X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Павлин Могилевский: от крестьянства до Креста (ч. 1)

священномученик павлин архиепископ могилевский

3 ноября — день памяти священномученика Павлина, архиепископа Могилевского (1937)

Священномученик Павлин Могилевский… Что стоит за этим образом, запечатленным на иконе? На иконе, написанной с фотографий сначала епископа, потом — осужденного… А еще — сложившейся из воспоминаний духовных чад и всех, кто знал и любил владыку. Он был прост и жалостлив, вышел из крестьян и стал архиепископом. В Новоспасском монастыре как великая святыня хранится его поручь — в том монастыре, где он стал монахом. Он возвращал раскольников в лоно Церкви, проводил выборы патриарха, мужественно охранял Православие от поругания… Его старенькая матушка повсюду следовала за сыном, его любили взрослые и дети, а он — любил всех. Кормил птиц, рыбок в пруду и голодных четверолапых бродяжек, созерцал движения природы, жил Божиим миром и молился за Отечество и каждую душу в нем.

Детство Пети Крошечкина

19 декабря 1879 года в Мокшанском уезде Пензенской губернии в семье крестьянина Кузьмы Крошечкина родился младенец Петр. Отец мальчика рано умер, они остались вдвоем с матерью Евдокией. Это была молодая крестьянка строгой, благочестивой жизни, которая часто водила ребенка в храм и учила молиться.

Маленький Петя воспитывался в послушании, страхе Божием и милосердии. В доме Евдокии получали пропитание нищие, останавливались странники. Их рассказы производили глубокое впечатление на ребенка. Рано научившись читать, Петя полюбил книги. С детских лет он был приветлив, услужлив, ласков с людьми и при этом имел внутренний стержень. Приходской священник, знавший много крестьянских детей, принимавший их исповеди, говорил Евдокии, что сын у нее — особенный и судьба его, скорее всего, будет непростой. Талантливым людям нелегко в этом мире, особенно если талант этот — святость.

 

карта Пензенской губернии

Пензенская губерния

С младенчества Петр Крошечкин был привычен к молитве, имел искреннюю веру и не сомневался, что Господь его слышит. 8-летний, он однажды заблудился зимой в заснеженном лесу, стал молиться — и спасся, услышав звон колокола. Мальчик замечал, что по молитвам всегда приходит помощь.

В Казанском женском монастыре в семи верстах от дома ему было особенно уютно, он часто ходил туда пешком, и монахини привыкли к Пете, давали ему небольшие поручения. А он — жадно читал книги из монастырской библиотеки, слушал рассказы матушек и мечтал уйти на Старый Афон, чтобы там провести свою жизнь в посте и молитве, как афонские подвижники. Именно в Казанском монастыре будущий архиепископ впервые ощутил горячее желание монашеского служения Богу.

После успешного окончания приходской школы Петр Крошечкин поступил в Мокшанское городское училище. Пришлось расстаться с матерью и жить на квартире. Однако вскоре он заболел настолько сильно, что был вынужден оставить учебу. Мать забрала Петю домой, а сердобольная квартирная хозяйка, провожая юношу, думала, что дни его сочтены...

Долго, тяжело болел Петя, а мать ухаживала за ним и молилась лишь о том, чтобы сын выжил. И здоровье его постепенно пошло на поправку. Евдокия возблагодарила Бога и дала обет сходить пешком в Киев, поклониться мощам святых, а по пути домой побывать в Саровской пустыни, где некогда подвизался великий старец Серафим…

Весной Петр уже смог пойти с матерью в это паломничество. Они побывали в Киеве, а на обратном пути останавливались во многих монастырях. И 2 мая, прямо к храмовому празднику в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского, вошли в Саровскую пустынь. Высокая колокольня, множество празднично одетых людей, пение хора, златоглавые храмы, колокольный звон и особенно — торжественное богослужение поразили Петра. Ему не хотелось возвращаться в мир и вновь стало ясно, что его единственная цель в жизни — стать монахом. И вот, молясь за всенощным бдением, он словно услышал ответ на свои мысли. Некий голос произнес только для него: «И здесь можешь спастись…» Но Евдокия, несмотря на уговоры, не разрешила сыну остаться в монастыре. Они вернулись домой.

