Небесный человек
Светлой памяти митрополита Амфилохия (Радовича)
Высокопреосвященный Амфилохий (Радович), архиепископ Цетиньский, митрополит Черногорско-Приморский и экзарх святого Печского трона, — известный богослов и подвижник нашего времени, ученик святых Иустина (Поповича) и Паисия Афонского.
Человек-церковь, небесный человек, апостол — так называют митрополита Амфилохия самые разные люди, и в этом нет преувеличения. Православие Черногорской земли нераздельно связано с владыкой Амфилохием. Он стал ее архиереем в трудное время, когда пал социалистический режим. После разрухи и запустения его усилиями возрождалась церковная жизнь, было восстановлено и построено более 700 храмов и монастырей. Потомок воеводы Мины Радовича, одного из черногорских вождей, который в 1820 году присоединил Морачу к Черногории, он стал духовным отцом для нескольких сотен тысяч православных черногорцев, был смелым и искренним противником любых церковных расколов. Когда в 2019–2020 годах черногорские либеральные власти усилили давление на Сербскую Православную Церковь и приняли решение о захвате церковного имущества, владыка Амфилохий мужественно встал на защиту прав верующих и исконных святынь черногорцев. Православный народ Черногории услышал голос своего архипастыря и отстоял свою веру и свою Церковь.
Мужество и чистота — отличительные черты митрополита Амфилохия, являющегося добрым примером для подражания. 30 октября 2020 года Высокопреосвященный Амфилохий отошел ко Господу. В день его кончины приводим несколько фрагментов из богатого духовного наследия владыки.
***
«Человеческое общество не абстракция: оно единение и собор реальных личностей. Поэтому и ответственность в нем и за него — прежде всего личная ответственность, ответственность всех за всех. Сколько бы человек ни гуманизировал общественные структуры, они никогда не смогут заменить личного подвига, ибо молитва человеческого сердца — не молитва о гуманных структурах, которые обеспечивают ему удобство повседневной временной жизни: человек во всем и за всем ищет сладость лица другого и вечного утешения от созерцания и общения с ним».
***
«Человек, отчужденный от Духа Святого, потерял дыхание жизни, повредившись духовно, стал нетверд во всех путях своих. Только подлинное покаяние как свободный личный подвиг, основанный на внутренней свободе и вере, а не какие-то механические, внешние, принудительные средства, подвиг, который захватывает и охватывает всю душу, всю личность и все области человеческой жизни, — только он способен направить душу на истинный путь здоровья и спасения».
***
«Истинно духовные люди меньше всего говорят о духовности».
***
«Вера развивается через смирение, через дух покаяния, через сознание своего недостоинства — что бы мы ни сделали, надо смиряться. Самое опасное для христианина — самонадеянность».
«Бог — Творец, и мы — сотрудники Божии. Но если через свое творчество мы будем пытаться стать соперниками Бога-Творца, то это уже будет сатанинское творчество. Есть дело и творчество Божие, а есть дело и творчество демоническое. И тут нужно иметь твердое представление о том, что в творчестве золото, серебро, а что — солома, дерево, потому что всё пройдет через огонь, как говорит апостол Павел, и останется одно золото. Сама наша жизнь является творчеством, а не только то, что мы пишем или рисуем, и рождение ребенка — это творчество».
***
«В разговоре о Второй мировой войне и братоубийственных войнах на вопрос, откуда столько ненависти и кровожадности в нашем народе, которые так ярко проявились в последней войне, меня удивило своей простотой и справедливостью мнение одного поэта: "Наш народ перестал исповедоваться и просить прощения!" И правда, прощать — значит подражать Богу, а это самый верный путь, которым человек обретает Бога и брата, своим святым смирением разрушая преграды и крепости отчуждения и ненависти. Никогда человек не бывает так возвышен и прекрасен, чем тогда, когда он просит и ищет прощения у Бога и ближнего, обливаясь покаянными слезами. Не нужно забывать, что из всех живых существ способность к покаянию свойственна только человеку! Оно в нем, как в зенице вселенной, святой дар Неба, перстень на руке блудного сына, который возвращается из дальних скитаний к своему Небесному Отцу, возвращая в Его объятия и всё творение».
***
«Душа современного мира — это Церковь Христова!»
«Море бывает спокойным в своих глубинах, а не на поверхности, подобно этому по опыту святых подвижников внутренний мир человека и всего творения следует искать в глубинах человека и творения и "по ту сторону" этих глубин. Исихиа и есть именно такой поиск внутреннего покоя, который "превосходит всякий ум". Это не просто спокойствие, обретение спокойного места жизни, но бытийное собирание человеческого существа и жития в свой центр ("сердце"); и через это собирание в Боге и Богом, как единственным источником истинного покоя. Лучший перевод слова "исихиа" сделал о. Иустин (Попович) — "молитвенное безмолвие". Потому что такого собирания можно достичь только верой, покаянием, постом и молитвой…»
***
«Русский православный народ — это народ, больше других пострадавший в XX веке. Русская Церковь — это мученическая Церковь. Без России Черногория не существовала бы. С начала XVIII века наши митрополиты с помощью русских царей строили и освобождали Черногорию. И наш святой митрополит Петр, умирая, оставил завещание, в котором сказал: "Если кто-то предаст единоверную, единоязычную и единокровную Россию, пусть лучше у него живого мясо отпадет от костей"».
***
«Сейчас наша Церковь — снова на распятии между Востоком и Западом, или, как писал святитель Николай Охридский и Жичский, "над Востоком и Западом". В контексте того, что происходило тогда и происходит сейчас, Православная Церковь призвана быть над Востоком и Западом. По моему личному сознанию, Церковь Святая Соборная и Апостольская была на протяжении веков духовным стержнем между Азией и Европой. И сегодня она — тоже духовный стержень, опора современного мира в новом столкновении Востока и Запада. Под Востоком надо понимать не только исламский Восток, но и весь Восток: буддистский, конфуцианский. С одной стороны — все восточные цивилизации, с другой — так называемая западная, евро-американская цивилизация. Эта западная цивилизация — носитель нового видения мира, нового мирового порядка, не только государственного и социального: речь идет о новой этике, новом мировоззрении, новом образе жизни. Это совершенно секуляризированная, антихристианская имперская идея. Я бы сказал, что из-за такого вида антихристианства выглядывает нос сатаны — сатанизм, который проявляется всё отчетливей и отчетливей, используя все современные средства, навязываясь всему миру. А мешает этому новому мировому порядку, новому мировоззрению, этому новому радикальному антихристианству духовный стержень между Европой и Азией — Православная Церковь Христова, потому что пока она существует, эта новая идеология не может восторжествовать над всем миром».
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке статьи использовались материалы:
- Поднявший на защиту Православия народы / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
- Книги митрополита Амфилохия — скачать бесплатно, читать онлайн (avidreaders.ru)
30.10.2022