«Бог не в большинстве — Бог в правде»
Сегодня в Евангелии мы слышали о слепых, которые прозрели, и о «зрячих», которые не видят (см.: Мф. 9: 27–35). Слепой кричит Господу: «Помилуй!» Он хочет открыть глаза - и он их открывает, чтобы увидеть Бога. «Зрячие» видят всё, кроме Бога. Поэтому нам очень трудно ориентироваться по стандартам этого мира. Трудно говорить о качестве жизни человека по внешней картинке. Очень трудно.
Сегодня память преподобного Антония Киево-Печерского. И я думаю: какое сейчас испытание для его монастыря! И в этих испытаниях рождаются воины Христовы. Воин рождается не в тылу, не при штабе — он рождается на фронте, в борьбе, когда кругом опасность. Теоретически мы все очень верующие люди, но коснись каких-то простых, элементарных вещей, мы увидим, что всё «благочестие» может куда-то уйти. Спокойный, размеренный, мирный тон вдруг сменяется какими-то нервными состояниями.
Смотря на свою жизнь, мы должны искать первопричину того, что произошло с нами. Мы должны увидеть смысл Божиих действий, а мы озираемся по сторонам: «Вот этот меня подвел, этот меня обманул и предал…» Это не наше дело. Наше дело — увидеть, почему попустилось это. Почему я должен это прожить? И как я должен это прожить? Если мы не будем этим руководствоваться, а будем всё время искать виновных на стороне, у нас будут неправильные выводы. И мы будем снова и снова повторять одни и те же ошибки. На то человеку и дан ум, чтобы рассуждать, чтобы искать Бога и Его святую волю. А когда человек «плывет по течению», неизвестно, куда его занесет. Вот в чем дело. «Все так говорят, ну и я так буду говорить…». Но Бог-то не в большинстве, Бог в правде. «Не в силе Бог, а в правде», как сказал святой воин Александр Невский.
Всё повторяется… И сегодня Господь хочет нас вырвать из этого болота. Поэтому я начинаю болеть, вокруг меня люди начинают страдать, я всё теряю… И это попускается для того, чтобы я все-таки не прилипал к тому, что рано или поздно придется оставить, к этому миру, к этим ценностям. Чтобы я начал жить, и чтобы самым главным для меня был Бог. Пока что это далеко не так.
Честно признаемся себе: мы сейчас не живем так, чтобы Бог был действительно в центре нашей жизни. Мое «я», мои удобства, мои планы — вот что для нас главное. Но Бог иногда всё это разрушает, и тогда мы начинаем роптать.
Сейчас люди боятся напрямую говорить с Богом. Им нужны «переводчики», психологи. Это так смешно, мне просто это удивительно! Психологи, какие-то «мудрецы», которые сами ничего не понимают… В большинстве случаев они сами больны, но учат других, как жить. А есть прямая связь с Богом. Вот, чадо, ты пришел на исповедь, Христос перед тобой. Священник — лишь проводник. Что у тебя болит? Расскажи, почему ты так живешь. Почему у тебя эти проблемы? Люди этого не понимают: «Я пойду к какому-то человеку, он мне скажет, как надо жить». И этот психолог учит: «Ты своего ребенка не корми, выгоняй». Ну какая нормальная мать будет выгонять своего ребенка? Хоть он и наркоман, и алкоголик?.. Это же безумие! «Если жена тебя не устраивает, найди другую. Чтобы на стороне порезвиться…» Понимаете, какой ужас? Что говорят эти «учителя». Они говорят от своего собственного понимания. Они же не живут перед Богом, они живут своим умом, а ум человека заражен грехом, и сердце заражено.
В храм мы приходим, как в больницу. Здесь не спектакль, не концерт, на котором мы немножко отдохнем. Мы в больнице, мы все больные. Мы безнадежны. И без Христа, без Его любви мы жить не можем. Мы просто жалко существуем, обманывая себя и других, что вроде бы «у меня всё отлично». Да ничего не отлично! Поэтому нам очень важно прийти в себя, стать трезвыми. И не идти на поводу у этого временного мира, который подменил любовь своей психологией, своими рассуждениями, в которых нет любви, а есть только расчет. И я вот знаю, что, если бы у меня была любовь, наше подворье бы сияло. Но… «коротка кольчужка».
Преподобный Серафим Саровский, когда его чуть не убили, сказал: «Если вы этих людей накажете, я уйду из монастыря». Видите, какое у человека было восприятие? Он понимал, что заслужил эти жестокие побои. У кого сейчас такое восприятие, скажите? Если мы будем в Духе, у нас решатся все семейные проблемы. Чего вы спорите? Ну что ты, дурак, что ли? Уступи… У каждого свои слабости. Прости… А вместо этого начинается трагедия: кто прав, кто виноват; кто первый, кто второй; кто больше любит, кто больше зарабатывает. Люди в безумии… И только Православная церковь говорит: мы все равны, мы получаем одни и те же Кровь и Тело Христа, которые делают нас бессмертными. А мы бессмертной жизни не хотим. Мы хотим временной жизни, которая заканчивается кладбищем. И мертвые хоронят своих мертвецов (ср.: Мф. 8: 22).
Но, может быть, Русь Святая восстанет? Может быть, люди начнут каяться? Поймут, что, если ты обидишь своего ближнего, это всё к тебе возвратится? Что если ты уходишь от своих проблем, запивая их горьким вином, то это безнадежно? Как сейчас жить, не знаю. Детей отучили работать. Дети, подростки привыкли, что им всё дают. Вот гипермаркет — пожалуйста, там всё есть! Накупят, а потом половину выбрасывают. А в Африке в это время люди умирают от голода.
К чему вообще ведет сегодняшняя жизнь? К гибели. И сейчас у нас есть возможность воевать с грехом, с дьяволом, с этим миром. В этом наша молитва, в этом наше благочестие. Наша жизнь, где мы не берем, а отдаем, где мы служим друг другу. Тогда и дети будут воспитываться.
«Смотри, папа любит маму. Она на него накричала, а он попросил прощения». — «Это ниже мужского достоинства». Да какое достоинство? Надо просто быть Человеком с большой буквы. Надо думать о тех, кто рядом с тобой. И тогда вокруг тебя будут тысячи спасаться, потому что в тебе будет мир Христов. И это очень важно. Это школа жизни.
Что сейчас происходит? Вырождается человек. Но хотелось бы, чтобы православных становилось с каждым годом всё больше и больше. Молодые, кто будет создавать семьи, рожайте не двух, не трех, а шесть детей или больше! И это будет победа. Сейчас не надо никакой войны — население и так катастрофически уменьшается. Убивают детей через аборты. Даже без войны мы можем потерять все те земли, которые составляют нашу Святую Русь. За эти земли наши предки воевали, они их созидали, а сейчас всё разрушается. Но я думаю, еще не вечер, и победа всё равно будет за нами. Обязательно будет за нами! И еще в Киево-Печерской лавре зазвонят колокола. Сейчас там через решетку причащают прихожан. Безумные националисты отдают все святыни на Запад, говорят, что это для сохранности, но это продажа… Бог не должен проиграть. С нами Бог! «Разумейте языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!»
Проповедь после Божественной литургии 23.07.2023 г.
31.07.2023