X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Я тебя все равно вымолю» (ч. 1)

общество трезвости икона Богородицы Неупиваемая Чаша

Вот уже пять лет при нашем монастыре действует общество трезвости «Елисаветинское», которое было создано по инициативе людей, страдающих от зависимостей. Деятельность общества основывается на православном мировоззрении и духовном святоотеческом опыте борьбы со страстями. Мы побывали на юбилее, чтобы своими глазами увидеть, чем эти люди живут сегодня.

«Батюшка, я алкаш. Что мне делать?»

— Обычно мне Катя помогает, а сейчас я один кручусь, и мне непривычно, — Константин наклоняется и расставляет блюда на большом деревянном столе.

— Совсем один? — раздается голос с другого конца стола.

— Как мы в Православной Церкви можем быть совсем одни? — с улыбкой отвечает Костя, и все собравшиеся одобрительно кивают в ответ.

 

Константин руководитель общества трезвости

Константин Орлов — руководитель общества трезвости. В минувшее воскресенье, 16 октября, группа отметила свой первый юбилей — ровно пять лет назад по благословению духовника монастыря отца Андрея Лемешонка здесь появилось Елисаветинское общество трезвости, куда приходят страдающие тяжелыми зависимостями люди.

Несколько лет группу окормлял протоиерей Евгений Павельчук, но три года назад его направили на ответственную должность — секретарем патриаршего подворья в городе Софии при Болгарской Православной Церкви. Перед отъездом отец Евгений дал наставление обязательно собираться вместе и дальше, даже без него, а Константина благословил быть руководителем.

Вообще, Костя (мы договорились, что я буду его так называть) из Питера. В его жизни было многое: и тяжелые наркотики, и не менее тяжелые запои. Пытаясь «завязать», он оказался на Валааме, где познакомился со своей будущей женой, и уже вместе они вернулись в Минск.

— После очередного запоя мать Тавифа сделала мне последнее предупреждение — я тогда трудился в строительной бригаде монастыря. «Ну что вы, матушка, — оправдывался я, — меня обязательно надо помиловать, потому что я хожу к отцу Евгению». А потом думаю: вот обалдуй — наврал монахине! А тут еще и жена сказала подшиваться, а она женщина очень серьезная, — Костя иронично щурит свои голубые глаза. — Вот так эти два происшествия меня подтолкнули прийти к отцу Евгению на исповедь: «Батюшка, я алкаш. Жена мне говорит подшиваться». — «Скажи ей, что подшиваться не будешь, а будешь ходить в общество трезвости и бросишь пить».

Так Костя стал посещать общество трезвости при нашем монастыре. До определенного момента, по его словам, «просто выхаживал». Практически ничего не понимал, но всё равно приходил.

 

священник храм общество трезвости

— Дух почувствовался сразу, — эту фразу он медленно и точно произносит два раза, как будто вспоминает то время и того себя. — Моя жизнь идет от Причастия к Причастию. А бесы пытаются пробить оборону, вывести из равновесия разными путями. Наша задача — их не впустить. Но это сложно. Раньше мы с группой вместе причащались, ходили в храм, а потом всё опять развалилось, рассыпалось. Суета поглощает людей…

Приходят новые гости, и Костя прерывает беседу, здоровается с вновь прибывшими, приветливо похлопывает кого-то по плечу, снова начинает усаживать всех за стол и подавать угощения. Он часто шутит, тонко и остроумно, при этом от его глаз, как солнечные лучи на детском рисунке, разбегаются мелкие морщинки. Костя снова садится напротив меня и задумчиво размешивает пакетик чая в прозрачной кружке.

 

костя интервью общество трезвости

— Но! — он мгновенно ободряется. — Совесть мне говорит: «Костик, если ты будешь действительно без всякого лицемерия в каждом видеть брата и сестру, от чистого сердце стараться их любить, чтобы они были вот здесь, — Костя указывает сжатой ладонью в область сердца, — тогда всё получится». Но, к сожалению, я сильно недотягиваю. Суета, суета, суета. Постоянно себя оправдываю: у меня работа, всякие сложности, я устал… Валю на то, что это никому не нужно. Каждый своей жизнью занимается, на группу ходят через пень-колоду. А чего я буду их в своем сердце держать? Молиться, волноваться, переживать, если они сами этого не хотят, нет от них ответа? В такие моменты я забываю, что когда сам пил, курил, кололся — Бог всё равно меня любил и от всего спасал. Хотя я вообще про Него не вспоминал, Он мне был не нужен. Вот такие у нас проблемы.

— А разве по-человечески возможно не ждать ответа?

— Проблемы и трудности будут всегда. Людям то одно не нравится, то другое. Читаем святых отцов — «а давайте эту книгу читать не будем», «а мы без священника занимаемся, нужно что-то попроще». Люди срываются, перестают ходить. Тебе кажется, что это из-за тебя, твоих грехов, твоей скверности. И это самая основная тяжесть. Помогает только одно: вспомнить, что Бог людей спасает, а не ты.

Бес в первую очередь пытается внушить такую мысль, чтобы ты отчаялся. А нужно просто делать свое дело, на которое тебя поставили. Есть результат или нет, срываются ребята или нет, ходят или нет — это дело Божие. Твое дело должно быть здесь, — Костя снова указывает на сердце, — анализировать, взвешивать — бессмысленно. А если тут горит — тогда уже Господь тебя направляет, Он в уста вкладывает то, что надо.

«В группе я возвращаю себя Богу…»

Так сложилось, что после отъезда отца Евгения в Елисаветинском обществе так и не появилось постоянного священника. По мнению Кости, зависимые люди, особенно малоцерковные, живут в своем придуманном мире. Важно понимать, что это за люди, как с ними работать, что говорить, чтобы они открывались. Не у каждого священника это получается.

— Я свою задачу вижу в том, чтобы просто ходить на группу: среда, пятница, воскресенье, один или два человека — не важно, я должен быть, — продолжает Костя. — Бог направляет людей по-разному. Вот недавно приходила девушка, она просто в поисковике набрала «общество трезвости», и первым выскочило «Елисаветинское». Она пришла один раз, съездила с нами в паломническую поездку в Мозырь и пропала. А через полгода пришла снова и рассказала, что бросила пить, начала ходить в церковь. Что еще надо?

 

храм молитва общество трезвости

Костя снова улыбается и выглядит как-то по-другому — в нем появляется уверенность, сила, дерзновение, как будто прямо сейчас исполняется его главная мечта. А она состоит в том, чтобы как можно больше людей знали, где искать помощи. И поняли, что выход есть.

— На самом деле всё просто, отец Евгений об этом постоянно говорил: ходи на группу, в воскресенье — в храм, исповедуйся, причащайся, молись как можешь. Всё. Но на группу — обязательно. Как только человек начинает увиливать — это первый признак, что он в опасности. Чаще всего так и бывает: «Я не могу, мне надо идти» — и уходит посреди собрания. Он уже бесов напускал столько, находится в таком тесном и плотном контакте с ними, что всё происходящее на группе совершенно не воспринимает. Ему скучно, неинтересно, он устает. Так вот отец Евгений в таких случаях не благословляет людей останавливать, только указать им на какие-то внешние признаки: раздражительность, нетерпимость, искание своей правды… Бывает, что человек сам до конца не понимает внутренних причин всего с ним происходящего, и значит, он еще не достиг своего дна…

— А почему нельзя просто ходить в храм и не ходить на группы? Исцеляет же Бог…

— Можно. Если ты способен сам, без посторонней поддержки, исповедоваться, причащаться, самостоятельно в течение недели сохранять себя трезвым и в Духе — группа не нужна. Но я без группы не могу. Вот летом работал в Смолевичах допоздна, сильно уставал. Враг меня запутал так, что по будням, поскольку мало народа, решил в общество не приезжать. Пусть, мол, они там без меня сами попробуют. Ну и всё… Я вдруг понял, как скатился. Я задыхался, мне не хватало жизненных сил… Бегом побежал на группу и просил у всех прощения. И именно тогда действительно понял, как важно приходить в наше сообщество: это те несколько часов в неделю, когда я себя возвращаю к Богу, свое сердце поворачиваю к Нему. Потому что в миру, даже если ты работаешь в храме или у тебя околоцерковная деятельность, всё равно суета такая, что ты от Бога отрываешься, забываешь о Нем. И пошел-пошел-пошел впускать, принимать, в твоем сердце уже неизвестно кто и что… А у нас каждое собрание начинается с соборной молитвы — это очень большая поддержка, невозможно даже переоценить. Тебе как будто дали кислородную подушку: ты подышал, и уже можно дальше двигаться…

 

беседа общество трезвости

 

Связаться с руководителем общества трезвости можно по тел.: +375 (25) 523 58 07

Продолжение следует…

Беседовала Мария Котова

Фотографии Никиты Провлоцкого

19.10.2022

Просмотров: 139
Рейтинг: 5
Голосов: 34
Оценка:
Комментарии 0
1 год назад
Молитвами Святых Отцов наших Господи Исуси Христе сын Божий помилуй мя грешную. Спаси и Сохрани

Екатерина

1 год назад
Замечательная статья!
Комментировать