X По авторам
По рубрике
По тегу
Везде

Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

Вопрос

Отец Андрей, здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, как быть. 1. Потерял веру в Бога. Сердце стало каменным, Бога не чувствую, не умею сочувствовать ближним, осуждаю их, и очень часто возникает сильное неконтролируемое чувство раздражительности и неприязни, вражды, безразличия, нетерпимости к ним. Стал обидчивым. Своих грехов не вижу и не осознаю их как духовное, нравственное зло и болезнь, поэтому во мне покаяния нет, скорее, какая-то формальность, лицемерие (внешняя слабая порядочность, которая готова рассыпаться в любой момент). Смирения тоже во мне нет, где-то глубоко и сильно сидят гордость и тщеславие. С детства мучает плотская страсть, моя основная страсть, но сейчас как будто она куда-то скрылась, и на ее место пришли гордость, гнев и уныние. Стал безвольным, бессильным и унылым. С чего мне начать исправление? 2. Когда пытаюсь молиться в моем состоянии неверия, вышеописанной страстности и окамененности, прихожу в раздражительность и озлобленность. Во время молитвы (в особенности) нападают хульные мысли, злоба и раздражительность, мысли рассеиваются и происходит в конечном итоге душевный надрыв. Не причащался уже как 3 года, как-то не решаюсь (нет желания и стремления), нахожу себе оправдания, чтобы не причащаться. Как молиться при таких искушениях, как сохранять внимательность и спокойствие? 3. Еще на что хотел обратить внимание, во время устной молитвы с заключением ума (внимания) в слова молитвы напрягается сам собою живот, туда же и опускается против моей воли внимание. Но в частности Оптинские старцы говорят о том, что нельзя опускать внимание во время молитвы в низ живота, т.к. человек из-за этого подвергается блудным и хульным мыслям. Как мне научиться правильно молиться? Посоветуйте, пожалуйста, какую-нибудь книгу про молитву. Заранее благодарю за ответ.

Ответ
  1. Наверное, всем нам нужно начинать исправление с покаяния, с желания бороться с ветхим человеком, с грехом, который мешает нам жить с Богом, мешает нам действительно делать в жизни что-то хорошее. Мы действительно должны себя заставлять, понуждать, потому что узок путь, ведущий в Царство Небесное. Нельзя верить себе, нельзя прислушиваться к себе. Наша природа больна, греховна. И если мы будем в себе что-то искать, копаться, то ничего не найдем. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54: 23). Все мы больные, все мы действительно и злые, и самолюбивые, и безумные. «Всяк грех содеях, всяку нечистоту вложих в душу мою…» — это говорит святой отец. Это святые люди так видели свою греховную природу! Но есть благодать, и Господь дает ее, только бы нам хотеть изменить свою жизнь, исправить ее и начать жить богоугодно. Однако на это требуется и время, и силы, и терпение, и смирение, и, конечно же, покаяние. Есть Святая Церковь, в ней мы лечимся. И у нас одно лекарство — любовь Христова.
  2. Хватит себя мучить, три года достаточно. Чем дальше будет продолжаться ваш «карантин», какой-то греховный карантин, тем хуже Вам будет дальше. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15: 5). Ползите в храм. С пустым, каменным сердцем, с озлоблением, с осуждением, с чем бы ни было — ползите в храм. Какой бы Вы ни были, идите на исповедь и просите у Бога прощения, даже если Вам не хочется каяться, даже если Вам всё надоело и Вы ни во что не верите. Скажите, что вот я в таком состоянии, но мне священник сказал, что мне нужно обязательно исповедоваться и принять Святое Причастие. Но сделайте это, конечно, чтобы Вы были натощак, пост Вы вряд ли сможете соблюдать. Я думаю, после этого начнется изменение. Пройдет еще пару недель — опять приходите в храм, еще раз, еще раз и еще раз. И потом Вы почувствуете себя по-другому. Откроются глаза, появятся силы, и, я думаю, начнется изменение, исправление, то есть настоящее покаяние.
  3. Внимание нужно держать в сердце. Во время молитвы и ум, и сердце должны быть вместе. Искусственно это очень трудно сделать, но все-таки нужно себя контролировать. Книг очень много. Почитайте книгу архимандрита Софрония (Сахарова) «О молитве». Это прекрасная книга, и она Вам поможет во многом. Вообще, православных книг о молитве очень много, просто нужно найти такую, которая бы Вам легла на сердце, чтобы это было просто и понятно для Вас. Одно дело молитва пустынника, другое дело молитва затворника и третье дело — молитва человека, который живет в мире, наверное, в не совсем внимательном состоянии. И поэтому, чтобы учиться, нужно идти в первый класс. А потом будет второй, и третий, и четвертый. Слава Богу, у Вас есть желание молиться, у Вас есть желание жить с Богом, а молитва — это дыхание нашей бессмертной души. Кто учится, кто делает усилия, тот обязательно научится.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Мне нужна помощь. Моя мама умерла от онкологии, очень мучилась от боли. При жизни говорила, что хочет жить, хочет увидеть взрослых внуков. Ей всего 57, а она так рано ушла... До последних сил боролась с этой болезнью, верила, что ей помогут врачи. Я ходила в церковь, заказывала молитвы по маме о здравии, очень просила Бога помочь. Молилась дома перед иконой Божьей Матери «Всецарица» каждый день. Но Бог нам не помог...

