X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде
свято-елисаветинское сестричество

Создание сестричества

Если окинуть мысленным взором более чем 20-летнюю историю Свято-Елисаветинского монастыря в городе Минске, то становится ясно, что зарождение и становление обители происходило по Промыслу Божию, молитвами святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой и старца Николая Гурьянова. Купола храмов вознеслись в небо на месте, которое долгое время вызывало у жителей белорусской столицы лишь отрицательные ассоциации. Место это республиканская психиатрическая больница, а ныне Республиканский научно-практический центр психического здоровья.

Господь услышал страждущих людей — благословил и освятил это место.

священники свято-елисаветинского монастыря с сестрами

История монастыря начинается с создания Сестричества в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Зародилось оно в стенах Свято-Петро-Павловского собора, где с 1992 года нес послушание будущий духовник сестричества и монастыря священник Андрей Лемешонок.

отец Андрей Лемешонок

Первыми сестрами милосердия были Лия Шиленкова, будущая монахиня Евпраксия, и Ксения Вербицкая. Монахиня Евпраксия в мирской жизни работала санитаркой в Республиканской психиатрической больнице в п. Новинки в пригороде Минска. Сестра Ксения Вербицкая работала врачом во 2-й клинической больнице г. Минска. Понимая, что людям необходима прежде всего Божия помощь, они попросили отца Андрея приехать и причастить больных. Когда батюшка впервые посетил психиатрическую больницу, то ужаснулся совершенно безнадежному положению людей, которые там находились. Из отделения он выходил с твердым убеждением, что надо обязательно ходить в больницу, надо помочь этим людям.

Сестра Ксения Вербицкая рассказывает: «Когда я обратилась к о. Андрею с просьбой исповедовать и причастить тяжелобольных женщин в отделении 2-й больницы, которая находилась рядом с собором, батюшка так обрадовался, просветлел! Такого отклика живого, как у него, я ни у кого не видела. И эта его радость мне передалась, я почувствовала, что всё будет хорошо, Бог не оставит. Через небольшой срок батюшка приводит женщину и говорит: “Вот сестра. Она верующая”. Это была сестра Раиса Шульга. Так потихоньку Господь начал собирать замечательных людей».

Таким образом, сестринское служение больным людям началось с дерзновенной инициативы о. Андрея предлагать тем прихожанам Свято-Петро-Павловского собора, которые исповедовались у него, идти в больничные отделения и пытаться говорить людям о Боге, об исповеди и о Причастии. О Жизни.

исповедь в больнице

Первое собрание сестричества состоялось в апреле 1994 года в Петро-Павловском соборе. С тех пор собрания стали проводиться регулярно. По воскресеньям батюшка с сестрами служил в соборе акафист преподобномученице Елисавете, затем собирались все вместе в приходском домике и говорили о том, как прожили неделю, задавали вопросы, делились своими переживаниями. После этого сестры шли на исповедь к батюшке.

Из воспоминаний первых сестер: «В ноябре 1996 года от собора отъезжал православный “священнический десант”: отец Андрей Лемешонок, отец Владимир Еркович, отец Анатолий Солдатов. Они ехали на первую исповедь в психиатрическую больницу в Новинках. И двери тяжелейших отделений открывались! Это невозможно было даже предположить, ведь в больницу особо никого и никогда не пускали. Трое батюшек разошлись по отделениям исповедовать больных, а после исповеди даже медсестры сказали, что воздух изменился в больнице, что дышать стало легче, хотя относились и относятся к нам по-разному. Это была, без всякого преувеличения, встреча человека и Бога».

причащение больных в интернате

В пасхальные дни апреля 1996 года в психиатрической больнице в Новинках состоялся первый молебен. Батюшка окроплял всех святой водой, свет и радость Воскресения наполняли всё вокруг, разгоняя больничное уныние. А 27 сентября того же года, в праздник Воздвижения Креста Господня, здесь была совершена первая Божественная литургия. Символично, что служилась она в гипнотарии: на первом этаже в центре медицинской реабилитации была небольшая комната, где совершались сеансы гипноза. В этой комнате разрешили установить ящик, который служил Престолом, и с этого момента службы стали еженедельными. Сестры причащались сами и, самое главное, приводили на Божественную литургию людей из отделений. Каждую неделю причащалось около 300 человек — в больнице было больше 30 отделений, и из каждого сестра приводила не менее 10 пациентов, а иногда и больше. И это не считая тех, кто причащался непосредственно в отделениях.

Летом 1996 года для посещения больных сестрам милосердия начали шить белое облачение, что положило начало швейной мастерской.

Сестра Раиса Шульга: «Тогда в мастерской уже была матушка Людмила Лемешонок. Мы еще даже не знали, какие будут облачения. Пришли на примерку. Батюшка отслужил молебен и принес с собой частицу ризы святого Иоанна Кронштадтского — у него такая святынька была. Мы все к ней приложились и начали примерять облачения с такой радостью!..»

7 декабря 1996 года по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в городе Минске было создано Сестричество в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. После службы, которая состоялась в Свято-Петро-Павловском соборе, владыка благословил сестер на путь служения Богу и ближним. Обращаясь к сестрам милосердия, он сказал: «Благодарю и благословляю вас, жены-мироносицы наших дней, за то, что вы врачуете миром язвы телесные и раны душевные, облегчая страдания людей и смягчая жестокие нравы нынешнего времени».

Трогательны воспоминания первых сестер милосердия: «Тогда это был особый чин. Мы поднимались по очереди на солею, митрополит окроплял каждую водой, клал руку на голову, читал молитву и говорил каждой какое-то отдельное слово. Нас, 20 сестер, благословили на служение. Сохранилась фотография, где все мы рядом с владыкой».

Еще одним местом служения сестер милосердия, помимо психиатрической и 2-й клинической больниц, стал Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 3 в п. Новинки. Именно там появился первый храм сестричества — домовая церковь во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Сестры и братья регулярно посещали проживающих в интернате людей, постепенно наладились хорошие отношения с администрацией, и директор выделил помещение для домовой церкви. Там поставили каркас, написали иконостас, и с тех пор практически ничего не изменилось, только несколько позже были установлены поклонный крест и колокола. Службы проходили каждую неделю.

Сестра Зинаида Лобосова: «Помню первую исповедь в интернате. Исповедовал о. Андрей Лемешонок. Батюшка один, других священников еще не было тогда. И мы пошли — одно отделение, второе, третье… Батюшка читал молитвы перед Причастием, проживающие [в интернате] подходили. И мы обошли уже много отделений, 6 или 7, но это много — в отделении в среднем 50 человек. Кто-то подходил, кто-то нет, но болящие — люди одинокие, все хотели какого-то соприкосновения, взаимодействия. Прошли еще одно отделение, и батюшка говорит: “Всё, это последнее, уже больше не сможем пройти”. Тогда мы стали у стеночки и начали молиться, чтобы Бог дал батюшке сил. “Отче наш” почитали, еще какие-то молитвочки… И батюшка говорит: “Идем дальше”. Такое было… И мы всё обошли. Все 12 отделений. Один батюшка».

сестричество поездка к отцу николаю гурьянову

Летом 1997 года митрополит Филарет (Вахромеев) благословил строительство храма возле психиатрической больницы в Новинках. В то время главврачом больницы был Александр Трофимович Зорко. Он взял всё под свою ответственность, выделил землю, на которой и началось строительство храмов монастыря. Храмы тогда только открывались, и это был его личный шаг, личное волеизъявление. По воспоминаниям трудившихся с ним врачей, Александр Трофимович всегда очень переживал за пациентов больницы. Возможно, именно поэтому он с пониманием отнесся к предложению сестричества о сотрудничестве, осознавая, что это положительно скажется на пациентах.

главврач больницы Зорко

Но возникли сложности: не хватало средств, жители микрорайона оказались против. Чтобы разрешить сомнения, отец Андрей Лемешонок с сестрами сестричества поехал к своему духовнику — старцу Николаю Гурьянову на остров Залит. Собралось около 40 человек, все в белом облачении.

Сестра Лариса Мирголовская: «Помню, по приезде на остров мы все очень волновались. Подойдя к дому отца Николая, как положено, стали читать акафист св. Николаю Чудотворцу. Батюшка не выходил, а у нас внутри всё было напряжено, как струна, и сердце взывало к Богу так искренне, так сильно!.. Но по окончании акафиста отец Николай приветствовал нас, а птицы приветствовали своего любимого батюшку, садясь к нему, как ручные, на протянутую руку.

Он встретил нас такими словами: “Птицы небесные, откуда вы взялись? Белые монахини. Святые люди”. Наградил щедрыми словами. Действительно, казалось, что мы похожи на голубей. Помню его приятие (а сам он был уже немощным, с трудом ходил, у калиточки стоял и с каждой сестрой говорил). Каждую он благословил и тогда сказал эти слова на все времена: “Молитвами больных людей вы спасетесь”. И еще добавил, держась за калиточку: “Вы построите храмы, монастырь, и я вам в этом помогу”. Он дал нам 5 рублей российских: “Вот моя первая лепта на строительство вашего храма. Остальное люди доложат”. Это была единственная российская купюра на тот момент, где на просвет на водяном знаке был виден храм. Было ощущение, что начало положено».

И вскоре минчане впервые увидели на шумных улицах города сестер милосердия со «скарбонками» (ящиками для пожертвований). Тогда только начали открываться храмы, и для горожан это было в новинку. Постоянных спонсоров у монастыря не было, все средства приходилось собирать самим по копеечке. Сестра Лия (будущая монахиня Евпраксия) с сестрой Ксенией Вербицкой стояли на Червенском рынке, а будущие игумения Евфросиния (Лаптик) и монахиня Людмила (Лейко) — на Комаровском. Стояли и в жару, и в дождь, и зимой в тридцатиградусный мороз. Проходя мимо самоотверженных сестер в белых облачениях, нельзя было не вспомнить о Боге.

