X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Свечная мастерская — это другой мир»

интервью с Инной из свечной мастерской

— Лучшее средство от уныния — это заняться делом, — говорит сестра Инна Юхович и, держа свечу за фитиль, опускает в бак с растопленным воском.

Сестра Инна временно трудится в свечной мастерской на мужском подворье в деревне Лысая Гора и делает художественные свечи. Ее рабочее место на втором этаже, в небольшом чердачном помещении. Рядом с ней работают еще несколько братьев.

— Ляг поспи, и всё пройдет, — парирует ей брат Андрей.

— Но надо же когда-то и проснуться, — улыбается Инна, достает свечу, встряхивает ее и аккуратно, прижимая пальцами, накручивает на нее полоски цветной вощины. — Все-таки когда человек чем-то занят, всё остальное — проблемы, болезни — куда-то уходит, забывается.

— А я вяжу крючком или спицами, могу шарфик, могу салфетку, — говорит еще один брат, Виталий, и сосредоточенно, как художник, задумывается о цвете краски для нового мазка, выбирает цвет вощины для будущей свечи.

— Все наши братья очень талантливы, — подтверждает Инна.

Вообще, Инна работает в библиотеке, а свечи действительно помогли ей справиться с унынием. Полтора года назад Инна неудачно упала и сломала плечо. Была сложная операция, ей поставили пластину. Все планы рассыпались в один момент. Из дома не выйдешь — скользко, что-то делать по дому одной рукой — не получается. Оставаться наедине со своими мыслями было непросто. Реабилитационные процедуры в поликлинике стали ее единственным выходом в люди. Инна говорит, что настроения не было совсем, она начала унывать. Нужна была поддержка. Написала Руслану Филиппёнку — руководителю свечной мастерской, с которым познакомилась в летнем походе нашего монастыря, — и попросила его молитв. А Руслан сказал: «Чего тебе дома одной сидеть? Приезжай к нам, будешь делать свечи».

 

руководитель мастерской рассказывает

 Инна говорит, что поначалу отнеслась к этой идее скептически, но все-таки решила попробовать. Руслан посадил ее делать художественные свечи. Рука не поднималась, но несложные действия — разрезать вощину, накручивать ее на свечи — Инна делать могла.

Инна говорит, что труд в мастерской дополнил реабилитацию в поликлинике и ускорил выздоровление, а самое главное — вернул радость жизни:

 

свечи и материалы для их украшения

— У меня сразу возникло ощущение, что здесь какое-то особенное место, необычное, благодатное. Хотя, казалось бы, мастерская, что здесь такого? Но для меня это какой-то другой мир. Может, потому, что здесь рядом храм; может, потому, что все братья молятся перед началом работы; может, потому, что делают свечи, а может, потому, что все они прошли свой непростой путь к Богу.

Вскоре Инна вышла на работу, но опыт, полученный в мастерской, стал для нее незабываемым. Она прожила это время как отдельную маленькую жизнь и часто вспоминала о нем. Удивительно, но через полтора года история повторилась практически в точности: Инна снова упала, сломала ту же руку, попала в ту же больницу, в ту же палату и операцию ей делал тот же доктор…

— Такое захочешь — не придумаешь, — смеется она. — Я думаю, что эта история еще не закончена, и пока до конца не понимаю, к чему она приведет. Когда ехала на подворье и поделилась ею с водителем, он сказал: «Так может, вам нужно прийти сюда работать?» Я пошутила: «Ну, если уж третий раз сломаю руку, то да».

Но я уверена, что это не совпадение, а Промысл Божий. И, конечно, я сразу согласилась на предложение Руслана на время реабилитации опять приезжать в мастерскую, ведь в памяти об этом месте остались самые хорошие воспоминания.

