«Главное — выслушать» (часть 1)
Клавдия Реутская пришла в сестричество уже на пенсии и трудилась 25 лет. Сейчас ей 82 года. Клавдия ходит с палочкой, но глаза светятся добротой. Сестра потеряла мужа, потеряла сына, но не потеряла веру, и это дорогого стоит. Мы встретились около музея Великой Отечественной войны, недалеко от дома сестры, и она рассказала историю своей непростой жизни.
Бабушка
— Я родилась в России, в Воронежской области. Деревня наша, Рамушки, была большая, но отцов ни у кого не было, дедушек — тоже.
К вере я пришла через бабушку — мамину маму. Церковь была в 15 километрах. Наша бабушка — молодец, потому что находила время, чтобы пойти в храм. Много старух по деревне, а не у каждой получается пойти: той некогда, той неохота, та не верит ни во что. Бабушка всегда ходила в Церковь на большие праздники. Мы были еще маленькими, а просимся:
— Бабушка, возьми нас с собой.
— Возьму, конечно, но никто вас подносить не будет.
Идем мал мала меньше до деревни, где была церковь, и останавливаемся на ночлег у бабушкиной знакомой. Она тоже жила без мужа с шестью или семью детьми. Мы пройдем большой путь и как будто не устали, помогаем потом еще по хозяйству. Утром встаем на службу. Храм большой, несколько входов. Мы исповедуемся, причастимся и отправляемся в обратный путь.
Наша бабушка никогда одна в церковь не ходила. Соберет человек восемь, внучат и соседних ребятишек, — как увидят, что мы сходили в храм и такие радостные вернулись, то просились. Скучали дети.
Вот человеку что-то ж мало… Не только тело, но и душа просит пищи.
Мама наша на работу ходила всю дорогу, мы почти всегда одни с братом были. Задание нам всегда выдавали, так что скучать было некогда.
«После окончания школы вышла замуж»
— Начальная школа находилась близко, с 4-го класса по 7-й ходили в школу за семь километров, а последние три года приходилось добираться на занятия за 12 километров. Когда пешком, когда на велосипеде. Зимой жили у маминой двоюродной сестры. Детей у нее не было, я ей помогала — уроки учить некогда было.
После окончания школы вышла замуж. Иначе из колхоза не уедешь — паспорта на руки не отдавали. Мне учиться хотелось.
Получила профессию бухгалтера, да так всю жизнь и проработала.
У нас с мужем родилось трое сыновей.
Средний сын
— Мой средний сын умер 5 лет назад от рака кожи. Он у меня был самый милосердный, всех любил. Никогда не сказал плохого слова, всегда «мамочка», «мамулечка».
Он строил дом в Колодищах, а я переживала, что далеко, трудно его навещать. «Ты, как захочешь приехать, звони, я тебя привезу, и живи, пока не надоест. Тут хорошо скоро будет, вот увидишь». Немного не успел достроить дом, ушел. Детки остались — сын и дочь.
«Я любила эту работу и терпела всё»
— Когда я ушла на пенсию, у старшего сына родились девочки-двойняшки. Вот радость была! Иду счастливая: как хорошо, что у меня внучки!
Три года я помогала смотреть малышек, а когда девочки пошли в детский сад, стала думать о том, чтобы еще потрудиться.
У кого еще спросишь совета? Только у Боженьки, больше никто не поможет.
Я обычно ходила в собор Петра и Павла, а это зашла в кафедральный собор. Я тут никого не знала. Вижу, мужчина стоит хорошо одетый, серьезный. Подошла к нему и говорю: «Может быть, Вы подскажете, я хотела бы пойти бухгалтером, но только на одну операцию, много работать уже не могу, глаза не те». А он говорит: «Я Вам позвоню». Через неделю звонит: «Приходите». Пришла, там киоск с книгами, кассетами православными.
— Хотите здесь работать? — спрашивает.
— Хочу.
— Ну, вот Вам ключи.
— Как же так? Вы же меня совсем не знаете.
— Ничего.
Так я стала работать у частной предпринимательницы. С самой хозяйкой познакомилась через неделю, когда пошла сдавать отчет. Она была трудноватым человеком. У нее мало кто выдерживал больше двух недель работать. Люди удивлялись:
— Клава, как же ты с ней работаешь?
Я любила эту работу и терпела всё. Мне нравилось поставить кассету и слушать духовные песнопения. Я окно открою, поставлю приемник, чтобы было слышно на улице, — может, кто-то захочет послушать.
Хозяйка могла всё наговорить. Я первое время плакала. Она обидит, а через час звонит: «Вы уж простите меня». Просто у нее не было нисколько терпения, выдержки. Потом я стала посылать мужа с отчетом. А что она ему скажет? Около трех лет я трудилась в этом киоске, пока его не закрыли.
Потом как-то раз ехали с мужем Колей в электричке и встретили сестру Галину Буэль. Господь так сводит. Разговорились. Я начала расспрашивать. А она говорит: «Приходите к нам». Так я пришла в сестричество.
Послушание
— Батюшка Андрей Лемешонок тогда был еще в Петро-Павловском соборе.
Все священники хорошие, но наш батюшка Андрей особенный. Очень я ему благодарна за внимание, молитву, поддержку.
Мне жалко, что я его редко вижу. Помню, придешь с послушания на беседу, людей много, подойти близко невозможно. Думаю: «Опять вопрос останется открытым». Тут кто-то другой задает мой вопрос, и батюшка отвечает. Так Господь устраивал.
Я много говорить не могу. Привыкла делать, а не говорить. Не люблю, когда люди обманывают, обещают, но не выполняют. А вот сестра Светлана Мороз не такая. Мы с ней трудились три с половиной года и ни разу друг друга не задели. Между сестрами должен быть мир, иначе нельзя. Когда нет мира в душе, человек не придет к сестре.
С сестрой Светланой мы стояли в магазине «Техника в быту», потом руководство решило нашу лавочку закрыть. Но и у них всё развалилось, магазин потом продали. Сколько таких вещей, когда вроде хотят по-своему что-то сделать, не по-Божьему, и получается, что сделали для себя только хуже! Так происходит почти всегда.
За 25 лет я трудилась в церковной лавочке в разных местах: в магазине «Соседи» около дома, в магазине «Ромашка», на рынке в Ждановичах. В магазине «Соседи» всех кассиров обойду, расскажу, какой праздник, предложу записочку написать. Надо людям рассказывать. Иногда придут, принесут угощение: «Мы вас так любим, вот захотелось вас угостить». Люди сначала изучают тебя. Стоит один раз сделать что-то не совсем приятное для человека, он не подойдет больше. Или зайдет, но не к тебе. А хорошее долго помнится.
Продолжение следует…
Беседовала Елена Романенкова
Фото Игоря Клевко и из личного архива Клавдии Реутской
16.05.2023