X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Христос победил Своей любовью нашу с вами нелюбовь»

Сестрическое собрание

Эти слова духовника нашей обители протоиерея Андрея Лемешонка стали лейтмотивом на очередном сестрическом собрании. Сестры говорили о стяжании Святого Духа, о вере и надежде, о глубокой молитве и важном навыке — быть в тишине.

Отец Андрей Лемешонок: Давайте послушаем тишину, останемся наедине с Богом. Как важны такие минуты в бурном потоке дел, волнений, тревог, печалей!

Нас никто не ограничивает, кроме нас самих. Заложниками нашего греховного «я» нас делает весь тот негатив, который мы накопили. Благодать Божия показывает нам, как можно жить со Христом в этом временном греховном мире, призывает нас подняться на ступеньку выше. Да, мы поднимаемся, но наш ум и сердце — внизу.

Наше монашество не соответствует тому великому призванию, когда человек отказывается от своего мира и отдает свою жизнь в руки Божии. Я не осуждаю сейчас, а говорю со скорбью. Я сам — никакой не священник, никакой не духовник, и мне от этого грустно. Но я не хочу унывать. Годами всматриваюсь в то, что Господь мне открывает, хоть дьявол и пытается внушить, что всё бесполезно.

Вот наше подворье. Езжу туда уже больше 20 лет, ночую там, исповедую, хочу увидеть результат, а борьба идет. Вот пример. Взяли слепого человека на подворье, помогали ему, а он пошел в милицию и сказал, что его так здесь эксплуатировали, что он потерял зрение. Представляете? Вот и всё. Из-за пенсии так поступил. И к этому надо быть готовым. А дьявол еще нашептывает: «А какой смысл помогать таким людям?!»

Мы должны перешагнуть этот смысл человеческий, логику этого мира, правила этой временной жизни. Чем хуже тебе, тем лучше. Как мне это принять, что чем больнее, тем полезнее? Как и что человеку сказать, что он сможет услышать? Что будет полезно для него? Вот и установка вам — тем, кто общается с людьми на послушании, в больнице. Христос не сказал, что бесполезно спасать. Он победил Своей любовью нашу с вами нелюбовь.

Кому-то надо сидеть здесь, на собрании, а некоторым из сестер, наверное, нет. Быть или не быть? Возможно ли из камня сделать чадо Авраама (ср.: Мф. 3: 9)? История Церкви говорит, что возможно. Христос один и тот же, благодать одна и та же.

Мы не сдаемся, и каким-то образом монастырь еще стоит. И для меня это загадка — как?  Как это возможно? Есть другая жизнь, до которой я не дорос. Я не представляю, как Христос стоял в Гефсиманском саду и смотрел на Своих учеников, что Он испытывал как человек, как Он нес крест… Это другая жизнь. А у нас как? Мелкие разборки. Привязанные к греху, мы далеко не уходим.

Вот сейчас вы пришли сюда. Для чего?

 

Сестра Елена Ленковец

Сестра Елена Ленковец: Мне собрания дают глоток воздуха. Я потом долго еще переслушиваю, пересматриваю собрание по телефону.

Я поверила врагу, что спасение невозможно. И расслабилась…

Отец Андрей Лемешонок: Я вообще об этом не думаю. Я живу сегодняшним днем. Но у нас разные пути, рецепты. Не надо думать, что у всех всё одинаково, и говорить «делай как я». У каждого свой духовный опыт, и он уникален. Самое главное, что в этом разнообразии мы не можем давать оценку и судить! Вот монастырь, подвижники… И какой-то нерадивый монах, который нарушает пост, к примеру. И вдруг он — выше других. А почему? Потому что он никого не осуждал.

Может, и среди вас святые есть, а я просто не вижу. Во мне тоже живет грех, и я так сейчас вижу, но верить этому не хочу. Вот в этом-то вся задача — отказаться от своего «я», от плоти и крови. А это — распятие. Бескровное. Но оно не менее страшное. Отвергнись себя, и возьми крест свой, и иди за Мной! (Мк. 8: 34)

 Сестра Елена Ленковец: А я вот и не понимаю, что это значит — «отвергнись себя»?

Отец Андрей Лемешонок: …Вот люди в интернате поэтому и ближе ко Христу, что много не думают. Они, может, и нездоровые ментально, но у них есть что-то, чего у нас нет. У них лукавства нет, лицемерия… Да, природа греховная, они ругаются, дерутся, но есть в них что-то всё равно чистое.

А вот тебе лично важно любить, нести свое послушание. Видеть в каждом человеке, кто обратился за помощью, Промысл Божий.  Помогать и своим детям, конечно, и чужим. И не мудри ничего, и будешь тогда святая.

Время и силы нужны на всё. Это как молитва. Для того чтобы молиться по-настоящему, надо время, чтобы никто тебя не отвлекал. Молитва — вхождение в вечность.

Вот вопрос есть: «Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь случай о действии Духа Святого в вашей жизни».

 

Монахиня Марфа

Монахиня Марфа (Матвеева): Бывает, понимаю, что какое-то дело не могу сделать сама, только с Божьей помощью. Если не хочешь что-то делать, подожди немного или попробуй всё же себя заставить. Стратегии разные в разных ситуациях.

 

Матушка Лариса Нежборт

Матушка Лариса Нежборт: Про действие Духа Святого. Стала чаще слушать старца Силуана. И вот его слова приведу: «Мера благодати у всех разная». Кто-то хоть немного помолится — и уже хорошо.

А вот еще от священников такое слышала, что паломничества, к примеру, это как детский сад. Сиди, мол, и келья тебя всему научит. У меня есть и другой опыт. Когда ты живешь загруженной обычной жизнью, то выезд куда-то очень помогает возродиться. И вот возникла у меня идея выехать с сестрами, чтобы пообщаться вне обычной обстановки. Поехали мы, казалось, в обычное место — к матушке Валентине Минской, побывали в храме, где служил отец блаженной Валентины. Оказалось, что храм этот связан и с нашим монастырем: когда-то местные сестры приезжали к нашему отцу Андрею за советами по возрождению храма, читали акафисты, а ничего не происходило. Долго. А однажды резко сдвинулось с места. Прославление матушки Валентины помогло, думаю так.

Отец Андрей Лемешонок: Вот человеку на исповеди, к примеру, говорю: «Молись больше, чтобы решить свой вопрос». А человек в ответ: «Да молюсь я, а результата-то нет!» Я говорю: «Будет. Надо потерпеть».

Вот был случай такой. Полетели мы с матушкой в Москву на один день — участок в Подмосковье купили, но не могли выплатить сразу все деньги. А вышло, что обманули нас: участок этот был под арестом. На мошенников попали. Говорю: «Надо ехать туда и почитать акафист святителю Николаю». И вот зима, участок этот, нет никого вокруг, а мы акафист читаем. Почитали, освятили. Проходит год, два, три, пять — ничего. А потом нашелся человек, который выкупил этот участок и вернул нам.

 

Монахиня Мстислава

Монахиня Мстислава (Городничук): Я по характеру человек очень эмоциональный, на события могу реагировать импульсивно. И вот в кризисные моменты — по работе или по здоровью — понимаешь, что ни на что не можешь повлиять, и тогда всё отдаешь в руки Божии, не теряя веры. Я понимаю, что это не мое — влиять, — а действие Божией благодати. Или вот всякие рабочие вопросы по «Ковчегу». Иногда думаешь: «Ну зачем это всё надо?» И вдруг Господь открывает глубокое содержание всего.

Моей душе легче, когда больше трудностей. И это тоже действие духа. Потому что в каком-то благоденствии финансовом, к примеру, я бы не смогла. Не думала бы так над каждым шагом.

 

Монахиня Мария

Монахиня Мария (Яковлева): То, что есть желание прийти на собрание, — это действие Святого Духа. То, что ты в сестричестве и никуда не сбежал, — это тоже действие Святого Духа. Бог держит, и это чудо. Хочется как-то исправить свою жизнь.

Однажды я почувствовала, как хорошо быть послушницей. Ничего особенного я не сделала тогда. Первый год в монастыре. Я человек такой гордый, самодостаточный, непослушный. Внешне — да, послушание исполняю, но внутри — сплошная гордость. Делали мы паспорта сестрам, в Польшу они должны были ехать. Я себе думаю: «Почему я должна этим заниматься? Пускай сами едут и всё улаживают в паспортном центре». Ну, матушка Анфиса уговорила меня тогда, поехала я, приняла это, послушала. Протест прошел — и я почувствовала большой мир внутри. Такой, который помню до сих пор. Господь пожалел меня, показал, как это бывает, когда смиренно слушаешь и просто делаешь: состояние мира и глубокой тишины внутренней.

Еще такой случай расскажу. Пела на клиросе с сестрами. Обычно стою, делаю, что регент скажет. Но внутри могу осуждать: «Почему эту сестру назначили, почему так, а не этак…» Мнение свое держу при себе, но внутри его всегда высказываю. Но в тот момент вдруг эти все мысли утихли, и я поняла, как всё же хорошо, что мной кто-то командует, как здорово быть послушником. И мир в сердце наступил. И я знаю, что в таком смиренном послушании и надо жить.

 

Сестра Светлана

Сестра Светлана: Такой случай расскажу. Как-то за два дня пришлось мне петь в трех разных храмах. И в каждом храме — по-разному. В каждом — действие духа Божия. Поют разные люди — и с образованием, и без. И вот в разных местах, проживая эти моменты, служение Богу особенное, везде есть Дух Святой.

Я, как профессиональный музыкант, сравниваю духовную жизнь с музыкой. Молитва — это же как занятие музыкальное: заниматься нужно много, чтобы не отставать, чтобы совершенствоваться. Та же система, привычка. Даже если не хочешь, просто делай. И в процессе, в творческом поиске делаешь. И есть результат. Даже если один шаг вперед, а два назад, всё равно мы двигаемся.

 

Сестра Раиса Шульга

Сестра Раиса Шульга: Святой Дух действует уже много лет на наших собраниях. На это собрание хочется идти. Каждое слово каждой сестры несет какой-то опыт, мы на него опираемся. Это помогает.

Конечно, Дух Святой помогает мне в борьбе с собой. За каждое слово, за каждое неверное слово будет «прилет». Если раньше Господь как-то покрывал, то теперь уже получаешь по полной за каждое слово непутное. Святой Дух помогает. Надо надеяться, но уже с сомнением, чтобы смириться. Терпишь, терпишь, и Господь помогает в итоге, чтобы уйти от греха.

Вот здесь, на собраниях, Господь словно вызывает к доске: ну что ты скажешь? как ты живешь? как ты борешься с собой? Страшно у доски стоять. А на Страшном Суде как будет?.. Бывает, вот так стоишь, прямо ощущаешь, что Бог на тебя смотрит. И такое, случается, в душу положит, что не подумал бы даже о таком…

 

Монахиня Агапия

Монахиня Агапия (Кнотько): Как-то весной я просила молитв о своем отце — он попал в больницу. И вот о действии Духа Святого в жизни расскажу. Операцию ему назначали только на сентябрь, так как не было мест. Мы боялись, что он может не дожить. Я попросила тогда молитв за него у сестер. Помолились. И на следующий день позвонили и сказали, что освободилось место и можно сделать сейчас. После Великого поста папу уже выписали.

Мама моя почти не видела, в незнакомых местах только за руку могла ходить. И как-то я разговорилась с матушкой нашей, рассказала о проблеме своей мамы. Матушка посоветовала обратиться к нашему врачу. Что удивительно, маме сделали операцию. Она сейчас видит. Это всё произошло на Неделе о слепом! Всё это для меня было чудом. Мама раньше не сильно одобряла мое решение быть в монастыре. А сейчас начала молиться. Хочу поблагодарить сестер за молитвы!