 

коробка с украшенными свечами

Когда делаю свечи, я совсем не думаю о руке, и процесс восстановления ускоряется. В данный момент я чувствую себя здесь лучше, чем дома. В квартире ты не только закрыт в четырех стенах, ты закрыт в своих мыслях. А мысли — твой враг, они ведут к унынию. А здесь во время работы я даже не чувствую усталости, только радость и счастье. Когда я приезжала на процедуры в больницу, на меня посмотрели и спросили: «А чего вы такая счастливая?» А я не могу объяснить…

— Когда здесь была проблема «с руками», ее одна рука закрывала те задачи, которые стояли в мастерской, — говорит заглянувший по рабочим вопросам Руслан.

— Ой, он преувеличивает, — смущается Инна.

— Так и есть, — подтверждает Руслан. — Это было перед праздником Сретения Господня, когда у нас всегда очень много срочных заказов. И в это напряженное время один человек, который делает свечи, лег в больницу, вторая сестра ушла на больничный с детьми. Инна, не имея опыта работы со свечой, с одной рабочей рукой, благодаря своему старанию, усердию и желанию помочь закрыла все потребности мастерской.

 

работа со свечой

Когда-то у нас трудился брат Иван с одной рукой — легенда подворья, он уже почил. Так вот он с одной рукой делал работу в два раза быстрее, чем многие братья с двумя руками. Часто братья в мастерской считают, что они не справятся с объемом работы. С таким настроем, конечно, ничего не получится. Пример Инны и Ивана показывает, что если человек ХОЧЕТ помочь, то Господь дает ему силы.

— В мастерской все братья молятся, — продолжает Инна. — И это тоже меня поразило и обрадовало. Да, я тоже всегда молилась перед работой, но здесь молятся соборно — каждый брат читает определенную молитву, то есть они все вовлечены. Затем читают Евангелие. Мне это очень нравится. Очень переживаю, когда делаю свечи, хочется, чтобы людям они нравились. Ведь здесь мы трудимся для Бога — это большая ответственность, а молитва настраивает на работу.

Инна говорит, что когда-то давным-давно ей было любопытно, как делают свечи. Вспомнила она об этом интересе, когда попала в мастерскую.

— Вот просто свеча, — Инна держит в руках готовую свечу. — А потом ты ее зажигаешь, и она оживает. Я не вкладываю в свечу мистических свойств, я говорю о том, как «живет» зажженная свеча — огонь мерцает, трепещет, свеча плачет, греется, остывает. Господь дал такое чудо людям. Наверное, когда ты зажигаешь свечу и видишь жизнь ее огня, общение с Богом происходит легче.

 

делается рукоять

Вообще, труд в свечной мастерской — это богоугодное дело. Все братья вкладывают в работу свою душу, здесь нет праздно шатающихся, все трудятся. Все братья — очень интересные люди. Да, конечно, у них есть свои страсти, но они все очень доброжелательные, с чувством юмора, в них нет злобы, они всегда помогают. А еще у них есть свои таланты. Вот, например, у Виталия очень красивый голос, баритон. Его приглашали на клирос, но он не пошел, потому что курит и решил для себя, что недостоин петь в храме, пока не бросит. Андрей мастерски делает свечи. Есть Андрей, который пародирует голоса. Сергей очень организованный в работе, трудолюбивый, у него всё на своих местах, я считаю, что это тоже талант.

Мы спускаемся с Инной на первый этаж, где происходит производство свечи. В свечной мастерской действительно кипит работа. Здесь каждый знает свое дело и работает на общий результат. Кто-то наматывает фитиль на раму, кто-то опускает эти рамы в бак, кто-то срезает готовые свечи, а кто-то декорирует их, как Инна.

 

рамки со свечами

— Есть стереотип, что люди, которые попадают в такие места, как подворье, вычеркнуты из жизни и совершенно потеряны, — продолжает Инна. — Конечно, у них израненные души, но эти люди — такие же, как и мы. Неизвестно, что было бы со мной, если бы в моей жизни случились такие обстоятельства, как у них. Смогла бы я это пережить?