Сестра Зинаида Лобосова: «Мы брали коробки из-под обуви, красиво их оклеивали, писали информацию о том, кто мы и на что собираем жертвочку. Это и были наши первые “скарбонки”. Тогда, много лет назад, мы шли первым “десантом”. Многие из сестер учились в вузах, а я работала, поэтому выходили собирать пожертвования в выходные».

7 декабря 1997 года, в праздник святой великомученицы Екатерины, после Божественной литургии в Свято-Петро-Павловском соборе все сестры поехали на место будущего первого храма, где состоялась его закладка. Необычно было то, что стоящий в песке крест митрополит Филарет помазал не елеем, а миром, как при освящении храма. На месте монастыря тогда еще ничего не было. Кадр из документального фильма того времени: пустырь, холод, пронизывающий ветер и теплые батюшкины слова о том, что здесь будет Божий храм, будут спасаться люди.

Одна из первых сестер, монахиня Анфиса (Остапчук), вспоминает, что Новинки в то время были местом скорби и печали, и даже внешне не очень благополучным (пьянки, драки). У людей одно слово «Новинки» вызывало страх и неприятие. Сейчас это место, благодаря монастырю и молитве, преобразилось, стало ухоженным и благодатным. «Когда ходили в отделение, — вспоминает м. Анфиса, — шли гуськом за батюшкой. Он раз оглядывается и говорит нам: “Ну что, скоро нашим домом станет!” Я подумала: “Какой ужас!” А сейчас понимаю, какой всё же удивительный у нас Господь!»

Храмы и постройки возводились очень быстро, против всякой логики. В 1996-м появилось сестричество, весной 1997-го сестры с батюшкой поехали к отцу Николаю Гурьянову, он благословил, а в 1998-м уже служили первую службу. Весной того же года, в Вербное воскресенье, состоялось первое богослужение в строящемся Свято-Никольском храме. Неожиданно пришло очень много людей. С тех пор в храме каждое воскресенье совершалась Божественная литургия.

По воспоминаниям сестер, первая Пасха в недостроенном Никольском храме проходила, можно сказать, в экстремальных условиях: щели, не было перекрытий, шел дождь, в центре храма стоял подсвечник, и над ним держал зонтик — сохранял горение — будущий отец Александр Пашковский, тогда еще прихожанин.

Сестра Юлия Костюкевич: «Когда в Никольском храме установили котлы, стало теплее, как в хатке деревенской. Зонтики уже держать не приходилось, перекрытия были зацементированы. А люди уже не вмещались, особенно в дни праздников…»

Сестры дерзновенно, с разрешения медперсонала приводили на богослужение болящих из отделений психиатрической больницы и дома-интерната. Бывало так, что они заходили — и уже полхрама молящихся. Но это было радостно — знать, что есть храм, куда могут прийти помолиться на службу все желающие, даже те, для кого жизненное пространство подчас ограничивалось больничной койкой. В этом были та соборность и то единство, которыми отмечены первые годы существования сестричества и монастыря.

Еще одним важным событием стало то, что в конце 1997 года, 13 декабря, в день своего тезоименитства, отец Андрей отправился в Иерусалим, чтобы привезти частицу мощей преподобномученицы Елисаветы. Привезенная частица мощей матушки Елисаветы стала великой радостью и укреплением в вере. Вскоре святыню украли, но Господь не оставил сестер без утешения и покрова небесной покровительницы. Сейчас в Елисаветинском храме монастыря находятся две иконы с мощами преподобномученицы Елисаветы.

елисаветинский храм

Летом 1998 года были основаны воскресная школа и первые мастерские — каменной росписи и керамическая.

С осени того же года началось духовное окормление Детского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в п. Новинки. Отец Андрей благословил двух сестер на это служение.

Сестра Нина Сандович вспоминает: «Я подошла к батюшке за благословением, а он говорит: “О, будешь второй. Вот Ольга (будущая монахиня Марфа (Матвеева), тогда еще студентка). Она у нас пока одна, будет у тебя старшей сестрой”.

Вначале не было никакой организации. Мы брали много детей, шли по ужасной дороге, которая вся была разбита: не было асфальта, света, и мы в этой темноте с детьми по колдобинам с колясками, а в храме печки-буржуйки — в Никольском храме так отапливали, была осень. Но Бог покрывал — никто не обжегся. Мы водили детей в храм постоянно, не только в субботу и в воскресенье, но и по будням. Таким было начало. Но, несмотря на наше незнание, наше нерадение, мы были искренни в своих желаниях, и Господь всё покрывал».

Назад к истории обители