«Она молилась, и Господь ее утешал»
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут...»
(Мф. 5: 7)
Рубрика «Во Царствии Твоем…» посвящена сестрам милосердия, которые в разные годы несли послушание в Сестричестве в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы нашего монастыря. Они жили не жалея себя, отдавая всё свое время, все свои силы и всю свою любовь другим людям. Земной путь их уже закончился, Господь призвал их в Свои Небесные обители, но память о них живет в сердцах тех, кто знал и любил их в земной жизни, для кого и спустя годы после ухода они так же близки и дороги. Наш долг — сохранить эту светлую память. Вам, дорогие сестры, посвящается…
Светлана Соза (07.10.1971 – 05.06.2017)
Сестра Светлана Соза была жизнерадостным, ищущим, горячим человеком. Она хотела жить, путешествовать, любить, но, когда Господь послал ей болезнь, приняла ее со смирением, как из рук Божиих.
— Я познакомилась с сестрой Светланой на съемках фильма «Притчи». Милая, обаятельная, современная женщина с мягкой улыбкой. Она работала с отснятым, готовым материалом. Иногда работала одна, иногда вдвоем, но часто говорила, что рада быть в тишине и одиночестве.
Мы поддерживали теплые отношения и позже часто встречались.
У Светланы была тяжелая жизнь. Она жила с мамой, папа пил и сгорел. С мамой не было взаимопонимания, а Светлана нуждалась в этом больше всего. Она крестилась в зрелом возрасте, по духовной потребности, наперекор родным, которые не приняли и не поняли ее решения. Часто говорила, что, если бы не Господь, храм, молитва, вряд ли она была бы жива.
Света мечтала о простом женском счастье, ей очень хотелось быть кому-то нужной. Но случилось непоправимое: организм дал сбой и Света заболела. Она об этом узнала, но по своей глубокой вере говорила, что полностью отдает свою жизнь в руки Божии, и отказывалась от лечения. Она очень любила схимонахиню Сепфору: ездила к ней на могилку и даже ночевала в ее келье.
Света очень хотела жить, но болезнь стремительно прогрессировала. Слава Богу, Свято-Елисаветинский монастырь не оставил ее без помощи: привезли специальную кровать, продукты, выделили деньги, нашли сиделку. До последнего вздоха с ней была сестра Иоанна.
Она угасала, было понятно, что время ее земной жизни подходит к концу. Светлана изменилась: лицо стало светлым, спокойным. Страх сменился принятием и надеждой. Она молилась, и Господь ее утешал — у нее совсем не было болей. Она не мучилась, а тихо, смиренно уходила. Она ушла в самом расцвете сил. Ее похоронили там, где она просила, — на кладбище возле женского подворья.
Светочка была легкой, мягкой в общении и очень позитивной. Мне ее очень не хватает. Молюсь о ней ежедневно. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Светланы. Придет мое время, и я надеюсь, что мы встретимся.
Людмила Альшевская
— Какое-то время мы со Светланой вместе трудились в выставочном отделе. За полтора года до ее ухода в Вечность мы были на выставке, где она мне первой сказала, что больна. Я потом спрашивала ее, почему из всех сестер она выбрала именно меня. «Мне Господь указал на тебя, и я хочу, чтобы ты меня досмотрела», — сказала она. Я предложила ей по возвращении в Минск начать лечение. Светлана отказалась, решив всё предать на волю Божию, и уехала в очередную поездку.
Правда, незадолго до ухода мы положили ее в 2-ю больницу, чтобы хоть как-то облегчить ее состояние. Там она причастилась, но лежала недолго. Ее тело заживо гнило, а врачи уже ничем не могли помочь. Ее выписали домой умирать.
Господь дал ей великую милость — при таком тяжелом состоянии она не испытывала никакой боли. Когда приходили врачи из поликлиники, то ужасались, видя ее состояние. Она сама утешала их, говоря, что у нее ничего не болит, что у нее всё хорошо. Некоторые крестились и говорили, что ничего не понимают.
Я, как сестра патронажной службы нашего монастыря, каждый день приходила к ней. Когда я обрабатывала ей раны, она всегда благодарила Бога, что Он моими руками ухаживает за ней Сам. Потом мы долго с ней общались, но это было особое, духовное общение. Света закрывала глаза и говорила: «Иоанна, говори мне о Боге, об Иисусе Христе, я хочу слушать только о Нем и идти только к Нему, хочу встретиться с Ним». Другие темы разговора ее не интересовали. В моей практике не было таких подопечных…
На Пасхальной неделе мы с другой сестрой навестили ее, привезли подарки. Светлана последний раз сама открыла нам дверь, потом слегла и больше уже не вставала. Много испытаний выпало ей в этот период жизни, были сложные отношения с родственниками, с мамой, которая не разделяла ее духовного стремления.
За день до ухода Светлана просила вечером не уходить, а побыть с ней. «Я хочу слышать о рае, говори мне о нем». Вначале я растерялась, так как мои познания о рае были очень ограничены. Но со мной что-то произошло, и я, сама не знаю как, стала говорить удивительные вещи, которые пыталась запомнить уже для себя. В последнюю встречу Светлана сказала: «Если Господь сподобит меня Царствия Небесного, я буду молиться за тебя, как и за всех в монастыре: отца Андрея, игуменью и всех сестер, и за патронажную службу». Она несколько раз забывалась, и в очередной раз, решив, что она спит, я ушла. Дома долго не могла уснуть, а утром проснулась от того, что передо мной стояла Светлана. Радостная, счастливая, улыбающаяся. Это длилось одно мгновенье, но я как-то сразу поняла, что это ее душа пришла проститься со мной. Я позвонила ее маме, она сказала, что Светлана уходит.
Я видела лица схимонахинь, когда они уходили в Вечность. Они светились неземной радостью и светом. Такое лицо было и у Светланы. Я была в тот момент уверена, что она ушла к Господу в Небесные обители, куда так стремилась.
Для меня встреча и общение со Светланой оставили в памяти яркий урок, как можно красиво уйти из жизни, с таким доверием к Богу. Ни на минуту не было сомнения, что Он ее встретит, и я это видела. Действительно, у Бога все живы. Кто верит Ему, несет свой жизненный крест, тот спасен будет. Мне было Богом показано, что верующему умирать не страшно. Смерти нет. Через помощь сестре я сама укрепилась в несении своего креста.
Царствие тебе Небесное, Светлана!
Сестра милосердия Иоанна Зубкова
— Светлана трудилась на выставках, а потом, когда заболела, была нашей патронажной подопечной. Она отказалась от операции. Соприкасаясь со святынями, с молитвенниками, посещая монастыри, она так уверовала в Господа, что предала свою жизнь в руки Божии. Светлана трезво и мужественно прошла весь свой путь. Она ушла очень светлая, без смертного страха и паники. Родственники планировали ее кремировать, но мы стали стеной и уговорили родных похоронить ее на кладбище, которое неподалеку от нашего женского подворья.
Сестра милосердия Зинаида Лобосова
— Приход Светы в монастырь — это живой пример того, как человек начал изменяться внутри самого себя. У Светы было достаточно насыщенное прошлое. Она мне рассказывала, что была мастером спорта, выигрывала спортивные состязания, физически очень сильно вырабатывалась. В 90-е годы все люди разными вещами занимались, чтобы как-то себя прокормить. Ей приходилось сталкиваться с валютными операциями и не всегда это делать открыто и честно. Она объясняла, что та ее жизнь осталась в прошлом. Придя в монастырь, она почувствовала Божий призыв и то, ради чего стоит жить дальше. Света воцерковлялась. Как все люди, которые трудятся в монастыре, она имела возможность приходить на молитвенное правило, бывать на богослужениях и наших студийных встречах.
У Светы было ответственное послушание, она работала в отделе упаковки — комплектовала готовый продукт. От рук Светы зависел окончательный вид диска. Кроме этого, все люди, которые работали на упаковке, прослушивали наши аудиокниги, чтобы находить какие-то огрехи. Она была внимательным слушателем, и ее советы были ценны для нас. У Светланы были такие качества, как дружелюбие и забота.
Когда Света заболела, она просила всех нас о молитве. Сама она молилась о том, чтобы ее болезнь была побеждена или чтобы она смогла ее принять. Я замечал, что Светлана готовилась к тому, чтобы принять любой результат. И, если она перейдет в Вечность, это Божье дело и она его примет. Мне кажется, что Света очень много для себя открыла с приходом в монастырь и благодаря этому смогла свою жизнь направить по другому пути — по пути к Богу. Последние дни мы ее поддерживали: старались позвонить, помочь деньгами и продуктами. Света со всеми прощалась с просьбой молитв о себе. Господь принял этого человека, и я надеюсь, что у нее состоялась такая долгожданная встреча с Богом.
Константин Карманов
08.11.2022