X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Мое послушание — это благодарение Богу» (ч. 2)

церковное послушание, сестра милосердия Анна Янковская

Первый молитвослов и картонная иконка

— Я вернулась из Киева, но ничего в моей жизни не изменилось. Даже мысли не было, что надо креститься, — продолжает рассказ сестра милосердия Анна Янковская. — В Минск я переехала жить и работать в середине 80-х, а в 1989 году вышла замуж, причем совершенно неожиданно.

С мужем нас познакомила сотрудница. Он мне тогда совсем не глянулся, а когда разговорились, я удивилась: «Есть же на земле такие люди!» Подкупило его уважительное и бережное отношение ко мне, почти сразу в сердце зародилась любовь.

свадьба, молодожены

Через несколько лет после свадьбы у нас родился сын, потом дочь. Когда старшему ребенку исполнилось 2,5 года, а младшему 7 месяцев, пришла мысль крестить детей. Накануне я была на Крещении у знакомых, и меня поразило, что родителей не пустили в храм. Чтобы оказаться со своими детьми в крестильне, я приняла решение креститься вместе с ними.

 Шла первая неделя Великого поста. Перед Крещением я всю ночь не спала, готовила угощение для гостей. Состоялось таинство, а батюшка говорит: "Вы же помните, что идет Великий пост? Не надо устраивать пир". Тогда я подумала: "И что мне теперь, свернуть скатерть и всё выбросить на помойку?" 

Пришли домой. Ели и пили всё, что было приготовлено. Дочка тут же приболела, но вскоре поправилась. А дальше жизнь нашей семьи потекла в том же русле, только мы с детьми были с крестами.

Прошел год. Вновь начался Великий пост. Он уже был для нашей семьи настоящим. Господь напомнил о прошлогоднем «посте» — случилось несчастье…

маленькие дети, машинка

У меня была спокойная и послушная дочь, никогда никуда не лезла. И вот я готовлю на кухне, а в это время девочка находит где-то в дальнем углу уксусную эссенцию и выпивает. Ребенку год и семь месяцев. Пена изо рта, плач, шок…

Мы жили в военном городке, телефонов еще не было, но как-то вызвали скорую помощь. Господь помиловал, разрыва пищевода не произошло, но предстояли долгое лечение и реабилитация в больнице. Тогда у меня и появились первый молитвослов и картонная иконка.

Радость пасхальной ночи

— Лечение не помогало. Ребенок похудел и разучился ходить. Я перепробовала всё, что возможно, — от экстрасенсов до практики врачевания мочой. И вот к нам в палату кладут женщину с ребенком, у которого подозрение на онкологию. Она и посоветовала: «Закажите сорокоуст». Помню, как я спросила: «Что это такое?»

Муж в то время был с сыном, готовил нам с дочкой еду, которую советовали врачи, но в тот Великий пост мы с ней не могли ни есть, ни пить. Супруг заказал сорокоуст. В том, что помощь пришла через молитву, не сомневаюсь — слишком долго ничего хорошего не было. Прогнозы врачей звучали печально: «В лучшем случае будет жить и останется инвалидом».

По плану была серьезная процедура по расширению пищевода, которая могла закончиться чем угодно. И вдруг накануне Пасхи мальчик из нашего отделения заболевает ветрянкой. Мы с дочкой были в контакте, и нас на три недели выписывают из больницы. Только спустя время я поняла, какая это великая милость Божия.

Внутри у меня была уверенность, что в пасхальную ночь я должна быть не с больным ребенком, а в храме, где мы крестились. И я туда поехала.

Стоять в церкви было тяжело, рождался ропот. Сначала я осуждала священников, которые разговаривали и зевали во время богослужения, потом начала засыпать. И вот, наконец, общая исповедь: я вместе со всеми повторяла что-то за батюшками, крестилась. Всё это словно во сне.

 Люди сознательно готовились к Причастию, а у меня был вынужденный пост. Подхожу к Чаше, священник спрашивает: "Вы постились?" — "У меня ребенок болен…" В ту ночь я впервые в жизни причастилась. 

Закончилось богослужение, я вышла из храма. Всё пространство заполнял колокольный звон. Вместе с людьми прямо на дорожке я расставляла куличи и яйца, батюшка святил, а на душе была такая радость, которую невозможно описать словами. Потом я летела словно на крыльях по проспекту от храма святого Александра Невского домой в Степянку. Помню, как будто всё это случилось вчера...

пасхальная снедь, куличи

Чудо Божие

— Прошло три недели. Едем с дочкой ложиться в страшное торакальное отделение, где ребенку будут расширять пищевод. На душе скребут кошки, надежды на хороший исход мало: перед выпиской нам делали обследование, результаты были неутешительными. И вот доктор делает контрольный рентген, выходит к нам и говорит: «Езжайте домой, операция не нужна…»

Интересно, что нашего лечащего врача звали Александр Свирский. Конечно, тогда для меня это не имело значения — ничего о святых я не знала. Уже позже, когда пришла в сестричество, листая календарь, познакомилась с преподобным и улыбнулась.

Моя маленькая дочь часто говорила: «Хочу в цырковь!» — «В цирк?» Нет, не в цирк, ее тянуло в храм. Какое-то время мы с мужем причащали детей на Пасху. Немного водили в воскресную школу в Дом милосердия. Тогда комплекс только строился, стоял лишь храм, дорога к которому из Степянки пролегала для нас по тропинке через лес.

Когда дочь повзрослела, Господь Сам устраивал так, что она оказывалась в храме. Преподавательница в педагогическом университете, где дочь училась и получала музыкальное образование, пела на клиросе в храме Рождества Христова и приобщила детей к церковному пению. Позже дочь стала участницей молодежной хоровой капеллы…

 Я часто говорю детям: "Не у каждого человека в жизни бывают яркие чудеса, а у нас они были. Как же мы теперь можем не верить Богу?" 

В тот год, когда болела дочь, у мамы обнаружили онкологию. К этому времени храм святых апостолов Петра и Павла передали Православной Церкви, там уже шли богослужения. Этот собор стал для меня особенно дорог. Пока мама болела, я постоянно заказывала сорокоусты и видела действие молитвы. Без операций и тяжелых терапий она прожила пять лет. Врачи удивлялись отсутствию страшных болей, которые характерны для ее заболевания… Единственное, о чем жалею, что не настояла на Причастии мамы.

семейная фотография с детьми

«Думаешь, тебе все должны?»

— Мой сознательный путь к Богу начался в 2007 году, когда у мужа случился обширный инфаркт. У супруга большая семья, и он, как старший, всегда пропадал у родственников, помогая им в строительстве. Не отказывал в помощи и другим людям.

Плохо ему стало ночью в доме у знакомого. Чтобы не беспокоить людей, муж терпел в ожидании рассвета. Утром сел за руль «москвича» и поехал в больницу в Заславль. Доктор сделал кардиограмму, вызвал бригаду скорой помощи, и супруга экстренно отвезли в Боровляны.

Узнав о болезни, я полетела в больницу. В реанимацию не пускали, но мне важно было убедиться, что муж жив. А утром следующего дня я уже была в кафедральном соборе. Исповедовал меня дежурный священник отец Алексей Кондрашов. Тогда батюшка был очень молод, и я подумала: «Господи, что этот молоденький ангел может мне сказать? Хоть бы был какой-то священник постарше». Но через отца Алексея Господь сказал именно то, что мне надо было услышать. Мы потом с батюшкой общались много лет. В сестричестве я несла послушание рядом с его приходом.

У мужа случилось еще два инфаркта. В тот год скорая помощь дежурила возле нашего подъезда. Супруг часто лежал в больнице, и мой путь к нему пролегал через собор святых апостолов Петра и Павла. Я заходила в храм, ставила свечи, задавала вопросы дежурному священнику и только после этого ехала к супругу. Со временем стала ходить на богослужения по воскресеньям.

вместе с мужем

Еще в пору студенчества случалась со мной странная история. Проходя мимо городского архива, я всё время хотела задержаться и прислониться к стеночке. Уже позже узнала, что это красивое здание — один из старейших соборов Минска.

 После очередной беседы со священником Господь открыл мой основной грех — я считала, что вокруг меня всё должно вертеться, что я центр мира и окружающие мне что-то должны. Это не так. Мир человека должен строиться вокруг каждого, кто рядом с ним. Будем так жить — перестанем зависеть от чужого мнения и обретем душевный покой. 

Осознание этой истины пришло не сразу. Милость Божия, что Господь мне это открыл...

сестра милосердия на послушании

Окончание следует…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Игоря Клевко и из архива сестры Анны Янковской

«Мое послушание — это благодарение Богу» (ч. 1)>>

25.05.2022

Просмотров: 114
Рейтинг: 5
Голосов: 15
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать