Истинное учительство
В рамках Рождественского фестиваля «Радость» в духовно-просветительском центре «Ковчег» нашего монастыря состоялось несколько встреч для педагогов. Зал был полным, настолько важны и нужны были эти встречи для учителей — с опытом и без, из светских и православных школ, из города и из сельской местности. Для учителей, искренне переживающих за свое дело.
Педагоги всё больше слушали, нечасто задавали вопросы и внимали ответам приглашенных гостей — протоиерея Сергия Баранова, духовника Иверского женского монастыря г. Орска (Россия), и протоиерея Сергия Мовсесяна, первого проректора института теологии БГУ (Беларусь).
Мир сегодня меняется стремительно, а вслед за ним — человеческие ценности. И не всегда в лучшую сторону. Как в такое непростое, смутное время воспитывать высокие нравственные качества у детей? Это был главный вопрос встреч, ответ на который искали сообща.
В этом материале — выдержки из бесед с нашими гостями, их рассуждения и личный опыт.
«Человек, который решился на то, чтобы быть педагогом, рано или поздно спросит себя: "А надо ли мне это?"» — так начал свое выступление перед педагогами протоиерей Сергий Мовсесян.
«Причины, почему сегодня такой вопрос может возникнуть, просты: быстро меняющийся мир, непонятные новые ценности, невозможность найти понимание с родителями, которые, в свою очередь, часто дезориентированы в вопросах воспитания своего ребенка. И именно от школы, от учителя ожидают того самого верного направления и контроля, перекладывая почти полную ответственность за формирование личности ребенка на школу. И когда уровень такого, скажем так, общешкольного хаоса возрастает, учитель думает лишь о том, как бы доработать свои часы и поскорее закрыть дверь класса», — констатировал священник.
Абсолютно каждому учителю нужно снова и снова завоевывать уважение учеников, ежедневно создавать доверительную атмосферу. В итоге всё сводится к базовым вещам: если педагог любит свою профессию, любит детей, то только это и поможет ему завоевать авторитет у современного школьника.
«Но что это такое — любовь к профессии? И что значит "любить детей"»? С одной стороны, это какая-то эфемерная материя, просто слова. Но с другой, без этой материи вся работа педагога превращается в обычную бюрократию с бесконечным написанием планов, заполнением бумаг и отчетов. Без возможности видеть в ребенке живого человека, порой неуправляемого и упрямого, но Человека», — считает отец Сергий, сам педагог с большим стажем.
«Все дети ищут в своей жизни принятие»
«Им очень хочется, чтобы их не гнали, не относились как к солдатам — напиши, прочитай, выучи и будь свободен. И вот чтобы такого отношения со стороны педагогов не было, важны силы и ресурсы. Ведь когда мы предъявляем к детям только требования, то не получится того самого тонкого контакта, важной духовной сонастройки с ребенком», — уверен отец Сергий.
Каждый учитель сегодня — и это подтвердили все в зале — находится в системе, в подчиненном положении. И если в классе учитель — управленец, то в системе образования — винтик, от которого ждут отчетов и показателей.
«Где найти силы, чтобы в этой гонке оставить место сердечному отношению к ученику?», «Где брать ресурсы?», «Как избежать выгорания?» — такие вопросы звучали из зала.
Отец Сергий Мовсесян считает, что сегодня они актуальны для педагогов всех уровней образования — от начальной школы до вузовской практики: «На мой взгляд, нужно любыми путями отвоевывать пространство для внутренней свободы, восполнять силы, чтобы оставаться человеком в общении с коллегами и подопечными. Найти это пространство — настоящее искусство педагога. Когда будешь наполнен сам — сможешь быть полезным другому».
Сегодня в помощь современной школе Церковь предлагает взаимное сотрудничество, стремится создавать площадки, где дети могли бы обрести возможность для самопознания и сотворчества. «Современная Церковь — это не догма, это диалог. Диалог на нравственные темы. Мы хотим и готовы услышать любое мнение ребенка, потому что без этого не будет доверия между нами», — уверен отец Сергий.
Институт теологии БГУ, где преподает протоиерей Сергий Мовсесян, разрабатывает разные формы взаимодействия светской системы образования и Церкви. Например, богословско-философские клубы. На встречах в таком клубе ученики старших классов могут обсуждать темы, возникающие на стыке передовых наук. Например, искусственный интеллект: его необходимость, польза и опасности. Или развитие современной литературы — приглашать популярных современных авторов, задавать им вопросы, высказывать свое мнение о произведении. То есть таким образом давать возможность молодому человеку высказывать свое мнение.
«Нам, представителям как светской, так и церковной стороны, очень важно услышать эти мнения, принять без осуждения, с искренним желанием понять», — считает отец Сергий.
Еще один способ взаимодействия — это тематические лекции студентов факультета теологии в учреждениях образования. В разработке — игровые тренинги с учащимися на темы карьеры, лидерства, взаимоотношений. Цели всё те же — давать возможность молодому человеку проявляться, заявлять о себе, потому что только так можно понять, чем живет человек.
«Хороший педагог — это тот, кто очень любит свое дело»
Можно сказать, что служение учителя и священника очень близко. Учитель должен найти слова, чтобы утешить ребенка, помочь ему в конфликте, помочь при необходимости наладить отношения и с родителями. Разве у священника на своем месте не те же задачи? Как и священник, учитель должен уметь объединять людей. Но самое главное, что должно быть у того и у другого — настоящая, искренняя любовь к тем, с кем общаешься каждый день.
Заинтересованный учитель, который преподает в школе литературу или, например, историю, всегда сможет найти нужные слова, чтобы передать ученикам и основы религиозных знаний. Гуманитарные предметы — это кладезь высоких нравственных примеров и образов.
А верующие педагоги, которые могут преподавать школьный или вузовский предмет, опираясь еще и на нравственные принципы жизни христианина, — это настоящий подарок современной школе.
«Дело жизни. Это не просто профессия, которая доставляет доход. Это дело, которое интересно. И только тогда педагог будет расти и развиваться. Нет границ, чтобы становиться лучше» — это слова протоиерея Сергия Баранова, духовника Иверского женского монастыря г. Орска.
По мнению батюшки, дети живут больше в формате сердца, чем в формате логики. Ребенок живет короткими впечатлениями, мало мыслит, а много живет. У детей сердце очень чутко чувствует фальшь. Если педагог не любит свой предмет, дети это почувствуют. И тогда происходит разочарование. Они ему больше не верят. Такую же параллель можно провести и со служением священника.
Отец Сергий Баранов рассказал такую притчу из древнего патерика. Монах зашел в храм и увидел на амвоне стоящего беса, который проповедовал. Его проповедь была так идеально выстроена, что не придерешься. Монах подошел к этому существу и спросил: а в чем подвох? А бес ответил: а я всё это говорю без любви».
«Так и у священника, — уверен отец Сергий. — Если он говорит красивейшую проповедь, а сам не честен в ней, то проповедь будет со знаком минус. Она не приведет людей в храм, а оттолкнет от него. Люди выйдут из храма и никогда больше не придут. Мы должны быть искренними и настоящими. И педагоги должны быть настоящими. И даже в своих недостатках должны быть искренними с детьми. Уметь быть неправыми».
Нужно быть увлеченным своим делом. Честным. И тогда это дело не будет надрывать. Конечно, оно будет утомлять. Любое дело и труд вызывают утомление. Но это будет приятное утомление — потрудился ради благой цели.
О проблеме загруженности учителей бумажной работой отец Сергий высказался однозначно: «Из системы образования сделали систему бесконечных отчетов. Это не во благо точно! Но не сдаваться же этим врагам! Нужно искать выход — такие времена, это с одной стороны. А с другой, когда мы пеняем на времена, я призываю вспомнить историю. В ней вы обязательно найдете времена страшнее, сложнее. Разные времена были, и в них учились жить. В этой жизни не получится рая на земле. Примите это как данность. Ни у какого общества это не получилось. Даже в Церкви, в земной ее части, неидеально».
«Современный родитель — вот кого нужно воспитывать!»
Непросто сегодня взаимодействовать педагогам и с некоторыми родителями. Они требуют свободы для своих детей, излишне защищают и опекают. Строить диалог непросто.
«И у меня всего три совета на этот счет, — говорит отец Сергий, — терпение, терпение и терпение. Нынешние родители — это дети 90-х. Они прожили то безумное время и теперь во многом коверкают и своих детей. Но через время они почувствуют кулак своих детей на своей спине. Провоцируя неуважение к педагогу, рано или поздно проживут это неуважение и по отношению к себе».
По мнению протоиерея Сергия Баранова, ребенка не нужно ограждать от всякой боли, от труда, от обязанностей и ответственности. В жизни всё это есть и будет всегда. И дети должны правильно проживать эти моменты. Если мы оградим их, они не будут знать, как справляться, их сердце не будет сочувствовать. «Мой папа умирал от онкологии. И мы с сыновьями — а у меня пять сыновей — по очереди дежурили. Мне так приятно, что при моем сыне отец отошел. С сыновьями мы облачили отца в монашеское и сами похоронили. Я бы мог оградить их от этого всего, чтобы они якобы не надорвали свое сердце. Но я очень рад, наоборот, что это всё было у нас совместно. Я мечтаю, чтобы мои дети не брезговали старостью, болезнью, болью».
Иисус Христос в Своих наставлениях ясно показывает, что жизнь христианина должна проявляться в активной помощи ближнему. И это необязательно материальные вещи. Уметь сострадать, подставить плечо, выслушать, уметь встать на сторону обиженного, защитить — все эти нравственные качества важны уже с детства. И об этом, прежде всего, важно говорить в школе. И не только говорить, а взращивать их личным примером, в реальной жизни.
Подготовила Ирина Кругликова
23.01.2024