X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Жертва Богу дух сокрушен»

Сестрическое собрание о смирении

Монахиня Александра*: Внутри всегда происходит диалог с Богом, душа ищет ответы на свои вопросы, которые меняются в зависимости от периода или обстоятельств. Бог ставит человека в такие условия, чтобы душа его стремилась к чему-то. Конечно, через переживания, страдания. Бог отвечает на твои вопросы, хотя иногда не быстро.

Отец Андрей Лемешонок: А бывает ли так, что Бог отвечает, но человек пока еще не понимает этого или не может сразу вместить ответ?

Монахиня Александра: Часто я сразу не вмещала Ваше слово. В каких-то ситуациях я у Вас спрашивала совета, Вы говорили, как поступить. Но, чтобы это слово помогло, оно должно было стать частью моей жизни. Когда я еще была инокиней, меня мучили грязные мысли. Я всё время от этого страдала. И я у Вас спросила: «Что мне делать? Мучаюсь». Вы тогда сказали: «Ты должна презирать врага. Враг гордый, и, если ты его презираешь, он не выдерживает. Он сам от тебя убежит, потому что он хочет, чтобы на него обращали внимание, …

Отец Андрей Лемешонок: …чтобы его боялись».

Монахиня Александра: Враг хочет, чтобы человек ему верил больше, чем Богу. Но после этого совета я еще очень долго мучилась — несколько лет. Потом в определенной ситуации я вспомнила эти слова, мой ум и сердце их приняли, я как-то почувствовала их силу. Действительно, Бог победил тогда.

Отец Андрей Лемешонок: А послушание? Что, можно замкнуться в себе и киснуть?

Монахиня Александра: Я это всё равно делаю.

Отец Андрей Лемешонок: А можно сказать: «Некогда мне киснуть, пойду на послушание проветриваться».

Монахиня Александра: Да, я помню, после иноческого пострига мое хроническое уныние раз — и ушло. И Бог показал, что можно жить без этого плачевного состояния. А после монашеского пострига Бог показал, что можно быть свободным, не доверяя себе.

Человек всё время мучается. Отчего? Оттого, что он постоянно доверяет себе, то есть принимает какое-то мнение о себе, о другом человеке и обстоятельствах, постоянно делает какие-то выводы, всё время ставит точку, сам себя заводит в тупики и неправильные отношения с Богом.

Отец Андрей Лемешонок: Его жизнь становится ограниченной грехом.

Монахиня Александра: Твои мысли узки и заражены грехом. И ты не можешь уйти из их лабиринта. А выход очень простой: никогда не доверять себе, хотя научиться этому довольно-таки сложно. Понятно, сразу у тебя не получится отречься от своего бренного ума, но, по крайней мере, после каждого своего умозаключения надо ставить запятую и ждать: «А что Бог скажет в этой ситуации?» Когда Бог неожиданно для тебя отвечает и ты принимаешь Его ответ, в такие моменты душа чувствует свободу. Но иногда бывают долгие периоды, когда ты каменеешь…

Отец Андрей Лемешонок: Может, это и есть та жертва Богу, о которой говорит псалмопевец: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно… (Пс. 50: 19). Для того чтобы не доверять себе, нужно смириться, поверить, что кто-то может сказать лучше и правильнее, чем ты на сегодня знаешь и видишь, и что через кого-то действительно Бог говорит. Ты сегодня по состоянию своему этого не принимаешь, и тебе кажется это несправедливым и даже неприемлемым, а если человек смиряется, то расширяется диапазон его жизни. Бог не только во мне действует, не только я знаю, какой Бог, но и эта сестра, этот брат — они гораздо глубже меня, и Бог к ним ближе. И я могу черпать их слово, и оно будет помогать мне в моей жизни. Хотя это очень трудно: принять слово, которое не соответствует тому, что ты видишь, и твоему опыту жизни. Нам нужно включаться в соборность. Хорошо бы, если бы мы могли друг другу помогать, расширяя диапазон нашей жизни, не суживая его до своего «Я», которым мы способны закрыть от себя весь мир. Будет только «Я, я, я.... Я хочу, мне нравится, мне так кажется…».  Но это уже смерть, это тупик.

Монахиня Александра: Сейчас понятия послушания и доверия себе принимают немного другой оттенок. Как говорит отец Софроний (Сахаров), «слово духовника нельзя воспринимать так: вот он сказал, и я тут ни при чем. Человек должен понимать, что это его решение и он несет за это ответственность». Бог тебя учит…

Отец Андрей Лемешонок: …думать.

Монахиня Александра: Но это намного болезненнее.

Отец Андрей Лемешонок: Труднее.

Монахиня Александра: Ты постоянно находишься на грани. На любое изменение, которое происходит в монастыре, ты уже должна реагировать не как ребенок: тебе сказали «делай это», и ты делаешь. Сейчас уже нужно понимать всё умом. Я чувствую, что Бог по-другому учит меня жить, новый период начинается — не пеленки, не распашонки. Хотя, конечно, периодически ты воюешь с Богом, но это живые отношения.

Отец Андрей Лемешонок: И ты уже знаешь, что воевать с Богом неправильно. Повоюешь, повоюешь, а потом скажешь: «Вот дура, столько сил своих потратила и времени — на что? На ерунду? С Кем я воюю? С Тем, Кто меня любит?»

Да, это важно — этот переход. У меня тоже одна сестра спросила: «Как же мне жить? Старших сестер я могу слушаться, но что делать, если они что-то неправильно говорят?» Я ответил: «Да, надо посмотреть, в каком состоянии человек находится, какое действие оказывает его слово, какой плод оно приносит». Это сложный вопрос — нужно думать, нужно искать Бога. Конечно, проще было бы просто отсечь свое «Я» и сделать то, что говорят. Но в какой-то момент человеку все-таки необходимо принимать решение и отвечать за него. Вот святитель Кирилл Александрийский — мы из истории Церкви знаем — воевал со святителем Иоанном Златоустом. Святитель Кирилл даже сказал, что если Иоанн — святой, то тогда уже надо и Ария святым делать. У них были такие личные моменты, которые есть в любом человеке. И это всё человеческое, временное. Но у Бога в вечности они великие святые. В одном и том же человеке мы можем видеть в один день и свет, и тьму. И апостол Павел говорил, что в нем живет два человека. Поэтому, конечно, нам нужно творчество, нужен поиск Бога.

Монахиня Александра: Еще у меня вопрос к Богу о молитве. Наверное, любой человек, когда приходил к вере, молитву понимал как жизнь. А потом отступает благодать, и надо себя понуждать. Значит, молитва — это внешний труд. И как долго человек может механически его исполнять? Ты не живешь этим, внутри ты мертва. Как сохранить надежду, что может что-то измениться, …

Отец Андрей Лемешонок: …что Бог слышит твои слова, в которых иногда нет жизни?

Монахиня Александра: Бывает, внешне пытаешься стоять, потому что все стоят. Ты просто приобщаешься к соборной молитве, хотя тебе и это тяжело.

Отец Андрей Лемешонок: На это я могу сказать: все-таки внешнее действие влияет и на «внутреннего» человека. У меня был период, когда сторожил храм, я пел каждый день литургию. Я пел с таким протестом и всё смотрел на часы: скорее бы это кончилось! Я не причащался год. Мне уже было не до литургии, не до чего. Но я ощущал, что, каким бы я ни был озлобленным — «я делаю, что могу, и вообще, отстаньте от меня», — после литургии я становлюсь другим. И такое состояние было у меня несколько лет. «Наше же жительство — на Небесах…» И я всё время анализировал, что произошло после литургии. Я убежал после службы, но смотрю — я уже другой… Это было удивительно.

Важно даже то, что ты просто постоишь в храме и пропоешь какую-то ноту. Эта нота святая, это слово святое, и оно приносит человеку плод, оно действует, хотя кажется, если логически размышлять, какой смысл от этого? Бывают состояния, когда в душе мрак, ты в темноте, и кажется, что никакого нет просвета. Но, если у человека есть навык, он поможет перекреститься и сказать слово Богу — выйти из этого мрака. И бывает так, что эти слова становятся на вес золота.

В монастыре легче. Почему? Хочешь или не хочешь — пойдешь на трапезу, а там что-то читают о святых. Хочешь или не хочешь — нужно идти на полунощницу, на литургию, где уже совсем другая жизнь, и ты, хотя и внешне, ее все-таки касаешься. Другое дело, если бы ты сказала: «Для меня достаточно уже того, что я хожу на службы». Тогда это смерть. Самоуспокоение, самодовольство, самомнение — это смерть души.

Очень хорошо написано в житиях святых. Монах согрешил блудом. Дьявол за ним пришел и говорит: «Ты мой». А он говорит: «Нет, я Божий». — «Какой ты Божий? Ты же мой». — «Нет, я Божий». И потом Господь сказал: «Вот, он грехом посрамил диавола». Всё равно Бог меня любит — и всё. И я от Него не откажусь. Это красота.

Так и в твоем случае. Мне кажется, если человек понуждает себя, то в какой-то момент слово Божие может ему помочь. И в то же время, если человек самодовольно говорит: «Я сделаю это, и с меня достаточно», — это может очень-очень плачевно кончиться, потому что человек этим ограничивает свою жизнь. Он считает себя уже исполнившим что-то — и это грех гордыни. Роста здесь нет, нет боли, жизни, а есть просто внешняя форма. Фарисеи тоже всё соблюдали, но они были довольны своей внешней «святостью» и «праведностью». А мытари и блудницы ничего не исполняли, но их слово к Богу было живым. Бог принял его, и оно принесло плоды.

Монахиня Александра: Я надеюсь, что-то изменится.

Отец Андрей Лемешонок: Меняется всё время. Ты же сама видишь, что всё меняется, и мы незаметно для себя духовно взрослеем.

Монахиня Христина: В последнее время я поняла, что смущаться ничем не надо. Мы читали на трапезе житие преподобного Антония Оптинского. Он говорил, что, если не вычитал что-то по немощи, со спокойным духом попроси у Бога прощения и ложись отдыхай.

Отец Андрей Лемешонок: А ты смущалась раньше?

Монахиня Христина: Нет, я не смущалась неисполнением правила. Но когда грех какой-то совершала, тогда начинала очень унывать; казалось — ты Богу чужая.

Отец Андрей Лемешонок: И ты сама отделяла себя от Бога.

Монахиня Христина: Да. А грех не делает нас чужими Богу. Нужно только довериться Богу.

Отец Андрей Лемешонок: То есть смириться и приблизиться к Богу. Господь пришел-то грешных спасти.

Монахиня Христина: Есть такие слова: место Бога — в мирной душе. Мирная душа — это когда человек, видя свои грехи, не ужасается, а молится «Господи, помилуй», просит у Бога милости. А милость дается даром.

------------------

* Имена монашествующих сестер изменены.

Из книги «Как мы живем и как нам жить?» — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2013.

19.09.2023

Просмотров: 230
Рейтинг: 5
Голосов: 12
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать