своими сомнениями. В Москве меня ждал молодой человек, который накануне моего отъезда в Орск пригласил в поездку в Дивеево. Но к моменту нашего разговора с батюшкой произошел еще один необычный случай, после которого я стала сомневаться, нужно ли мне ехать…

Мы ехали в машине, и отец Сергий, совершенно не зная мою ситуацию, стал говорить о том, что лукавый никогда не предлагает грех напрямую, а преподносит его как вполне благочестивое намерение, скажем, в виде поездки в святое место. И вдруг добавил: «В Дивеево, например». Я просто оторопела…

Мне захотелось открыться отцу Сергию, спросить у него про себя. Он не стал давать никаких советов, просто сказал: «Давай будем молиться. Не спеши, всё устроится».

В аэропорту батюшка подарил всем книжечки о духовной жизни, подписал каждому. Татьяне отец Сергий подарил книгу «Принципы духовной жизни», где все советы предназначались для монашествующих.

— После этой поездки я вернулась в Москву с желанием продолжить общение с батюшкой и жить послушанием — не по своей воле, а с верой, что через своего духовника ты находишься в послушании у самого Христа.

Как-то у меня остановилась художница, приехавшая от батюшки Сергия из Орска. От нее я еще больше узнала об отце Сергии — как он служит, как живет. Узнала об их общине, о приюте для бездомных, о детском доме для детей-инвалидов, и что у батюшки самого шестеро деток. Светлана передала мне книгу от батюшки. Это был о. Софроний (Сахаров). Книга оказалась подписанной так: «Одному Оптинскому старцу ученик сыграл красивое классическое произведение. "Да, музыка хороша, — сказал старец. — Но если бы ты знал, чадо, как звучит музыка Духа, как она прекрасна и ни с чем не сравнима, ты бы искал только ее". Танечка, самое ценное приобретение, которое мы можем найти на земле, это Христос: скучай по Нему, ищи Его и будь счастлива. Твой отец Сергий. 13.05.12».

Продолжение следует…

Беседовала Мария Котова

17.01.2024

Просмотров: 458
Рейтинг: 4.7
Голосов: 37
Оценка:
Комментарии 0
10 месяцев назад
Очень приятно читать!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать