X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Об иерархии

протоиерей Андрей Лемешонок об иерархии

Жизнь продолжается, если мы в храме. Бывает, человек попадает в тупик и уже не видит смысла в своей жизни. И он тогда не живет, а существует. А у кого-то, возможно, уже исчерпаны физические силы, но он по-настоящему живет, потому что в нем Бог, Святой Дух…

Нам надо разобраться с этой жизнью, пока мы здесь. Сегодняшнее евангельское чтение: …любите врагов ваших (Лк. 6: 35) — противоречит законам Ветхого Завета «зуб за зуб», «око за око», «ты мне, я тебе». Слова, которые мы услышали сегодня, непонятны для нашего естества, непонятны для этого мира. Христос учит нас любить врагов, чтобы мы освободились от этих ветхозаветных законов, которые воцарились после грехопадения. А это значит распять себя со страстьми и похотьми (ср.: Гал. 5: 24) и жить уже для вечности. Чем больше людей будет готово к этой вечной жизни, тем больше в мире будет света.

Всё, что говорит Христос, превосходит нашего ветхого человека. Превосходит то, чему научил нас этот мир. И нам нужно победить этот мир так же, как победил его Христос. Но грех нас обманывает. Дьявол всячески старается, чтобы мы не поняли в своей жизни главного. Он нам многое позволяет: «Добывай себе пропитание, становись удачливым и богатым!» В этом он мешать не будет — занимайся! Но ведь всё это труха, всё сгорит… А вот когда человек начинает что-то делать для Бога, работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом (ср.: Пс. 2: 11), вдруг на него всё обрушивается. И он не понимает: «Что такое?» Ведь он же хочет хорошего — служить Богу, а все на него озлобляются, все его поносят, он всё теряет… А это проверка — хочет ли человек по-настоящему что-то для Бога или он торгуется: «Я для Бога, а Бог мне даст то, чего я хочу на этой земле». На этом построен протестантизм, оттого он так и прижился. Всё духовное, непонятное для человека устраняется — и остается только конкретное, «мои потребности». «Я пришел к Богу, и Бог должен мне служить и всё мне устраивать». А у нас всё иначе: чем дальше в лес, тем больше дров. Когда благодать Божия оставляет человека из-за его невнимательности и гордыни, тогда он испытывает огромное давление греха: «Раньше я бежал в храм с радостью, а сейчас не хочу туда идти. Раньше мне хотелось прочитать столько молитв, а сейчас рука отнимается, когда беру молитвослов». И такая борьба продолжается не один год — чтобы человек в ней укрепился, чтобы он не перепутал, что есть дар Божий, а что есть мое «Я».

Сегодня день памяти святого священномученика Дионисия Ареопагита, очень образованного и духовно развитого человека. Его книга «О небесной иерархии» — как она сегодня актуальна, когда мы все свободны и никому не хотим подчиняться! Жена говорит: «А чего я мужу буду подчиняться, я больше зарабатываю!» — «Ну и что, что больше зарабатываешь? Господь устроил так, что ты должна подчиняться мужу и слушаться его». — «А я умнее его!» Первым революционером был, конечно, дьявол, который хотел жить без послушания, без Бога. И вот по сей день вся история нашей земли — это революция. Можно сказать, грехопадение Адама и Евы тоже было революцией: «А чего я буду Бога слушаться?» Кто был ничем, становится всем. Но как это всё жалко и как это всё трагично! Схиархимандрит Серафим (Розенберг) жил в Псково-Печерском монастыре 60 лет. Когда его спросили: «А что, батюшка, самое главное в монастырской жизни?» — он ответил: «Слушаться старших, начальников». Как у нас часто бывает: мы протестуем, осуждаем, хотим настоять на своем. Но дух уже не Христов… Старец Варсонофий Оптинский сказал очень интересную вещь: после отмены крепостного права нравы в России пошатнулись. Вот, казалось бы, почему? Просто люди стали свободными: «Куда хочу, туда и иду».

Мы, естественно, не хотим, чтобы нам диктовали, как жить. А с другой стороны — был такой святой Иоанн Русский, который попал в рабство и работал на скотном дворе у турок. Но это внешне, а внутренне он был абсолютно свободным человеком. И когда хозяин его отпустил на родину, святой Иоанн сказал: «Нет, меня Бог сюда поставил, я здесь должен быть». И он стал одним из самых почитаемых святых в Греческой Церкви. Понимаете, какая свобода? Не ищем своего, а ищем воли Божией. Попалась такая жена — терпи. Попался такой муж — смиряйся. Но мы не хотим. А потом женщина через много лет говорит: «Ну, вот первый муж был все-таки ничего, можно было бы жить, второй гораздо хуже…»

Любовь — это дар Божий, и дается он смиренным. А гордым Бог противится (ср.: Иак. 4: 6). Надо переосмысливать всю нашу жизнь. Сейчас смотрю на свое прошлое. Было непросто, иногда мне очень доставалось на работе, особенно когда я трудился сторожем. Ругали ни за что. Я вспыхивал, говорил: «Всё, я больше не могу этого терпеть. Всё неправильно, я ни в чем не виноват, меня оболгали, оклеветали!» А сейчас думаю: «Как мне было хорошо, хорошая школа!» Гордыня восставала, я протестовал. А Господь держал и учил смирению. Конечно, я не научился, к сожалению. Но еще не поздно. Учиться никогда не поздно — особенно с приходом каких-то телесных немощей. С этим тоже нужно смириться. Так всё премудро сотворил Господь: телесно мы умираем, но духовно должны расти. Чтобы в какой-то момент сказать: «Да ну его, это тело! Уже надоело оно, пойдем к Богу». И Бог нас заберет — туда, где нет болезни, нет печали, нет воздыхания, но жизнь бесконечная. Для верующего человека земная жизнь — переход от временного к вечному. А для неверующего непонятно, что будет дальше. Вот он и хватается за всё, лишь бы эту жизнь как-то украсить, получить в ней максимум удовольствия. Но всё это оборачивается трагически.

Когда-то была борьба с Церковью, убивали священников, епископов, разрушали храмы, оскверняли святыни. А отец Софроний (Сахаров) однажды сказал об этом: «Промыслительно!» Всё было разрушено, целые поколения отравлены безбожием. В Церкви оставалось немного людей. Но Господь оставил иерархию. Оставил несколько епископов, которые назначили потом патриарха. И Церковь восстановилась. Очень важно понимать: пусть нам по-человечески не нравится какой-нибудь батюшка, но это иерархия. И мы должны быть в этой иерархии, мы часть ее, понимаете? Тогда мы сильные, тогда с нами Бог. Сегодня Русская Православная Церковь — это единственная сила, которая противостоит злу в греховном мире. И мы — воины в этом воинстве Христовом, Русской Православной Церкви. Врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). Помните об этом всегда, помните, что на нас лежит ответственность. После нас должны прийти другие люди. Дети, которых сейчас держат на руках, тоже должны будут молиться за весь мир. Чтобы дни этого мира еще продлились, чтобы как можно больше людей приходило в храм на покаяние, на встречу с Богом, на Тайную Вечерю, которая наполняет нас силой жить и бороться за любовь.

Проповедь после Божественной литургии 16.10.2022 г., память сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского

24.10.2022

Просмотров: 112
Рейтинг: 3.9
Голосов: 37
Оценка:
Комментарии 0
1 год назад
Merci pour votre soutien et votre pri?re Fabrice perigueux france
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать