X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Влахернская икона Божией Матери

Влахернская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия. Она выполнена в редкой технике воскомастики. Как писал Павел Алеппский, посетивший Москву в начале 1655 года, икона сия «не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная». Предание включает ее в число икон, написанных евангелистом Лукой.

Изначально прославившийся многими чудотворениями, образ пребывал в Антиохии, затем в Иерусалиме. В 439 году императрица Евдокия привезла икону в Константинополь, где, переданная в дар сестре императора Феодосия II Пульхерии, она была помещена в церковь Богородицы во Влахернах. Отсюда и пошло название образа.

Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. С этим образом вселенский патриарх Сергий (610–631) обошел в 626 году стены Константинополя во время осады города персами, и с того времени установился благочестивый обычай ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где святыня и оставалась вплоть до понедельника Светлой седмицы.

В VIII столетии, во времена иконоборческой ереси, благочестивые христиане взяли икону из Влахернского храма, отнесли в близлежащую обитель Пантократора (Вседержителя) и, затеплив пред нею лампаду, спрятали в нишу церковной стены, наглухо замуровав тайник. Там святыня пребывала около ста лет, вплоть до восстановления иконопочитания: тогда научением Божиим ревнители православия отыскали чудотворную в стене обители Пантократора (причем лампада продолжала гореть) и с великим торжеством перенесли на прежнее место во Влахернской церкви.

В 1653 году икона была прислана в дар русскому царю Алексию Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари. Икона, бывшая покровительницей византийских императоров, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства.

К началу ХIХ века популярность иконы ослабевает, в 1812 году, когда наполеоновские войска вошли в Москву, Влахернская икона не была вывезена из Успенского собора и после изгнания войск была обнаружена поврежденной. Образ врезали в новую кипарисовую доску и украсили серебряной ризой. В XIX — начале XX веков икона находилась в Петропавловском приделе Успенского собора, где ее поместили над ракой святителя Феогноста. Но ее продолжали выносить на крестных ходах. В 1918 году, после Октябрьской революции, ее переместили в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке.

В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.

День памяти: 20 июля (7 июля по ст. ст.).

Илл.: Влахернская икона Божией Матери. XV в. Успенский собор Московского Кремля

Комментировать