Если честно, мне с ними даже проще общаться, чем с людьми из мира. Там, когда знакомишься с человеком, он хочет показать свою лучшую сторону, произвести впечатление, а здесь братья без масок, им нечего скрывать, они такие как есть и никого из себя не строят. Все они пережили горе, и именно в каких-то тяжелых событиях жизни Господь коснулся их и привел к Себе. Ведь мы чаще всего приходим к Богу именно через боль и трудности…

А Вы тоже пришли к Богу через сложные испытания?

— Да.

А до этого не было опыта церковной жизни?

— Мои родители не ходили в храм. Я ходила в храм, как и многие люди, поставить свечку, подать записку, могла постоять у иконы и попросить что-то у святых своими словами — эти действия мне были понятны. Я не участвовала в богослужениях, не исповедовалась, не причащалась. Мне это было неинтересно. Я не предполагала, что в церкви есть своя жизнь. А потом у меня заболела мама…

У мамы случился тяжелый инсульт, за ней нужен был уход. Так как Инна работала, она стала искать сиделку. Коллега дала ей номер патронажной службы Свято-Елисаветинского монастыря. Инна позвонила, и к ним пришла сестра Елена, которая ухаживала за ее мамой восемь лет.

— Сестра Елена не раз говорила мне, что надо исповедоваться, причаститься и мне, и маме. Но у меня было такое ощущение, что я недостойна подойти к Чаше. Я не могла преодолеть этот барьер, — говорит Инна.

Когда мама почила, Инна позвонила в похоронную службу при монастыре. Там спросили, хочет ли она, чтобы ее маму отпели. Инна сказала, что да. Отпевание совершал отец Андрей Малаховский. Сестра Елена, которая тоже пришла проститься с мамой Инны, с удивлением сказала, что это именно тот священник, которого она хотела позвать к ним домой для исповеди и Причастия.

— То есть я в любом случае должна была встретиться с отцом Андреем, — улыбается Инна.

Инне было сложно пережить уход мамы, и как-то в разговоре сестра Елена предложила ей сходить к отцу Андрею на исповедь, поговорить с ним. Во время беседы отец Андрей пригласил Инну посещать взрослый интернат. До пандемии она успела походить туда несколько месяцев, а потом интернат закрыли для посещений.

— С приходом в Церковь моя жизнь повернулась на 180 градусов. За то время, пока мама болела, я была ограничена в движении, общении, практически всегда была с ней. А сейчас Господь как будто восполняет то тихое время удивительными событиями, у меня появилось много новых знакомств, впечатлений, поездок. Я впервые в жизни сходила с отцом Андреем в поход, на байдарки. Каждый день сыплются дары…

 

сестра инна в храме

Часто люди в непростых ситуациях думают о том, что Господь их обидел и что других людей Он любит больше. Как Вам удавалось не унывать, когда мама болела?

— У меня таких мыслей не было. Мне не было тягостно. С мамой у меня всегда были очень хорошие отношения. Конечно, когда всё произошло, жизнь разделилась на «до» и «после». Были непонимание, растерянность, что делать дальше. Мама же была лежачая, и я не знала, как за ней ухаживать. Это длилось какое-то время, а потом ты просто включаешься в ситуацию и понимаешь, что сейчас будет другая жизнь, и если ты будешь сидеть и задавать себе вопросы «а почему? а как?», то потеряешь себя и не позаботишься о человеке.

На самом деле это совсем нетипично — вот так принять новые обстоятельства жизни, учитывая, что сильной связи с Богом у Вас тогда не было. Или была?

— В церковь я не ходила, но связь с Богом у меня была. Я постоянно молилась за маму, как умела, своими словами. Просила помощи Бога, святых. Думаю, что в том, что я приняла новые обстоятельства, не моя заслуга, это чувство дал мне Господь.

Я очень боялась, что могу заболеть, что со мной что-то случится, ведь тогда будет некому ухаживать за мамой. Я просила у Бога здоровья и вот за тот период ни разу не была на больничном. Может быть, мои травмы как раз оттянулись во времени из-за моих просьб (Инна показывает на свою руку и улыбается).

И надо сказать, что моя мама давала мне силы. При всей тяжести ситуации она совершенно не унывала. Я думаю, мама понимала, что не может уйти, потому что жалела меня. И она боролась с болезнью, хотела жить. Она не ходила, не разговаривала, но я ее понимала. Во время своей болезни она еще и обо мне заботилась.

Каким образом?

— Она никогда не капризничала, не требовала чего-то, наоборот, помогала мне. Предположим, я прихожу с работы, сразу подхожу к ней, а она мне показывает, чтобы я пошла и поела сама. Она жила активной жизнью в меру своих возможностей. Мы и общались, и смотрели что-то вместе, жили обычной жизнью, только другой…

Думаю, что нет такого, что кого-то Бог любит больше или меньше, просто в течение жизни у каждого случаются разные периоды, и их нужно принимать. Тот период был важен и для меня, и для мамы. Может, если бы мама ушла сразу, я бы просто не выдержала этого. Не знаю, что со мной было бы. Возможно, я бы тоже попала на подворье, почему нет? Можно было так упасть, что и не подняться.

Возможно, для мамы ее болезнь была каким-то духовным возрастанием. Мы же не знаем, почему с ней это случилось и что ее душа проходила в то время.

Вы сказали, что в церкви у Вас поменялось окружение, появились новые события, впечатления, а изменились ли внутренние ощущения?

 

сестра инна у иконы святителя

— Да, я стала спокойнее. Но это произошло не сразу. Не могу сказать, что сразу же у меня появился мир на душе. Меня очень долго не отпускала ситуация с мамой — для меня это было трагедией. Вот вроде бы удалось принять, а потом опять как будто падаешь в пропасть. Ведь когда теряешь родного человека, это как наполовину разбивается сердце.

Наверное, прошел год, когда я смогла сказать «слава Богу». Ведь Господь устроил всё так, что мама почила до пандемии, у меня была возможность ее отпеть и встретить отца Андрея. Я благодарна Господу, что у меня есть такой духовный отец. Я вижу, как в моем случае всё промыслительно сложилось. Наверное, раньше я не была готова прийти к Богу. Господь ведь приводит человека к Себе тогда, когда он готов. Сейчас монастырь для меня — родной дом.

 

возле монастыря

Когда мама болела, я думала: а что будет дальше, а как я буду жить? Я старалась отгонять эти мысли, но они всё равно приходили. Но Господь никогда не оставляет человека. Надо доверять Ему.

Когда я сломала руку второй раз, я, конечно, расстроилась, но тоже сказала Богу «спасибо»…

Руслан рассказывает, что то, что Инна столкнулась с инсультом у своего близкого человека, однажды помогло брату из свечной мастерской. Володя трудился на намотке фитиля, и однажды ему внезапно стало плохо. Его вывели на воздух подышать — думали, пройдет. А Инна сразу сказала, что у него инсульт. Тут же вызвали скорую, брату оказали своевременную помощь. Через некоторое время он вернулся в мастерскую. Руслан уверен, что, если бы Инна не обратила внимание на такие знакомые ей признаки инсульта, как потеря координации, нарушение речи, никто бы не подумал о всей серьезности ситуации. И еще Руслан уверен, что то, что Инна в этот момент находилась в мастерской, — часть Божьего Промысла.

 

купола храма

Мы выходим с Инной из мастерской. Она замечает, что ее день очень быстро прошел. Сегодня тихо. Напротив мастерской — белый храм, а вокруг него белый снег. Голубой купол храма сливается с проглянувшим из-за облаков голубым небом.

— Знаете, я даже не говорю знакомым, что хожу сюда, чтобы люди не смущались… Очень сложно объяснить, зачем я это делаю. Здесь такая тишина! Вот ты выходишь из мастерской вечером и просто замираешь: как же здесь красиво! Жалко, что люди не приезжают в этот храм из окрестностей, ведь здесь такое благодатное место.

 

храм на подворье

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

 

Читайте также: «Сретение — наш профессиональный праздник» >>

13.03.2023

Просмотров: 120
Рейтинг: 5
Голосов: 26
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать