X По авторам
По рубрике
По тегу
Везде

Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

Вопрос

Здравствуйте. Святые отцы толкуют Евангелие, а кто толковал Евангелие им, ведь они как-то стали святыми?

Ответ

Святой Дух, Который живет в Церкви. Сам человек ничего не сможет ни понять, ни тем более толковать. А когда человек живет богоугодно, когда в нем есть смирение и вера, Дух Святой дает возможность ему не только толковать, но и даже дал возможность четырем апостолам-евангелистам написать Евангелие. Это же не они сами писали, от себя, это Господь через них.

Если человек в духе, то Господь через него может очень многое. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13). А когда человек теряет этот дух, то тогда вообще ничего не может. Без Бога не до порога. Так что цель нашей жизни — это стяжание Духа Святого, чтобы в человеке постоянно был Дух Святой. И тогда через человека будет действовать Сам Бог — и толковать, и говорить, и утешать, и вдохновлять. Поэтому старайтесь жить в духе.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Когда человек умирает, какой вид принимает его душа, на какой возраст она выглядит? Ни в Писании, ни у святых отцов этот вопрос не рассматривается. Так в каком виде человек будет в раю, если он окажется достоин рая? Или в аду, если он был грешник? Ведь умирают и старики, и младенцы, новорожденные умирают, как они будут выглядеть? Неужели, если ребенок умер младенцем, то и у Бога в Царствии он будет младенцем? А если человек умер стариком, то и там он будет таким же?

Ответ

Очень трудно духовные вещи перевести на язык материи, когда мы можем увидеть, понять. Мы все-таки ограничены и пространством, и временем, а говорим о вечности.

Я читал в церковной книге, что когда будет Воскресение — Второе пришествие, и все воскреснут, люди будут в тридцатилетнем возрасте. Тридцатилетний возраст — это тот возраст, когда человек уже расти, развиваться телесно не будет. Духовно же мы развиваемся до последнего дня нашей жизни. Это красиво.

Наверное, человек будет выглядеть так, как он выглядит в самом лучшем своем состоянии, если он попадет в Царствие Небесное. А если он будет вне Царствия Небесного, в другом царстве — зла, темноты, то его и не видно будет, и он сам никого не будет видеть — грех закроет всё.

Поэтому мы и говорим о встрече, о соединении с Богом сейчас, пока находимся в этой временной жизни. А душа — это же не материя, это дух, это дыхание Божией любви. Как ее можно выразить? Так, как ангелов выражают? Юноши с крыльями? Это не значит, что ангелы — юноши. Это для того, чтобы было понятно, что это доброе, светлое. А какие-то страшные чудовища с зубами, горящими глазами — это изображение зла так, как мы можем понимать, воспринимать. Так, наверное, и душа. Вот есть икона «Успение Божией Матери», где Спаситель держит душу Божией Матери в виде младенца — так изобразил иконописец.

Поэтому сейчас то, что нам нужно и что для нас спасительно, полезно, открыто нам в Священном Писании, в опыте Церкви, в опыте святых. Церковь это всё собирает. А то, от чего мы будем мудрствовать и путаться, что-то сочинять от себя, наверное, не полезно. Мы знаем, что в Царствии Небесном будет такая красота, такая любовь, которых мы, как апостол любви Иоанн Богослов говорит, сейчас не можем увидеть, понять, принять, потому что это недоступно нам, сейчас мы можем как сквозь мутное стекло что-то увидеть, и то только люди с особой чистотой сердца, с особыми дарованиями. И апостол Павел сказал, что перевести на бумагу слова, то, что испытала его душа, когда была восхищена в Царство Небесное, невозможно.

Хотелось бы, чтобы мы все попали туда, где всё будет прекрасно и все будут очень красивые, потому что во всех будет Бог. И сейчас мы видим, как меняется человек, когда в нем Бог, когда мир Божий касается его души. И каким он становится страшным, когда в нем живет грех, который разрушает связь с Богом. Конечно, от этого становится печально.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Что Вы находите привлекательного в вечной жизни, если, как известно, вечная жизнь является временем воздаяния, а временем дел является лишь наша временная жизнь? Мне трудно представить себе жизнь без дел... Конечно, добрых дел. Спаси Бог, Ольга.

Ответ

Если Вас в какой-то момент посетила благодать, и Вы хоть минутку, чуть-чуть прожили этой вечной жизнью, у Вас вопросов не будет. Когда в человеке есть полнота жизни, все его дела в жизни сводятся к тому, что он благодарит Бога, чувствует любовь к своему Творцу и к созданию Божиему — каждому человеку. Это и есть полнота жизни.

Находясь в замкнутом пространстве земных измерений, временных поясов, нам трудно говорить о вечности. Но опыт вечности уже есть у человека, который идет за Христом, который входит в храм, который обращается к Богу, и Бог отвечает. И эта любовь, которой Он отвечает, дает человеку правильное понимание жизни вечной. Не будет ни суеты, ни толкотни, ни того, что нужно добывать хлеб в поте лица, и слез не будет, и болезней не будет — будет совсем другая жизнь. Нам трудно это сейчас вместить в себя. Но, я думаю, это будет прекрасная жизнь, только бы нам попасть в Царство Небесное.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, благословите! Никак не могу понять, зачем Бог обещает людям вечную жизнь за гробом? Например, я и многие мои знакомые не ощущают в ней никакой необходимости. Мне кажется, что смерть — естественна, и никакого страха перед ней я не испытываю.

Ответ

У человека бессмертная душа. Смерть — это последствие грехопадения человека. Человек не может, наверное, осознать или принять, что рано или поздно его закопают, и больше ничего не будет. А где же его чувства, где же его любовь, где то светлое, дорогое, что живет в его сердце? Это всё тоже временно? Рано или поздно всё исчезнет? Как-то страшно, когда мы говорим, что нам достаточно этой временной жизни, и больше ничего не надо. Тогда, конечно, Вам Бог не нужен. Тогда вообще здесь нет ничего настоящего…

Вот как раз то, что мы проживаем, то, что мы приобретаем в этой жизни настоящее, останется с нами навсегда. Это и любовь, и вера, и смирение, терпение, милосердие. Всё это плоды духовные, которые человек должен взращивать в себе и которые помогут ему войти в новую жизнь — в жизнь вечную, где не будет греха, где не будет смерти, где не будет ничего внешнего и временного. Хоть Вы об этом еще не думали, но как-то страшно слышать, что Вам не нужна вечность, что Вам не нужно бессмертие. Именно ради этого пришел Господь, ради этого Он терпел страдания — чтобы человека вывести из ада, в который он попал после разрыва своей связи с Богом. Может быть, со временем Ваши взгляды поменяются.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Мир Вам, батюшка! На самом деле я изучаю ведущие религии мира. Иудаизм, индуизм, буддизм, христианство, ислам. И все эти религии претендуют на истинность писания и откровения. Так как религия является одним из самых главных моментов в жизни каждого человека, и не только, мы все знаем, что, трудясь в этом мире, мы благоустраиваем свою жизнь. У меня возникают логические вопросы. Если в этом коротком и бренном мире, чтобы жить благополучно, надо приложить немалые усилия, то логично возникает следующий вопрос: а как и чем мы можем благоустроить следующую вечную жизнь?! А это на самом деле чрезвычайно важная тема, так как если в этом мире мы что-либо теряем из мирского, то у нас есть шанс исправить те ошибки, которые становятся причиной неблагополучия, или же вернуть утраченное... вы считаете это верным утверждением? Если да, то тут возникает следующий вопрос: а как нам приобрести ту вечную благую жизнь после смерти? Так как, мы все знаем, что смерть неизбежна, и это общеизвестная истина! Чтобы понять в конце-то концов, какая цель нашего создания, что мы вообще здесь, в этом мире, делаем?! Вот тут и начинается поиск истины, так как ни один разумный человек не может сказать, посмотрев на стул, на дом, на холодильник или на фонарик, или... Сказать, что всё это изобретено без предназначения! Тогда как самое идеальное создание Бога, Человек, может быть создан без предназначения? Нет и еще раз нет, любой обладающий разумом человек может понять эту истину! И мы поняли, что на эти вопросы может ответить только Сам Творец всего сущего. Вот так и мы начали свой путь поиска истины, и тут мы сталкиваемся с некими проблемами, связанными с Божиими откровениями. Христиане говорят, что Священная Библия является словом Бога, мусульмане говорят священный Коран является словом Бога, иудеи заявляют, что Тора является словом Бога... и т. д. Так что делать, как быть, мы ведь столкнулись с очень серьезной проблемой. Не может же быть, что одновременно все религии правильные, тогда как они обвиняют друг друга в заблуждении. Исходя из этого, делаем итог: прав из них только один! И тут перед каждым из нас появляется выбор, два пути: первый — следовать слепо и плыть по течению, либо второй путь, путь разума, логики, анализировать, сравнивать, исследовать и делать выводы. Мы ведь все прекрасно знаем, что обсуждаемая тема не терпит ошибок, так как после смерти у нас не будет второго шанса вернуться в мир и исправить ошибки! Так какой из этих двух путей выбрали бы вы? Если есть какой-нибудь иной путь, то был бы рад узнать от Вас, так как я вижу третий путь, атеизм. Но его отвергает сам разум, так что это исключение. Заранее благодарю.

Ответ

Ваша душа ищет истину, и это очень хорошо. Есть разум, есть знания, которые вмещает ум, есть сердце.

Когда я приходил к Богу, я судорожно и, может быть, даже болезненно искал смысл своего бытия, потому что жить просто как все стало невыносимым. А было время массового атеизма. И мои сверстники тоже искали Бога и в Индии, и в разных других направлениях. Наверное, есть такой момент, когда Бог открывает Себя человеку. В данном случае это произошло со мной. И я принял Крещение, стал христианином, так как воспитывался в атеистической семье. И поэтому я могу говорить о Христе, о Церкви Христовой как о высшей точке, высшем знании и соединении человека с Богом.

Вообще, человеческой природе свойственно искать своего Творца, искать смысл своего бытия. Но если Вы ищете, то, наверное, надо молиться, чтобы Бог открыл Себя вам. Надо пойти в храм, надо пойти в мечеть, надо пойти в синагогу и просить, чтобы Бог явил Себя. На мой взгляд, Вы встретите Христа. Я не буду сейчас спорить или что-то доказывать, но хотелось бы, чтобы Вы встретили Бога, Который есть любовь, Который есть свет, Который есть тот мир, который меняет человека и вводит его уже здесь, на земле, в жизнь вечную. Помоги Вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день! Когда-то давно слышала такое высказывание от бездомного, что Бог стучится в сердце каждого человека на протяжении жизни три раза. Правда ли это? Кажется, как будто ко мне Он постучался, и я увидела со стороны всё то, что я делаю неправильно, замечаю, что я стала злой и жесткой, оцениваю, грублю (всё получается как-то непреднамеренно), хотя окружающие всегда отзывались обо мне как о человеке добром, веселом. Меня в последнее время преследуют неудачи, жизненной энергии стало меньше, возможно, это возмездие за мои грехи? Мне очень хочется всё изменить. Я крещеная, но крест давно утерян, на исповеди и Причастии никогда не бывала. Могу ли я приобрести новый крест в церкви, прийти на исповедь и Причастие? Могу ли попасть к Вам на таинство Исповеди и Причастия? Наверное, в моем сердце не хватает веры, очень хочется ее обрести.

Ответ

Конечно, можете. И это необходимо сделать. Приобретайте нательный крест, приходите на исповедь, чтобы с Божией помощью нести жизненный крест, регулярно причащайтесь. Я думаю, что начинается новая страничка в Вашей жизни.

А Бог стучится к человеку каждый день. Просто мы глухие бываем: нам некогда, мы спешим, мы куда-то торопимся, мы суетимся. А Бог-то всегда рядом, и Он всегда нас зовет за Собой, всегда нам показывает, как нужно жить. Но, к сожалению, за нашей такой слепотой и глухотой мы этого часто не видим. Люди, которые в своей жизни нашли Бога и духовно развивались, смирялись, всё время жили в присутствии Божием. Тут в сердца и стучать не надо — они видели Бога. Они видели Бога в ближних, в обстоятельствах жизненных, в себе. Вот такая жизнь и Вас ожидает впереди, если Вы сейчас потрудитесь, наденете свой крест и начнете воцерковляться, укреплять свою веру и стараться жить богоугодно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Что значит спастись?

Ответ

Бог пришел в этот мир спасти грешника. А спастись — это значит принять Бога и пойти за Ним, отдать свою жизнь в Его руки, бороться с грехом и с Божией помощью победить грех; войти в такие отношения с Богом и с ближними, чтобы во всем была любовь. Ведь что такое Царство Небесное? Это царство любви, где во всех и во всем Бог. Это полнота жизни. Сегодня мы, поврежденные грехом, страдаем, мучаемся на этой временной земле. А спастись — это значит победить свою плоть и кровь, которые Царства Божия не наследуют, и так соединиться с Христом, чтобы уже никто (и сама смерть) не смог разорвать эту связь. Спастись — это жить по любви и свою жизнь видеть в служении Богу и ближним. Как говорил апостол Павел: Уже не я живу, но живет во мне  Христос (Гал. 20: 2).

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Не могу толком объяснить вопрос… простите, пожалуйста, но, надеюсь, Вы суть поймете. Если вдруг случаются какие-то беды/скорби, то как понять, это конкретно Господь наказывает человека из-за его же грехов или за его, допустим, родителей/каких-то родственников?.. Конечно, когда человек убил человека и потом вдруг заболел, то тут всё понятно, а если человек верующий, с годами вера только укрепляется, стараешься жить с чистым и мирным сердцем? Конечно, все грешные, но вроде как нет страшных грехов, а болеешь чаще, чем пьяницы из подъезда, почему так?.. Или когда болеют дети, Бог наказывает «невиновного», так сказать, за свою семью?

Ответ

Нам главное не запутаться. Потому что мы можем гадать, что-то предполагать, а Господь дает то, что нужно. Скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах (Пс. 114; 3, 4). В этом мире от скорбей мы не убежим. Потому что, приходя в этот мир, мы уже заражены первородным грехом.

Конечно, бывают разные периоды в жизни, но если мы христиане, наша главная цель — все-таки победить этот мир и войти в новые отношения с Богом, а после смерти войти в Царствие Небесное. Попускаются разные испытания, и бывает очень тяжело. Но это, опять же, попускается для нашего укрепления. Когда человек находится на войне, он воюет и становится опытным воином, солдатом. Так и в духовной жизни. Поэтому надо принимать то, что есть, без ропота, принимать как от руки Божией, и с Божией помощью нести свой крест до конца. А мудрить и начинать выяснять, зачем, почему, за что — это приводит к ропоту и унынию. Я думаю, что нужно искать хорошее. В жизни у каждого есть хорошее, что-то такое светлое, чистое, радостное, и за это надо держаться. А так как мы все-таки с вами люди церковные и имеем возможность быть в церкви, участвовать в таинствах покаяния и причащения, то, конечно, такая духовная опора для нас очень важна, чтобы устоять, когда сил уже стоять нет. Сила Божия в немощи совершается (Ср.: 2 Кор. 12: 9). Так что, сестра, слава Богу за всё — и за скорбь, и за радость.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, многоуважаемый батюшка Андрей. Прошу прощения за беспокойство — одно мое желание спасти свою душу. К нам в храм приезжал епископ разобраться. На проповеди сказал, что есть миротворцы, они придут, восстановят нарушенный мир. А я не знаю, нарушенный мир или нет, сказал, что иду не той дорогой, надо дорогой кротости, смирения. А я думаю, дорога как дорога. У меня нет коварства, зла, ненависти к нашим священникам. Но, к сожалению, поклонения перед ними тоже нет. В наш храм я не хожу, на исповедь, на Соборование ездила в г. Корму (церковь Николая Чудотворца). Получается, шатаюсь, как язычник? Подскажите, как мне быть дальше. Спасибо.

Ответ

Мы священнику не поклоняемся, мы поклоняемся Богу. Священник — человек, и у него могут быть свои немощи. Но мы участвуем в богослужении, через священника Господь принимает нашу исповедь, без священника не будет совершаться Божественная литургия, богослужение. Поэтому, если Вам что-то не по духу, если плохо Вам в храме, Вы чувствуете, что дух не тот, Ваше право ездить в любой храм — в Корму или дальше, находить священника, которому Вы доверяете. Не каждый человек вызывает доверие — это естественно. И Вы никакая не отступница, ничего Вы не нарушаете. Только не осуждайте никого, не протестуйте и не будьте революционером, потому что это не Божие дело. И молитесь за своих священников, может быть, за тех, которые Вам не очень близки. Надо через молитву, через прошение, обращение к Богу преодолеть какую-то неприязнь. Недостатки у всех есть, и тем более у священников — они же тоже люди. Но надо как-то подняться над этим и увидеть смысл.

Вашей душе нужна помощь. Помощь мы получаем в Церкви, участвуя в богослужении, в таинствах Христовых, в исповеди Богу, прося какой-то помощи, совета, благословения. Но мы ищем того, кому доверяем. Наверное, у вас там какая-то смута произошла, что не принимают священника, приехал епископ. Он разберется, в чем дело и как дальше поступать. Но Вы старайтесь сохранить мир внутри себя, старайтесь этот мир не потерять, не потерять связь с Богом — это самое главное. А Бог всё поставит на свои места. Все-таки Господь — это глава Церкви. Спаси, Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Скажите, насколько важно всегда носить нательный крестик? Я всегда ношу и никогда его не снимаю, но до конца не осознаю, почему это так важно. Есть люди крещеные, но крестики не носят. Как им объяснить, что это важно? Бог же защищает, а не материальный крестик... И первые христиане, наверное, не носили такие цепочки с крестиками, как мы сейчас носим... Помогите разобраться в этом вопросе!

Ответ

Если человек не носит креста, значит, этот человек невоцерковленный. У нас есть многовековая традиция, и мы носим нательный крест. Мы, может быть, этого не понимаем в силу того, что мы еще люди духовно невнимательные, духовно неглубокие, но на самом деле крест — это оружие, это наша защита. Крест, прежде чем его приобретают в церковной лавке, священник освящает, читается молитва. Если Вы хотите разобраться, просто найдите молитву в требнике на освящение нательного креста, и Вам станет понятно, для чего мы носим крест, для чего его освящают.

Неспроста люди неверующие носят каких-то божков, какие-то амулеты, которые их охраняют. Человеку нужна защита, нужна помощь. А у нас помощь — это наш крест. «Крест — ангелов слава и демонов язва, крест — хранитель всей вселенной». Поэтому тут не надо копаться, разбираться, тут надо верить. Есть такое благословение — носить крест, мы его должны носить. А в какой-то момент мы это, наверное, поймем. Многое мы не понимаем, не можем еще вместить. Но есть церковная жизнь, к которой мы приобщаемся. И мы часто делаем что-то, потому что так благословляет Церковь, а потом на каком-то этапе нашей жизни начинаем это уже понимать, переосмысливать, и всё это приобретает очень глубокое и целостное значение, нам открывается глубина духовной жизни. Сегодня мы, слава Богу, пришли в Церковь, в которой есть свои правила, свои уставы, свои законы, и должны их принять и соблюдать.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.