 

Монахиня Мария Литвинова

Монахиня Мария (Литвинова): Хочу рассказать о некоторых моментах элементарных. Со мной нередко бывает, что я могу забыть что-то. К примеру, как-то забыла посуду помыть. Потом уже легла спать и вспоминаю, что посуду-то я не вымыла! Иду смотрю, а посуда чистая стоит! Уж не знаю, кто именно вымыл, нас четверо там было. Ощутила некий стыд, с одной стороны, а с другой — такое удивительное чувство единения. Словно Дух Святой, который руководил той сестрой, что вымыла посуду, остался и снизошел на меня тогда. Думаю, вот так бы всегда, когда все друг за друга! Словно среди ангелов находишься…, казалось бы, мелочь, а как сильно!

Отец Андрей Лемешонок: А у нас же как? Я убираю — и ты убирай, я не ем — и ты не ешь. Вспоминается случай. Я еще тогда не был в церкви. Поехали путешествовать. С нами парень был, буддист, мясо не ел. А у нас с собой были такие суповые наборы, удобные. Он смотрел на нас и злился, что мы едим, а он нет. Так и в пост бывает у некоторых — я не ем, а ты ешь — ну ты и плохой!.. Делаешь и делай, не смотри по сторонам — это принцип жизни духовного человека.

 

Сестра Мария Александрова

Сестра Мария Александрова: Одна женщина ждала со мной в очереди к отцу Андрею на исповедь. Мы разговорились. Оказалось, что ее ребенок болен — духовный недуг, и она ищет батюшку, который исцелит ее ребенка. Была она не воцерковлена и занималась эзотерикой. А я сама тоже занималась эзотерикой когда-то, и уже потом поняла, что именно поэтому мучилась духовным недугом. А вот в монастыре исцелилась. И я рассказала этой женщине о своей истории, она слушала. Она не знала ни как молиться, ни как причащаться. Я ей объясняла, что надо Евангелие читать. Обменялись номерами с ней. И вот она принесла ребенка в храм. И будет приносить, пока он не согласится причаститься.

Отец Андрей Лемешонок: Ты ее подготовила. Потому что у вас были созвучные вещи. А страдания детей неслучайны. Если родители принимают это, то ситуация может меняться. Такие дети — душевнобольные — нередко спасение для родителей. Родители начинают ходить в церковь. Но люди ждут чуда: вот съездим в церковь, отчитаем — и всё пройдет. Нет. Все эти «отчитки» должны происходить внутри человека. Наше понимание жизни не подходит к пониманию духовной жизни.

Каждая литургия для меня — это Дух Святой. Я в страшно разобранном состоянии нахожусь, и когда приходишь на литургию, надо забыть о себе, помолиться о людях, не принимать мысли саможаления. Мне кажется, что сейчас у меня самый тяжелый период, который был в жизни. И я не хочу, чтобы кто-то страдал от моего состояния. Хотел бы я всегда говорить, что всё у меня хорошо. А враг дышит в затылок. Но я уже много лет в церкви, знаю эти состояния. Духовная жизнь идет спиралью. Разные периоды проживаются. И знаешь, что нужно делать, чтобы пошло вверх, но духа не хватает. Страшно. Поэтому тише едешь — дальше будешь. Дух Святой в церкви жил и живет, дышит всем и всеми. Каждый получает в свое время то, что ему надо. Всё это невидимо и направлено на то, чтобы как-то человека подготовить к тому, чтобы он мог умереть за Христа ради вечной жизни. Не обязательно кровно. Должен сам в себе убить ветхого человека, со страстями. Вот это задача Духа Святого. Мы же и говорим поэтому: «приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». А мы этой скверной дорожим и расставаться с нею не хотим. Ну что ж, посмотрим, что будет дальше.

На самом деле всё очень просто. Но так как мы не ценим то, что имеем, то есть то, что есть. Если человек не благодарит Бога за то, что имеет, он потеряет всё. Надо верить, что Господь рядом, и в критический момент спасение придет.

Подготовила Ирина Кругликова

Смотреть видеозапись собрания>>

12.09.2023

Просмотров: 173
Рейтинг: 4.4
Голосов: 5
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать