X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

История третья. Учительница

история третья остров учительница

— Батюшка Николай бывал в школе. Он приходил еще задолго до того, как в школе ввели урок по основам Православия, преподавал Закон Божий. Рассказывал детям о Боге. Учил их молитве, — Ольга Михайловна открывает ключом дверь, и мы заходим в школу.

школа на сотрове

Лето. Школа пустая. Хотя и в учебное время в ней всего три ученика. На стенах школьного коридора висят детские картины. На них виды острова — храм, часовня, деревенская улица, лодки. Дети нарисовали их под чутким руководством одной петербургской художницы, которая вела здесь художественную студию. Мы заходим в школьный класс, там только три парты. На доске еще остались записи мелом. Ольга Михайловна садится за учительский стол. Перед ней лежит книга.

— Об отце Николае мы знаем много, хотя многое из того, что он пережил в лагерях, тюрьмах, ссылках, и представить себе не можем, — рассказывает Ольга Михайловна. — Я тоже часто о нем рассказывала, мои дневники печатались… И мне пришла в голову мысль — познакомить вас со стихами о батюшке Николае и острове, которые написала одна поэтесса из Тюмени. Познакомилась я с ней так.

страницы книги стихотворение

Сама я родилась на острове. Но после окончания школы уехала жить и работать в город. А в какой-то момент захотела вернуться. Отец Николай благословил меня жить на острове. Он сделал ручкой такой жест — махнул на север и на юг. Я этот жест поняла только через десять лет. У меня в Пскове остались дети 16–17 лет. И я каждые выходные ездила в Псков и обратно. Есть дорога, нет дороги, зима, лето, осень, весна — мне приходилось ходить пешком, с палкой, по льду, по болотам. Так, в пути, я познакомилась с одной путешественницей, которая шла пешком в Толбу. Екатерина осталась у меня ночевать. И вот уже 20 лет, приезжая на остров, останавливается у меня.

Екатерина вместе со своей мамой Ниной приезжала к отцу Николаю много раз. Когда она была еще школьницей, батюшка благословил ее поступать в медицинский институт. Екатерина рассказывала, что на тот момент медицину терпеть не могла. Но за послушание поступила в медицинский. Сначала училась через силу, а начиная со второго курса уже сама не вылезала из больницы. Сейчас она известный хирург, но кроме того, что она замечательный врач и хороший человек, она пишет духовные стихи. Печатается под псевдонимом Василий Полушкин и пишет от мужского лица. Это неважно, важно, что стихи она пишет хорошие.

Стихи уникальные, об отце Николае, об островах.

Ольга Михайловна открывает книгу на закладке и читает с улыбкой на лице и выражением:

Когда пути беззвездны и пусты
и кажется, что зло почти всевластно, —
Я перейду на остров доброты.
С материков недобрых и несчастных.

………………………………………………

Когда беззвездны и темны пути
И нет у нас от нечисти преграды —
На остров доброты пора идти…
Он виден всем, но злым туда не надо!

прекрасный вид на озеро часовню

— «Злым туда не надо…» Некоторые озвучивают такую мысль, что батюшка как будто не пускает на остров определенных людей. Вы такое замечали?

— Замечала, еще как! Я вожу экскурсионные группы по острову и своими глазами вижу, что некоторые приезжают и могут дойти, скажем, только до часовни. Вот была такая женщина, она не могла с места сдвинуться, только до часовни ее батюшка пустил. У нее случился резкий упадок сил, она не могла идти, и всё. Ее вывезли на материк, вызвали скорую. Не все могут войти в келью к отцу Николаю, вот просто ступор какой-то случается, на камень у калитки садятся, а дальше не могут, что-то их останавливает.

Но также на острове случается очень много чудес и исцелений. Недавно мне рассказали о семье. Супруги три года в браке, детей нет. Что они уже только ни делали! Всех врачей обошли. Кто-то им посоветовал приехать на остров. Они приехали, помолились на могилке отца Николая, вернулись и сразу же зачали ребенка.

К нам в школу приезжала поработать учительница русского языка и литературы из школы на материке. Она восемь лет была в браке и у них не было детей. Кто-то ей подсказал: «Поезжай поучи детей на острове. Будет время свободное — походи к батюшке на могилку». Она год отработала и уехала обратно. Через какое-то время мы поехали на материк, и я ее встретила. Она везла в колясочке своего Мишеньку, карапуза толстощекого.

Так что Господь по батюшкиным молитвам творит чудеса.

отец Николай Гурьянов

Как-то приехала группа. Я вижу, что женщина в этой группе курит, а меня это всегда коробило. Я говорю ей: «Вы попросите батюшку помочь бросить курить, помолитесь ему, он поможет». Прошло время, захожу однажды в келью к батюшке, а меня обнимает какая-то девушка и благодарит. Я не понимаю, что происходит. А она говорит: «Помните, я в прошлом году приезжала на остров? Вы мне сказали, что, чтобы бросить курить, нужно попросить батюшку. И вот я уже год как не курю».

В моей памяти застрял такой интересный случай. У одной женщины из Пскова у мужа было онкологическое заболевание. Она приезжала на остров и каждый раз привозила с собой хлеб. И всегда просила, чтобы батюшка этот хлеб благословил. Дома она кормила им мужа. И ее муж исцелился.

Каждый раз перед экскурсией я стараюсь что-то почитать. Вот недавно в книге «Служитель Божий» прочла воспоминания сверстника отца Николая протоиерея Бориса Николаева. Он написал об отце Николае очень интересную мысль. Многие говорят, что батюшка Николай иногда юродствовал. Отец Борис же пишет, что батюшка имел ясный ум и никогда не юродствовал. Если он говорил о чем-то, даже если нам казалось это шуткой, то на самом деле это всё было очень глубоко и серьезно. Любая его мысль имела глубочайший смысл. Я, к сожалению, многих благословений отца Николая не выполнила…

деревня старушка с веником

Отец Николай благословлял, вразумлял и молился за всех. Хочу отдельно сказать о местных женщинах, прихожанках отца Николая. Они были простыми женщинами, труженицами. Всю жизнь ловили рыбу, продавали ее в городе, управлялись со скотиной, а зимой еще умудрялись вышивать гладью, вязать крючком кружево.

Хочу отметить внутреннюю интеллигентность, собранность, сдержанность этих женщин-тружениц. По пустякам к отцу Николаю никто не бегал, не тревожил.

Приходили чем-то угостить, это да. Ряпушки нажарят, пирогов напекут, молока кринку в печке стопят, батюшке снесут. Только уже если что-то серьезное случалось, скажем, если родственники понимали, что человек при смерти, звали батюшку, чтобы причастил.

По благословению батюшки местные женщины принимали паломников, которые сюда приезжали. Моя мама тоже принимала. Потом я уехала в город, но приезжала к маме на выходные. Хотелось поспать, полежать, выходной же. Просыпалась, а паломники уже пришли от отца Николая, он их уже благословил, маслицем помазал. Они просили топор, шли нам рубить дрова, козу доить.

вид с озера на храм

— Почему Вы все-таки захотели вернуться на остров после жизни в городе?

— Уезжать с острова у нас не хотел никто. Я закончила восемь классов, надо было где-то учиться дальше. Уезжала со слезами, просто рыдала. Я всё время хотела домой. В 25 лет решила вернуться обратно, мама сказала: «И не вздумай!» Считалось позорным, что ты из города возвращаешься в деревню. А когда мамы не стало, меня посетила мысль, что кто-то должен оставаться на острове, ведь местное население уходит. Вот с такими мыслями я вернулась.

До этого я работала в Пскове, в большом полковом храме во имя святого Александра Невского. Моей задачей было работать с людьми, но приходилось делать всё: и туалеты мыть, и просфоры печь, и в храме прислуживать. Настоятель храма протоиерей Олег Тэор не хотел меня отпускать. И вот по маме уже 40-й день. Благословение остаться на острове от отца Николая я получила, а настоятель меня не отпускает, говорит: «Кто у меня работать будет?» Я как на двух стульях была и уже не знала, что мне делать. Стала молиться. И у меня вдруг такая решимость внутри созрела! Я твердо поняла, что надо оставаться на острове. В очередной раз пришла с прошением к настоятелю, и в этот раз он тут же его подписал. И вот я снова приехала к батюшке.

Мне было 45 лет. 22 года я провела без острова.

Стоял вопрос, где мне работать. Я спрашивала у отца Николая через его келейниц, что выбрать — работу в храме или в школе. И батюшка меня благословил мудрыми словами «где желательно». То есть там, где моя душа желает. А мне очень хотелось работать в школе, тем более у меня лежал диплом педагога. С детских лет я играла в школу. Помню, мне было шесть лет, папа привез мне азбуку. Я собирала всех детей на улице, усаживала на лавочку, давала бумагу и учила их читать и писать.

учительница ольга михайловна

 «Школа на острове нужна»

Ольга Михайловна говорит, что до революции на острове было две школы: церковноприходская и двухклассная министерская. Во время войны на островах всё было сожжено немцами, старых зданий не сохранилось. Людей расселили по всей Европе. «Господь их сохранил, никого там не убило, не ранило, народ вернулся, как только эти территории освободили». Всё было отстроено вновь. Это здание построено в 60-е годы.

— Когда начинала работать, старалась вложиться в детей по полной программе. Был такой предмет — история Псковского края. Даже экзамен был введен. Я старалась детям донести историю родного места, рассказывала и про русских философов, и про иконографию, возила на экскурсии в Псков, по музеям, водила в походы, ставила спектакли. Сейчас я уже пенсионерка. У нас всего три ученика и здесь только начальная школа.

Школу хотели закрыть несколько раз. Как-то приехало руководство образования Псковского района, дают мне документ, где написано о ликвидации школы. Я сказала, что не буду его подписывать. Они говорят: «Как это? У вас учеников нет». Я возмутилась, бумагу подписывать не стала. Они приезжали еще несколько раз, чтобы закрыть школу, но мы отстаивали ее. Школа на острове нужна. Не будет школы, здесь не будет ни одной молодой семьи, это же понятно.

А потом Ольга Кормухина дала благотворительный концерт в городе Пскове, этим привлекла внимание общественности, школу не только не ликвидировали, ее еще и отремонтировали. Так что Ольге дай Бог здоровья. После концерта она приходила со своим супругом в школу, привезла детям ящик фруктов, беседовала с ними.

Ольга Михайловна открывает книгу стихов на следующей закладке.

Пять дней я жил в гостях. Я жил в гостях у Бога.
Я слышал, как закат над озером звенит.
Зеленою травой мне выстлали дорогу.
Талабских островов безоблачные дни.

……………………………………………..

Здесь белых облаков и белых чаек много,
И синий край небес я видел с валуна.
Людей с материка увозит в гости к Богу
Старинный катерок, пыхтящий на волнах.

картина озеро лодка

— Я пробыла на острове пять дней и действительно ощутила, что была в гостях у Бога. Но боюсь, что уеду и потеряю это ощущение. Вы тоже долго были без острова. Удавалось ли поддерживать с ним связь?

— Помню, когда приезжала домой, всегда стоял вопрос, к кому бежать сначала: к батюшке благословиться или к маме. А когда нужно было уезжать, я сидела в автобусе и у меня всю дорогу кипяток по щекам катился. Даже просто с выходных уезжать не хотелось. Я рыдала.

Я здесь родилась, это мой дом, моя родина. Я без этого острова себя не мыслю. Я могу побыть в Пскове один день, и всё. Как-то задержалась дольше. Поздно вечером звоню сыну, говорю, что хочу домой, прошу меня отвезти. А он спрашивает: «Мам, а до утра ты что, не доживешь? Не дотянешь, что ли?» А у меня такое чувство, что не дотяну. Остров имеет такую притягательную силу, что сюда едут и молодые, и старые. И каждый здесь находит отклик для своей души. Здесь все проблемы, всё ненужное отваливается, отпадает. Когда батюшка уже не выходил к людям, бывало, придешь к забору в таком гнетущем состоянии, всё плохо, уныло, тяжело. Стоишь, голуби воркуют, деревья шелестят, этот батюшкин маленький дворик… Постоишь, «Господи, помилуй» скажешь, и наступает на душе такая тишина! Отходишь от забора и думаешь: «Господи, как хорошо, как легко! А что случилось, чего я вообще унывала? Какие у меня проблемы? Ничего же нет».

Так совпало, что на острове всё целительно — и природа, и батюшка. Он со всех сторон омыт водой, мне кажется, что она как будто смывает все проблемы.

бескрайнее озеро

Приезжать на остров нужно тогда, когда почувствуешь сам. Если есть воля Божья, то когда надо — приедешь. А нет — так и захочешь, а не приедешь. Мудрствовать не надо. Когда приезжают люди и я веду экскурсию, всегда им говорю: «Вы оставили свои обычные дела и пустились в дорогу». И читаю эти строки (Ольга Михайловна открывает новую закладку):

Мне дорога нужна, как голодному — корочка хлеба.
Мне дорога нужна, как лекарство, — меня исцелит
Очень много воды, очень много бездонного неба,
Между небом и озером — очень немного земли…

Здесь конец — ну а может, начало великой России.
Просто маленький остров — чайки кричат над водой,
В хлопьях пены бредут мелководьем мальчишки босые,
И деревья у храма сажает священник седой.

Сердце чует предел… что-то в жизни изменится скоро —
Тростниковой протокой опять распахнулись вдали
Бесконечность воды и бескрайность небесных просторов,
В их объятиях ласковый малый кусочек земли.

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии Ольги Демидюк

История первая. Рыбачка баба Тася>>

История вторая. «Чудесная рыба»>>

26.08.2022

Просмотров: 325
Рейтинг: 5
Голосов: 94
Оценка:
Комментировать