X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Она была настоящей сестрой»

настоящая сестра милосердия Татьяна

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут...»
(Мф. 5: 7)

Рубрика «Во Царствии Твоем…» посвящена сестрам милосердия, которые в разные годы несли послушание в Сестричестве в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы нашего монастыря. Они жили не жалея себя, отдавая всё свое время, все свои силы и всю свою любовь другим людям. Земной путь их уже закончился, Господь призвал их в Свои Небесные обители, но память о них живет в сердцах тех, кто знал и любил их в земной жизни, для кого и спустя годы после ухода они так же близки и дороги. Наш долг — сохранить эту светлую память. Вам, дорогие сестры, посвящается…

 Сестра Татьяна Николаевна Абрамова (28.12.1947 21.11.2013)

Девять лет нет с нами Татьяны сестры, которая стояла у истоков монастыря, которая несла людям добрую весть о спасении и Божией любви. Путь ее был непростым, но, превозмогая тяготы земной жизни, сестра Татьяна душой устремлялась в вечность.

— Моя мама родилась в послевоенные годы. Время было тяжелое, и это наложило отпечаток на ее характер. Она была принципиальным и исключительно честным человеком. Была такая история. Мы сели в транспорт, мама дала мне пробить талончик. Я его не пробила: порадовалась, что сэкономила денежку. Сохранились детские воспоминания о ее возмущении и каком-то моральном наказании.

Ее исключительная честность проглядывала во всем. Кому-то могло показаться, что у мамы был сложный характер, как и мне казалось. Но, оценивая сейчас, я вижу, что мама была права. Это был какой-то проблеск маяка в человеке, глыба в каких-то основополагающих вопросах. Таких цельных людей я редко встречала.

 

детская фотография

Мамин путь к Богу был сложным. Она была интеллектуально развитым человеком, много читала. В 90-е годы она искала духовного возрождения в разных верах и религиях. В итоге Господь привел ее в Православие. И здесь она искала правду, у нее были какие-то внутренние муки, и она даже ходила на прием к владыке Филарету. Не каждый пойдет на прием к архипастырю, чтобы что-то прояснить, получить для себя важную информацию.

Это был человек, который из ничего мог сделать всё. Так сложились обстоятельства, что у нее не было мужа. И папа ее тоже рано умер, когда им с сестрой было 10–11 лет. Бабушка их воспитывала так, чтобы девочки могли сделать всё, была бы цель и задача. Парник построить, полку прикрутить, мебель переставить — всё сама: не было расчета на кого-то. Конечно, она была энергичной, деятельной.

 

в юности

Несмотря на математический склад ума, у мамы был огромный творческий потенциал, она прекрасно вязала и шила. Когда были проблемы с обоями, она обклеила стены кухни своими рисунками. Это была настолько многогранная личность! Благодаря ей мы с братом многое знаем и умеем и никогда не теряем присутствия духа.

 

работа со схемами

Мама 30 лет трудилась на МАЗе. Это была ответственная работа в военном представительстве, связанная с частыми командировками в Москву. Уже тогда она стала ходить по московским храмам. Привозила полные чемоданы душеполезных книг, благодаря чему собрала большую библиотеку. Осталось много ее записей: выписанные высказывания святых отцов, молитвы. У нее ко всему был кардинальный подход — как в мирских делах, так и в духовной жизни. Например, в цехе запчастей она знала по номерам, артикулам и внешнему виду тысячи наименований запчастей. Меня это всегда поражало.

 

старое фото

Когда Советский Союз распался, работы не стало и надо было решать, где трудиться. К тому времени мама уже была в сестричестве. Тогда возникла идея открыть на проходной церковную лавочку. Благодаря ее усилиям, настойчивости, целеустремленности на МАЗе открылась монастырская лавочка, и она там стала трудиться. Как духовно крепкий человек, она не побоялась стать сестрой милосердия на заводе, где ее многие знали в другом амплуа.

 

на ответственной профессии

На новом послушании ей приходилось бороть себя. Ответственная профессия наложила отпечаток на ее характер. Она говорила: «Я понимаю, как надо поступить, но не всегда могу». Потом она смирилась, смягчилась и стала искренним человеком.

Когда мама пришла в Церковь, некоторые подруги и знакомые от нее отпали. Потом начался обратный процесс. Много людей благодаря ей пришли к Богу. Она сумела им что-то рассказать, показать. Когда человек горит сам, вокруг него люди тоже начинают гореть. Со временем мама перестала уговаривать людей и заниматься миссионерством, она просто жила, и ее пример действовал на людей, и на меня в том числе.

Она была молитвенным человеком, я видела это вживую. И утром, и вечером, и ночью в другой комнате слышались слова молитвы. Она молилась вслух: сначала громко, потом тихо.

Еще в детстве, после осложнения ангины, у мамы развился ревматизм органов и суставов. Были приступы боли, которые не снимались лекарствами. К пятидесяти годам приступы стали повторяться всё чаще и чаще. Для меня было потрясением, что человек, который от боли умирает и не может ходить (а скорую помощь она категорически отказывалась вызывать), после принятия просфоры и крещенской воды поднимается с одра и идет на службу в храм. Ее любовь к церковным службам была удивительной. Она причащалась часто.

После того как мама по состоянию здоровья вышла за штат, она жила в Смолевичах. Там был отец Александр, который доверил ей ключи от храма, и она стала ходить на все службы. Моя мама, не имея ни слуха, ни голоса, помогала батюшке совершать службу. Она самостоятельно изучила устав богослужения. И это говорит о ней как о человеке талантливом, самодостаточном и целеустремленном. В ее комнате все стены были обклеены листиками с тропарями, кондаками и прокимнами. Около года мама была одна на клиросе и сама пела литургию, вечерние богослужения, великопостные службы. Потом в церковь стали собираться люди. Появились певцы и чтецы, и маме оставили чтение благодарственных молитв. И она несла это послушание со смирением и благодарностью.

Последние годы жизни мама жила в частном доме в Смолевичах одна и говорила: «Поверь, когда у тебя есть дети, много забот, напряженная жизнь — это одна история. А когда ты остаешься один на один сам с собой, с Богом, с болезнями и с борьбой внутри себя — это совсем другая история».

Последний путь лежачего состояния был для мамы путь очищения. Для нас с ней — путь примирения, единения. Мама впервые попросила у меня прощения. Мы высказали друг другу слова любви.

 

архистратиг Михаил

Ушла она в день Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мне кажется, что Господь ее простил. Она перенесла столько мучений, но никогда не сказала: «За что мне это?» — никогда не пожаловалась.

Дочь, сестра милосердия Татьяна Абрамова

— Сестра Татиана — близкий и дорогой мне человек. Мой путь к Богу начался с ее слов на мои жалобы: «Исповедь и Причастие». Сказано было очень строго, просто и с любовью. И я ей поверила. Моя боль всегда была и ее болью. Я никогда не видела ее равнодушной, даже тогда, когда она была прикована к постели. Ее собственная боль всегда была сокрыта от других, можно было подумать, что у нее всё хорошо. Строгость к себе, ответственность за послушание, открытость, скромность, терпимость к другим, надежность, верность, настоящее мужество, свет, радость, тишина и самое главное — любовь к Богу.

Сестра Татиана для меня не просто сестра, она для меня и мама, которая всегда была готова принять в свои любящие объятья (что всегда мне было нужно). Она мой маячок, который помогает жить. Ее стремление всегда быть с Богом дорого для меня. Она болела душой за нас, и очень хотелось бы оправдать ее надежды и любовь к нам.

Благодарю Бога за этот великий дар — встречу с сестрой Татианой. Верю, что она там, где живут Ангелы. Она очень почитала Архангела Михаила и в вечность ушла в день его памяти.

Низкий поклон Вам, дорогая Татьяна Николаевна.

 Трудница Людмила

 

Татьяна Николаевна

— Благодаря этой сестре я пришла в храм в 50 лет, а в сестричество — в 58.

Умная, внимательная, аккуратная, спокойная, всегда уравновешенная, требовательная к себе и к другим. Она была настоящей и достойной сестрой.

 Сестра милосердия Александра Юдина

— Раньше я работала на автозаводе. На проходной была церковная лавка, и я часто приходила, чтобы подать записочки. Там мы и познакомились с сестрой Татьяной. Я стала подолгу задерживаться в лавке, чтобы найти ответы на вопросы о семейной жизни, о Церкви. У меня не было близких родственников, и я вначале относилась к ней как к старшей сестре, так как она была близка мне по духу. Потом я поняла, что этого человека послал Господь. Она привела меня в храм, где я уже и осталась навсегда. Даже когда я ушла с завода, то продолжала приходить в церковную лавку к сестре Татьяне.

 Сестра милосердия Лариса

— Когда я еще работала в мирской организации, то приходила в столовую на МАЗ и видела там церковный ларечек. В нем трудилась сестра Татьяна.

Когда человек живет с Богом, чувствуется радость и тепло. Мне было очень приятно общаться с сестрой. Я видела в ней свет, и даже когда она ничего не рассказывала, чувствовалось тепло, спокойствие. Сестра Татьяна помогала мне советом, предлагала церковные книги. Я благодарна Богу за то, что на моем жизненном пути встретился такой человек.

Сестра милосердия Светлана Капустинка

— Сестра Татьяна была очень самостоятельная и собранная. На МАЗе, где она вместе с Ксенией Вербицкой открывала лавочку, не приходилось что-то корректировать и взаимодействовать с руководством. Ее отличала, как многих людей ее поколения, дисциплинированность. Она была не своенравна, а именно дисциплинированна и собранна.

Я навещала сестру, когда она заболела. У нее было тяжелое заболевание и болели кости. Боль была непрекращающаяся, она очень страдала. Господь послал ей такое испытание.

Отпевали Татьяну в монастыре. Ее привезли без облачения, и мы с сестрами одели ее в облачение и проводили в последний путь как сестру милосердия.

Сестра милосердия Зинаида Лобосова

 

свечи подсвечник в церкви

 

22.11.2022

Просмотров: 262
Рейтинг: 4.7
Голосов: 17
Оценка:
Комментировать