X По авторам
По тегу
Везде

«Мы чувствовали единство»

В декабре 2010 года состоялись выступления хора сестер нашего монастыря во Франции, Бельгии и Голландии. Своими впечатлениями в виде дневниковых записей с читателями делится певчая хора — послушница Татьяна (Антанович).

***

18 декабря. Выехали из монастыря. Настроение отличное. Начало пути всегда полно ожидания новых впечатлений. Мы благополучно пересекли белорусско-литовскую границу и скоро были в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе, в котором нас ожидал ночлег.

17-18 декабря. Ранним утром мы с сестрами отправились в аэропорт, чтобы вылететь в Амстердам. Вечером у нас был запланирован первый концерт. До Амстердама мы летели с пересадкой в Риге, где, как потом шутили сестры, и начались наши «воздушные мытарства». Из-за плохой погоды в Амстердаме не садились самолеты. Наш рейс отменили. Мы поменяли билеты, потому что решили полететь через Прагу, чтобы все-таки успеть на вечерний концерт. Но и этот рейс отложили. Целый день мы провели в аэропорту Риги, а вечер — в пражском аэропорту. Только утром вылетели в Амстердам, где нас с нетерпением ждала монахиня Минодора, которая приехала заранее. Надо было спешить, потому что вечером мы должны были петь на концерте в пригороде Парижа — в Овере-сюр-Уазе. Но выяснилось, что утерян наш багаж. Опять задержка…

Наконец мы в машине. Устали, потому что целый день в пути. На дороге снег, скользко, под Парижем пробка, потом еще одна буквально в двухстах метрах от назначенного места. Когда мы с сестрами вышли из машины, было ощущение, что попали в сказку. Перед нами предстала удивительная вечерняя картина: старинный костел Нотр-Дам де Лурд, заснеженные деревья и дома, желтые фонари освещают узкие улочки…

Слушатели, ожидавшие начала концерта более часа, встречали нас на улице. И мы сразу, как говорится, — с корабля на бал. Концерт прошел прекрасно. Прихожане костела нас очень хорошо приняли.

19 декабря. День памяти Святителя Николая Чудотворца. Мы с сестрами отправились в Париж в православный храм Трех святителей. В Париже нас ожидала радостная встреча с родными сестрами, которые приехали во Францию на выставку. На всех концертах они были для нас большой поддержкой.

В 10 часов началась праздничная Литургия. Наш хор пел вместе с парижским. Служил епископ Корсунский Нестор (Сиротенко). Было приятно, что после службы Владыка поблагодарил нас за молитвенное пение.

После чаепития с Владыкой и прихожанами, мы с сестрами исполнили некоторые наши песнопения.

В парижском храме мы познакомились с отцом Лаврентием и его матушкой Елисаветой. Матушка сказала нам прекрасные слова после концерта: «Русские люди отличаются тем, что умеют найти особую форму любви к Богу».

День в Париже был для нас, наверное, самым насыщенным. После обеда мы отправились в католический храм святой Елизаветы Венгерской. Погода была пасмурной, поэтому Париж показался нам немного унылым. В окошке машины мелькали Эйфелева башня, собор Парижской Богоматери, набережная Сены, одна за другой витрины магазинов…

Вечером — концерт в большом парижском костеле святой Елизаветы Венгерской. Пришло много людей. Принимали нас очень тепло. Монахиня Нимфодора на французском вела концерт, рассказывала про наш монастырь, про монашеский хор, раскрывала содержание песен, так что люди прекрасно понимали, о чем мы поем.

20 декабря. Бельгия. Концерт в Жодони, небольшом городке под Брюсселем. Очень холодный католический храм, плохое освещение, но вместе с тем радостные, благодарные лица людей. После концерта кто-то на французском сказал: «Merci beaucoup. Nous sommes été au ciel», что означает «Спасибо большое, мы побывали на Небе».

Нас приняли в свой большой и гостеприимный дом Шарль и Елена. Еще не так давно эта немолодая пара венчалась в нашем Свято-Елисаветинском монастыре. Шарль и Елена знакомы со многими нашими сестрами. Добрейший Шарль прекрасно хозяйничал на кухне и с любовью приготовил для нас ужин.

21 декабря. Сегодня у нас переезд в Голландию. В Гааге — концерт в болгарской Церкви Архангелов Михаила и Гавриила. На наш концерт приехал настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гааге архимандрит Никон (Якимов). В Гааге он живет 26 лет. Отец Никон с любовью вспоминал Жировичи, спрашивал о здоровье нашего Владыки Филарета.

На ночлег остановились в православном монастыре святого Иоанна Предтечи. Нас встретила монахиня Анна и диакон Николай со своей женой Еленой. В монастыре живут всего три пожилые монахини. Матушка Анна и настоятельница матушка Макрина после ужина угостили нас изумительным пирогом. Разговаривали по-английски, кое-что Елена переводила нам с голландского. Монахини живут очень скромно. Им непросто следить за большим монастырским домом, но они полны энергии и добродушия.

Не смотря на то, что мы были далеко от нашего монастыря, все время нас сопровождало что-то родное и близкое. В большой трапезной монастыря святого Иоанна Предтечи на стенах висели фотографии святителя Иоанна Шанхайского. Монахини рассказали, что святой приезжал в монастырь и постригал самую старенькую из трех монахинь монастыря Елену. Сейчас ей 92 года.

В углу храма на небольшой иконе святителя Иоанна Шанхайского висят четки святого. А рядом — икона Пресвятой Богородицы, которую написала святая преподобномученица Елисавета.

22-23 декабря. Мы возвращаемся в Брюссель. Это последняя, но самая продолжительная остановка в доме у Сандры, близкой уже для многих сестер и частой паломницы нашего монастыря. Запланированы концерты в костелах святой Александры и святого апостола Павла.

24-25 декабря. Едем домой. Опять та же история, что и в начале нашего путешествия — снежная погода, рейсы самолетов отменяют, на дороге метель… Но все спокойны и немного задумчивы…

***

P.S. На сестрическом собрании отец Андрей попросил поделиться монахиню Иоанну своими впечатлениями о поездке:

Монахиня Иоанна: На концерты приходило много людей, в основном местные жители, но были и русские. Они не ленились, приезжали даже из других городов, чтобы послушать нас. Многие знают наш монастырь и хор по изделиям, книгам, дискам. Несколько раз нам аплодировали стоя. Некоторые плакали. Для людей песнопения в нашем исполнении — это красивая проповедь. Многие не понимали язык, но душой все чувствовали.