X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Августейшая храмоздательница

великая княгиня Елисавета

«Те, кто строит храмы, входят в историю,
и не только в человеческую историю.
Имена этих людей особо записываются в Книге жизни».
(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

«Мера и красота» — эта метафора характеризует единство усилий в борьбе за материальное начало и торжество духа на Русской земле. «Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм — словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа», — писал о русской архитектуре И.Э. Грабарь. Высшим проявлением зодчества в Православии является храмостроительство. Возведение храма, украшение его росписями, иконами и наполнение всем необходимым для богослужения — облачениями, священными сосудами и книгами — дело непростое. Издревле на нашей земле храмоздательная деятельность почиталась как добродетель.

Православная Церковь ежедневно возносит молитву: «Строителей, благоукрасителей, жертвователей святаго храма, да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Преподобномученица Великая княгиня Елисавета, открывшая для себя красоту Православия, полюбившая Россию и ее народ, человек высокой духовной культуры и художественного вкуса, не могла не прикоснуться к этому высокому деланию. Великая княгиня Елизавета Феодоровна была наиболее заметной фигурой в кругу российских благотворителей и меценатов. После назначения Великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором для нее наступил период духовного роста. Именно в это время проявились и получили полное воплощение ее стремления и таланты.

 

церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, XVII в.

В своих воспоминаниях Морис Палеолог пишет: «Живописная обстановка и нравственная атмосфера Москвы глубоко действовали на нее (Великую княгиню Елизавету Феодоровну. — Прим. ред.). Ей разъяснили однажды, что миссией царей является осуществление Царства Божия на Русской земле. Мысль, что она, хотя бы и в малой части, содействует этой задаче, занимала ее ум и сердце». При участии великокняжеской четы были отреставрированы Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, собор Василия Блаженного и изумительной красоты церковь XVII века в Путинках. Поддерживали они и Русский археологический институт в Константинополе, почетным членом которого был избран Сергей Александрович.

Сергей Александрович являлся председателем Императорского православного палестинского общества. Это общество изыскивало средства для помощи Русской миссии в Палестине и паломникам, расширения миссионерской работы, приобретения земель и памятников, связанных с жизнью Спасителя. В 1905 году после гибели Великого князя Сергея Александровича Императорское православное палестинское общество возглавила Великая княгиня Елизавета Феодоровна. В годы ее председательства совершились многие выдающиеся события в жизни Русской Палестины.

На Большой Ордынке в Москве Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом и на имевшиеся у нее средства создала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Знаменательно посвящение созданной обители святым женам-мироносицам Марфе и Марии: она должна была стать как бы домом святого Лазаря — друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель.

Первый храм обители («больничный») был освящен епископом Трифоном в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1909 года во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии.

 

храм Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители

Храм Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители, 1911 г.

Второй храм — в честь Покрова Пресвятой Богородицы — освящен в 1911 году (архитектор А.В. Щусев, росписи М.В. Нестерова). Построенный по образцам новгородского и псковского зодчества, он сохранял теплоту и уют небольших приходских церквей, но тем не менее был рассчитан на присутствие более тысячи молящихся. М.В. Нестеров сказал об этом храме: «Храм Покрова — лучший из современных сооружений Москвы, могущий при иных условиях иметь, помимо прямого назначения для прихода, назначение художественно-воспитательное для всей Москвы». В 1914 году под храмом была устроена церковь — усыпальница во имя Сил Небесных и Всех Святых, которую Великая княгиня, бывшая настоятельницей обители, предполагала сделать местом своего упокоения. Роспись усыпальницы сделал П.Д. Корин, ученик М.В. Нестерова.

Елизавета Феодоровна была духовной дочерью преподобного Гавриила Седмиезерного. Когда преподобный был переведен в Спасо-Елеазарову пустынь, расположенную недалеко от Пскова, на средства Великой княгини, ввиду слабости старца и невозможности ему служить в монастырском храме, около его кельи была устроена маленькая домовая церковь в честь Архангела Гавриила. Великая княгиня не только пожертвовала солидную сумму денег на строительство храма, но и послала туда подсвечники, покров для жертвенника и престола и облачение для о. Гавриила. Иконы для иконостаса были выполнены по ее идее и под ее руководством. Домовую церковь освятил 7 августа 1910 года епископ Иннокентий (Ястребов), также бывший духовным чадом схиархимандрита Гавриила.

 

церковь Архангела Гавриила

Церковь Архангела Гавриила в настоятельском корпусе Спасо-Елеазаровского монастыря

При посещении Великой княгиней Казанского Богородицкого монастыря 13 июля 1910 года у нее возникла мысль побывать на месте самого явления святой чудотворной иконы Божией Матери, которое находилось под алтарем главного монастырского храма. Великая княгиня спустилась в нижний (подвальный) этаж собора, долго молилась там и выразила сожаление, что такое святое место находится в запущенном состоянии. Тогда возникла мысль о построении храма-часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Игумения монастыря Варвара предложила Елизавете Феодоровне устроить на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери часовню в память приближающегося трехсотлетия царствования дома Романовых на русском престоле. При этом было предложено Ее Высочеству принять под свое покровительство ход строительства часовни, на что Великая княгиня изъявила полное свое согласие и радость послужить этому святому делу.

 

Казанский Богородицкий монастырь

Казанский Богородицкий монастырь, начало ХХ в.

В своем письме от 16 декабря 1910 года на имя преосвященного Алексия, ректора Казанской духовной академии, управляющего Казанской епархией, Великая княгиня писала: «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружения часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. На днях вышлю вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором академиком Щусевым, строителем моего храма в обители. Со своей стороны, я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу Великого князя Сергея Александровича». На самом месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери была устроена богато убранная сень, в которой была установлена икона. Перед ней находилась серебряная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная Великой княгиней. 20 апреля 1913 года состоялось освящение новосозданного храма-часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования на российском престоле дома Романовых.

 

храм-часовня на месте явления Казанской иконы

Храм-часовня на месте явления Казанской иконы Божией Матери

Многие паломники XIX – начала XX века, красочно описавшие свои впечатления от Бари, были тем не менее опечалены отсутствием в этом городе православных богослужений. Великая княгиня Елизавета, настоятельница Марфо-Мариинской обители, бывшая при этом председательницей Императорского православного палестинского общества, опекавшего русских паломников в зарубежных странах, выступила с инициативой строительства русского храма и нескольких зданий для русских паломников в Бари. Проект строительства был утвержден Императором Николаем II, который, будучи Цесаревичем, посещал Бари и базилику святителя Николая. Средства для подворья собирала вся Россия. В 1913 году состоялась торжественная закладка подворья. Заказ на проект получил А.В. Щусев.

 

эскиз для Барградского подворья

Эскиз для Барградского подворья, А.В. Щусев

Помимо двухэтажного храма вместимостью 200 человек, в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью — второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней. Барградское русское подворье является уникальным для Западной Европы памятником. В XIX–XX веках за пределами России было создано немало произведений национального зодчества, однако подавляющее большинство выдержано в московско-ярославском стиле, а не в редком псковско-новгородском, как в Бари.

 

русский храм святителя Николая в Бари

Русский храм святителя Николая в Бари

22 мая 2019 года, в день памяти святителя Николая, по инициативе Императорского православного палестинского общества состоялась торжественная церемония установки памятной доски в честь Великой княгини Елизаветы Феодоровны как дань исторической памяти и большого уважения этой великой подвижнице, святой преподобномученице.

 

установка памятной доски на Патриаршем подворье в Бари

Установка памятной доски в честь преподобномученицы Елисаветы на Патриаршем подворье святителя Николая в Бари, 2019 г.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна много послужила Богу, ближним и Отечеству. Созидая храмы на земле, своим трудом, молитвой, духовным и жизненным подвигом, увенчавшимся мученическим венцом, преподобномученица Елисавета сама стала храмом нерукотворенным и вошла в горние обители как великая угодница Божия.

«Ра́дуйся, хра́м Покро́ва Пресвяты́я Богоро́дицы во оби́тели воздви́гшая; ра́дуйся, в ру́це Пречи́стей Ма́тери оби́тель твою́ преда́вшая.

Ра́дуйся, хра́мов святы́х и благоле́пных устрои́тельнице; ра́дуйся, к Богоро́дице неусы́пная моли́твеннице.

Ра́дуйся, хра́мы Бо́жии сосу́дами и ри́зами благоукраси́вшая; ра́дуйся, я́ко се́рдце твое́ оби́телию Свята́го Ду́ха соде́лася».

(8-й икос акафиста святой преподобномученице Великой княгине Елисавете)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Святая Великая княгиня Елисавета. / Автор-сост. Татьяна Копяткевич. — М.: Сибирская Благозвонница, 2013.
  2. Грабарь И. Э. История русского искусства. — СПб., 1910. Т.1: Архитектура. Допетровская эпоха.
  3. https://hramtibm.ru/stroitelej-blagoukrasitelej-zhertvovatelej-svjatago-hrama-sego-truzhdajushhihsja-i-pojushhih-v-nem-da-pomjanet-gospod-bog-vo-carstvii-svoem

11.10.2022

Просмотров: 191
Рейтинг: 5
Голосов: 10
Оценка:
Комментарии 0
1 год назад
Моли Бога о нас грешных Святая преподобномученица достославная Елисавета
Комментировать