Душой и мыслями Петя пребывал в Саровской пустыни. Его не интересовали крестьянский труд и быт, и он продолжал упрашивать родительницу дать благословение на монашество. Да и мать уже поняла свою ошибку и почувствовала, что Петра призвал Господь. Смирившись с Божией волей, Евдокия отпустила сына в монастырь.

 

вид Саровской пустыни

Вид Саровской пустыни. Литография мастерской Ж. Лемерсье. 1860-е гг.

Послушник Петр

Первой его обителью стала Саровская пустынь. Было это в 1895 году. Шестнадцатилетнего послушника сначала благословили на место помощника повара на больничной кухне. Каждый день он приносил из коровника на голове молоко в большом кувшине. Может быть, это и стало причиной мигреней, которые преследовали его всю жизнь.

Мать тосковала без сына и однажды приехала в Саровскую пустынь, чтобы там остаться. Она поступила на скотный двор. В это время Петр уже сменил послушание — стирал белье братии. Три года они были рядом, пока юного послушника не постигли искушения. Ему пришлось уйти из Саровской пустыни в поисках другого пристанища. Евдокия благословила его, а сама — осталась.

С письмом монаха, который его поддерживал, Петр Крошечкин пришел в Николо-Бабаевский монастырь Костромской губернии. Здесь его приветливо приняли. Снова он начал с послушания в братской кухне, потом был трапезным, пономарем, читал Псалтирь по усопшим… Но и этот монастырь пришлось покинуть, правда, ненадолго.

 

Николо-Бабаевский мужской монастырь

Николо-Бабаевский мужской монастырь Костромской губернии на Волге. Фото начала ХХ в.

Теперь его путь лежал в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, что стоял на живописном берегу озера Неро. Два года послушания здесь отвечали высоким потребностям его души — он был пономарем и певчим, а в свободное время мог читать святоотеческие книги. Благодаря этому он вернулся в Николо-Бабаевский монастырь как бы другим человеком, с новым опытом. Монахи его любили за простой, добрый и веселый нрав и рады были опять принять в свою обитель.

Молодой пономарь и чтец удивил жившего в монастыре на покое епископа Н. своим интересом к книгам из монастырской библиотеки, который не часто выказывали молодые послушники, тем более из крестьян. Он заметил, что этот юноша — необычный, а побеседовав с ним, обнаружил великолепную память, благоговейное отношение к храму и любовь к людям. Епископ Н. помог Петру заняться самообразованием, выписал учебники, и юноша в свободное время усердно занялся продолжением своего незаконченного образования. Так, подвизаясь в монастыре и выполняя послушания, Петр Крошечкин прошел весь гимназический курс.

Но это была лишь ступенька большой судьбы. Теперь его путь лежал в Москву, где он мечтал продолжить образование и при этом не мыслил себя вне стен монастыря.

И преподаватель, и студент

В 1907 году настоятель московского Новоспасского монастыря Борис (Шипулин) рекомендовал принять в штат послушника Петра Крошечкина и писал о нем так: «Вполне отдался мысли навсегда посвятить себя Богу и служению обители. С любовью поспешествует благолепию и чести обители и своим пением, и обходительностью, и весьма скромным поведением, и исключительностью». Теперь на левом клиросе звучал его тихий, приятный по тембру тенор.

А когда распоряжением московской конторы Святейшего Синода были открыты монастырские послушнические школы, в том числе и Новоспасская, послушник Петр написал прошение: «Сердечно радуюсь о начатках духовного просвещения в обителях и, желая распространять и укреплять оное, смиренно прошу благословить и утвердить меня в должности преподавателя в послушнической школе»… Вскоре он обучал детей и взрослых молитвам и православным песнопениям, входя в классы школы по воскресным дням.

 

Новоспасский монастырь Москва

Новоспасский монастырь, 1913 г.

В это же время при высоком содействии митрополита Московского и Коломенского Владимира и епископа Макария он поступил в Духовную семинарию, четырехгодичный курс которой экстерном окончил за год. Весь преподавательский состав был поражен такими успехами, этот небывалый случай вошел в историю семинарии.

«Я не изучал предметы так, как принято изучать, то есть понемногу из каждого. Я поступил по-другому. Взяв какую-нибудь одну науку, например апологетику, я сначала прочитывал со вниманием весь учебник с начала до конца. Потом уже, выяснив таким образом основную сущность предмета, занимался детальной разработкой и запоминанием его», — делился впоследствии преосвященный секретом столь успешного обучения.

После окончания семинарии 27-летний послушник был принят в академию, которую окончил столь же успешно, при этом не прерывая духовного общения с Новоспасской обителью и оставаясь в составе ее братства. Он верно шел к монашеству. И однажды настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Макарий (Гневушев) прочел прошение послушника Петра Крошечкина: «Имею давнее сердечное желание послужить Господу Богу в своей обители в иноческом чине. Посему и припадаю к стопам Вашего Высокопреподобия и смиреннейше прошу Вас, если найдете возможным, удостоить меня Ангельского образа».

Добрый пастырь из Новоспасского монастыря

В феврале 1910 года в Покровском храме Новоспасского монастыря произошло событие, к которому Петр шел с самого детства. Он был пострижен в монашество в честь святителя Павлина Милостивого, чья память совершается 23 января.

«В этой обители, самой родной и самой дорогой для меня на земле, Господь породил меня духовно: сподобил принять ангельский образ — иноческое пострижение, священную степень иеродиакона, иеромонаха и сан священноархимандрита. В этой же обители Господь дал мне усердие и ревность к изучению богословских наук. С помощью Божией и своей родной Новоспасской обители и содействием блаженной памяти митрополита Владимира и епископа Макария я окончил московскую академию и семинарию...» — такую речь о дорогой ему обители произнес монах Павлин спустя 11 лет в день наречения его во епископы…

 

архимандрит Макарий Гневушев

Настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Макарий (Гневушев)

А пока, окончив Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, иеромонах Павлин проходил пастырское служение в Новоспасском монастыре. Прихожане любили его за простоту и искренность, а ближайшее монастырское начальство и высшие иерархи относились с исключительным расположением. Москвичи, посещавшие Новоспасский монастырь в те годы, потом долгие годы с благодарностью вспоминали доброго пастыря. От него исходили любовь и трепетное отношение к каждой человеческой душе, что делало его известным среди православных разных приходов Москвы. Простота в обхождении, неподдельный интерес к жизни прихожан, заботливое внимание к ним, а также благоговейное служение Богу вызывали у людей доверие и привязанность.

Отец Павлин заботился о своих духовных чадах. На отдельных листочках он писал для них краткие наставления. Мы можем заглянуть в эти листочки, бережно хранимые его духовными чадами:

«Поминайте в молитвах своих отцев духовных — священнослужителей».

«Непрестанно молитесь».

«Всегда радуйтесь о Господе».

«Подражайте женам-мироносицам».

«Храните себя в чистоте и святости, чтобы Дух Божий жил в вас».

«Будьте почтительны ко всем людям».

«Рассудительность да будет постоянным спутником вашей жизни».

«Пойте Богу разумно».

«Любите врагов своих».

«Мир и любовь имейте между собою».

«Ревнуйте о добрых делах».

«Сохранит вас Господь Своею благодатию».

«Никого не осуждайте».

«Поддерживайте внутренний и внешний порядок жизни».

«Любите трудоделание ради Господа».

«Соблюдайте и чтите праздники Господни и посты».

«Добрыми помыслами и делами да украшаются души и тела ваши».

«Стремитесь к познанию Бога и истинному служению Ему».

«Да дарует вам Господь жизнь сообразно вашим духовным и телесным силам».

«Воспитывайте в себе преданность воле Божией».

«Почитайте других более себя».

«Ради Господа познавайте самих себя и тот жизненный путь, по которому вы идете».

Благодаря описанию духовных чад мы можем представить себе и внешность этого доброго пастыря, ведь слова говорят гораздо больше, чем фотографии. Отец Павлин был немного выше среднего роста, крепкого крестьянского телосложения, лицо имел бледное, располагающее, с высоким лбом и внимательным, мудрым взглядом серых глаз. У него была рыжеватая негустая борода, залысины. Внутренний, духовный свет делал его простое русское лицо красивым. Одежда его была скромной, монашеской, в руке он часто носил короткий посох. Взгляд имел быстрый, проникновенный, походку — скорую, стремительную, движения — бодрые, энергичные. Дома о. Павлин носил подрясник, зимой черный, летом — белый, подпоясывался цветным, вышитым шелком пояском. Весь его облик источал кротость и детскую открытость. Казалось, он всех любил, а сам предпочитал оставаться незамеченным.

 

архиепископ Павлин Крошечкин

Владыка Павлин (Крошечкин)

Наступил 1918 год. Страна жила в послереволюционном пространстве политики, нравственности и морали. Храмы и их служители подвергались поруганию. В сентябре 1918 года новые власти закрыли Новоспасский монастырь, а братии дали всего три дня для освобождения всех его помещений. Разрешили забрать только одежду, все ценности и реликвии — реквизировали. Теперь в Новоспасском монастыре расположился женский исправительно-трудовой лагерь. Богослужения совершались лишь в больничном храме святителя Николая, в который можно было войти с улицы, минуя территорию монастыря. Монашеская община стала приходской общиной во имя Всемилостивого Спаса, а на иеромонаха Павлина были возложены обязанности наместника монастыря.

Однако в 1919 году о. Павлину пришлось покинуть Москву из-за назначения на должность преподавателя в Бизюковской пастырско-миссионерской семинарии в Херсонской епархии. Два года он провел в Григорьево-Бизюковом монастыре, но по-прежнему состоял в братстве Новоспасской обители и находился в духовном общении с ней.

Епископ Рыльский — владыка кроткий, милостивый

В 1921 году в храме Воскресения Христа в Сокольниках при большом стечении народа проходило торжество хиротонии — возведение архимандрита Павлина в сан епископа. Но радость прихожан и духовных чад была со слезами на глазах. Предстояла разлука, тревожило будущее любимого пастыря, как и многих церковных иерархов и простых батюшек. Преосвященного Павлина благословили на епископское служение в Курскую епархию с наречением «епископ Рыльский». Когда он уехал в Курск, ему было 42 года.

Молодой епископ, полный сил и энтузиазма, жил Церковью, служил не только в храмах города Курска, но и в окрестных городках и селах. Летом, объезжая всю епархию, вникал в жизнь духовенства и насущные потребности храмов, а также в церковное устроение на местах. Белгород, Обоянь, Сумы, Суджа, Дмитриев, Старый Оскол, Рыльск, Путивль… Не было в епархии города или маленького села, где не побывал бы епископ, не служил бы в храме и не оставил бы о себе добрых воспоминаний. Богомольцы стремились попасть на архиерейские богослужения, чтобы услышать простые, проникновенные проповеди епископа Павлина, в трудное время утешиться торжественностью богослужения и получить благословение кроткого, светлого, внимательного ко всем владыки.

 

Знаменский кафедральный собор Курск

Знаменский кафедральный собор г. Курска

В этот период он много проповедовал и даже составил несколько акафистов, службу с акафистом св. Павлину Ноланскому — своему небесному покровителю. Первый кондак акафиста звучал так: «Узников надеждо и грешных исправление, озари нас лучами любви твоей, зовущих: радуйся, Павлине, святителю милостивый». Эта молитва об узниках, составленная им тогда, стала для него пророческой…

Часто пути епископа Павлина лежали в окрестности древнего Путивля, где было две мужские обители — Молченский Печерский монастырь и знаменитая Глинская пустынь. В 1922 году Глинскую пустынь закрыли. Незадолго до этого владыка побывал в ней и попросил у настоятеля архимандрита Нектария двух иноков в келейники. Ими стали монах Таврион и монах Андроник. Достойные иноки, оба они сопровождали владыку Павлина во всех епархиях и стали ему родными людьми.

А пока — в Курск переехала мать преосвященного Евдокия. До той поры она жила неподалеку от Новоспасского монастыря на Таганке, снимала квартиру у благочестивого Иосифа Калинкина, приехав туда еще в юные годы будущего епископа, когда он был послушником. После переезда в Курск мать неотступно следовала за сыном, а он трогательно заботился о своей матушке.

Тогда же преосвященный Павлин еще раз проехал Пензенские края и побывал в своей родной деревне Мокшаны. Односельчане помнили его еще мальчиком и встречали с любовью и восхищением такой необычной для крестьянского ребенка судьбой…

Продолжение следует…

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

03.11.2022

Просмотров: 826
Рейтинг: 4.5
Голосов: 45
Оценка:
Комментировать