Как теперь пережить эту потерю? Ведь при потере близких люди либо становятся ближе к Церкви, либо это испытание веры в Бога. Я человек верующий, но сейчас так плохо, одиноко, тоскливо, боюсь, что даже перестала верить в Бога. Что делать? Воспоминания не дают покоя, не дают покоя последние мамины слова «Я жить хочу», не дают покоя воспоминания о том, как мама мучилась. Как жить дальше? Как смириться с этой потерей? Ведь мы даже не знаем, есть ли жизнь после смерти, оттуда ведь еще никто не возвращался. Как и где найти успокоение?

Ответ

Катенька, надо укрепляться в вере. В мире скорбны будете (Ин. 16: 33). И мир после грехопадения превратился в кладбище. Рано или поздно мы все друг друга похороним. Кого-то раньше, кого-то позже. А когда детки умирают маленькие? И это тоже, конечно же, испытание. Вы должны молиться за свою маму. Очень важно, чтобы вы молились, а не сомневались в вере. Вашей маме сейчас нужна ваша молитва, потому что встретиться мы можем только в раю. В аду никто никого не встретит. А вы колеблетесь в вере. Идите на Исповедь, просите у Бога помощи, прощения, просите сил перенести эту утрату.

Мы знаем, что мы расстаемся, но не на вечность, мы встретимся, обязательно встретимся. Мы верим так, как нас учит Святая Церковь — «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь». А сейчас вы переживаете, конечно, не простой период. И вам нужно устоять в вере. Это вы сможете сделать только тогда, если будете исповедоваться, причащаться и не верить тем мыслям, которые заставляют сомневаться, есть ли жизнь вечная. Конечно, есть, и верующий человек уже ее проживает здесь, на этой временной земле. И опыт этой вечной жизни нужно обязательно приобретать. Но это приобретается тогда, когда человек обращается к Богу, когда он молится, ходит в храм и борется со всеми сомнениями и недоумениями, которые часто бывают в нашей жизни. Хочется пожелать вам, чтобы ваша душа успокоилась и вы приняли уход своей мамы в вечность и молились за нее. Так будет спокойно и у вас на душе, и будет хорошо душе вашей мамы.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Я только начинаю делать первые шаги к Богу, вере, храму. Книги, лекции, статьи, разговоры о Христе и вере с друзьями — все это хорошо и полезно, но я понимаю, что к Нему нужно идти конкретными делами, меняться изнутри. А с чего начать, как себя увидеть по-настоящему, не знаю. Часто слышу от друзей и родных, что летаю в облаках, ношу розовые очки, живу в мире единорогов, что я «не от мира сего» и тому подобное. С детства я занималась творчеством (художественные школы, олимпиады по русскому языку). Сейчас заканчиваю архитектурный факультет, в середине обучения хотела бросить все, потому что поняла, что профессией жить нельзя, но ради родителей решила доучиться. Пробовала заняться керамикой, кататься на лошадях, но сердечного отклика, осознания, что вот это именно то дело, которому я хочу посвятить жизнь, — не было. С первого курса увлеклась театром, хотя и понимала, что это совершенно не мое. Наш театр — укромное, теплое и душевное место, там были и есть люди, близкие по духу, мы с любовью трудились, но есть и обратная сторона — возникли сильные душевные привязанности, побороть которые мне трудно до сих пор. Если творчество поглощает тебя полностью — это страсть и препятствие на пути к Богу? По натуре я человек домашний, тихий, стеснительный, с детским сердцем, наверное, часто переживаю сверх меры, увлекаюсь тоже сверх меры, а заниматься приходиться постоянно тем, что вроде бы совсем не мое. Как же увидеть себя и понять, что нужно изменить в себе и в своей жизни, чтобы это было ступенькой на пути ко Христу? Можно ли идти к Нему через творчество или это подмена духовного душевным? Большое спасибо!

Ответ

Всякое даяние благо (ср.: Иак. 1: 17). И поэтому к Богу можно идти и через творчество. Наверное, жизнь с Богом — это и есть высшее творчество. Только мы в этом творчестве не играем роль какого-то героя, а стараемся жить перед Богом и искать воли Божьей, искать тот единственный путь, который ведет нас за Христом в Царствие Небесное. Многое вам нравится, многим вы увлекаетесь, но всегда нужно находить какую-то меру во всем — и в еде, и питье, и молитве, и во сне. Поэтому нужно рассуждать, что нужно сделать в первую очередь, что во вторую, а от чего стоит воздержаться. Это и есть творчество — связь нашей души бессмертной с Богом, где мы учимся молиться, учимся любить ближнего своего. А это можно только с Богом. Я думаю, что впереди у вас интересная большая жизнь. И ваша задача, чтобы в ней было как можно меньше греха, потому что грех все разрушает. Грех — это безумие, и человек часто обманывается и разрушает то, что имеет от Бога. Старайтесь думать о главном, а все остальное приложится. Ищите Царства Божьего внутри себя. В мирной душе, в светлой, чистой душе будет жить Христос. Апостол говорит: Все могу в укрепляющем меня Иисусе (Флп. 4: 13). Помоги вам Господь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Пожалуйста, можно Вас попросить ответить на мой вопрос. Я не могу нормально жить. Я не могу нормально кушать, потому что меня мучает совесть. Не могу спокойно спать в теплой постели, потому что меня мучает совесть. Меня мучает совесть, когда я покупаю что-нибудь для своего удовольствия. Всё из-за того, что в мире много зла. Бездомные животные мучаются на улице от болезней, холода, голода. Умирают в муках от того, что их переезжают машины, и они лежат по несколько дней еще живыми в муках до смерти, а люди переступают через них и идут по своим делам дальше. Много бездомных людей, страдающих. Много больных деток. Много больных взрослых людей. Всем этим людям нужна финансовая помощь. Есть брошенные детки в детдомах. Брошенные старики. Вокруг столько жестокости к людям от людей, к животным от людей! Всё это разрывает меня изнутри. Иногда я отвлекаюсь, но потом меня накрывает всё это снова и снова. Я в депрессии, заедаю ее едой, отчего меня мучает совесть — что, мол, сколько я ем, а это всё могла бы отдать нуждающимся, а не класть себе в рот. Работать ленюсь. От печали за такой мир лень и нежелание что-то делать поработили меня. Интерес к жизни пропал. Думаю, как я могу добиваться каких-либо земных благ для себя, если вокруг столько нуждающихся. Но и, опять же, жить для других, не оставляя ничего себе, не смогу (а от этого меня будет мучить совесть — будет, к примеру, мне говорить: зачем тебе эта помада, если можно обойтись без красивых губ, а лучше за эти деньги накорми бездомную собаку). И в итоге, делая выбор в пользу красивых губ, не имею счастья искреннего, а если не сделаю выбор в пользу красивых губ, а накормлю животное бездомное за эти деньги, то уже после огорчусь, что у всех есть помада и красивые губы, а у меня нет. И где же найти эту грань между тем, сколько взять себе и сколько отдать другим? А может, вообще всё нужно раздавать, оставляя себе только на действительно необходимое?! Но если так, то, опять же, общество вокруг будет меня не воспринимать как успешного человека, потому что у меня будет в кармане пусто. Да и как я смогу находиться в обществе, где все дамы ухожены и красиво одеты, а я как неудачница? Хочется идеального мира, где люди равны по статусу, здоровы, где нет бездомных животных... Мысли в голове отречься от такого мира и убежать в лес, в отшельничество. И, опять же, понимаю, что не хочу быть отшельником, что хочу остаться здесь. Но не могу смириться и спокойно жить в таком мире. За что такие испытания бездомным животным? Батюшка, что мне делать? Как мне жить? Извините меня за долгий текст. Спасибо Вам!

Ответ

Ваша совесть мучается, страдает, Вы находитесь в противоречиях: с одной стороны, хочется одного, с другой, Вы понимаете, что это уже лишнее. Но ведь мы смотрим, к чему человек приходит, в каком состоянии находится его душа. А она бессмертная.

Мир этот — не райские кущи, в мире скорбны будете (Ср.: Ин. 16: 33). Страдания в этом мире неизбежны. И Спаситель, Который пришел в этот мир спасти человека, страдает и умирает за нас с вами, за наши с вами грехи. Конечно, жалко животных, но еще жальче людей: их бессмертные души могут навсегда остаться без Бога — это гораздо страшнее.

Мне кажется, что сейчас Вам нужно взять себя в руки и начать что-то делать, с малого: устроиться работать, добросовестно трудиться и соблюдать какую-то меру и в одежде, и в украшениях, и в пище. Вот Вы объедаетесь, мучаетесь и сами себя убиваете. В конечном счете ничего хорошего не делаете. Наверное, вокруг Вас есть люди, которые тоже от Вашего состояния не в восторге, может быть, кто-то и страдает из-за этого. Начинайте трудиться, начинайте молиться, начинайте что-то конкретное делать ради того, чтобы часть заработанных денежек дать на хорошее дело, накормить бездомную собачку. Начинайте вот с этого. Не с теории, не с каких-то размышлений, которые ни к чему не приводят, а с конкретного дела. Верный в малом будет верен и в большом (Ср.: Лк. 16: 10).

Конечно, каждый день люди погибают, страдают, убивают друг друга во всем мире, голодают, умирают от болезней. Понятно, потому что весь мир лежит во зле (1. Ин.: 5: 19). А Господь нас утешает, Господь дает нам и радость. И надо ценить то, что мы имеем, надо беречь то, что у нас есть. Поэтому опускайтесь на землю и находите себе опору, которую можно найти только в Боге. Начинайте трудиться, начинайте конкретно что-то делать. Есть прекрасное слово преподобного Серафима Саровского: «Стяжай мир в себе, и тысячи людей спасутся вокруг тебя». Старайтесь жить без греха, старайтесь быть нужной и полезной своим близким. Я думаю, если Вы будете стараться, трудиться, учиться жить и служить ближнему и Богу, то на земле прибавится света, и кому-то точно мы сможем помочь. А может быть, и многим.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос: я чувствую, что должен стать другим человеком (униженным и немогущим постоять за себя), но гордость мне не позволяет, или мне надо бороться с этим, чтобы не быть как тряпка? Но в этом унижении вижу покаяние Богу. Подскажите, как быть! Спаси Вас Господь!

Ответ

Унижение не есть покаяние. Все-таки покаяние — это исправление. Иногда нужно и отстоять свою точку зрения, иногда нужно и поспорить, иногда нужно и защитить кого-то, иногда нужно и проявить какие-то свои желания. Просто надо искать, что Богу угодно, а что нет. Смирение — это не унижение, это Божия сила в человеке, когда он может потерпеть, когда он может понести что-то, какие-то немощи другого человека ради спасения, а не из-за страха, подавленности, раздавленности внутренней. Не надо путать разные понятия. Одно дело гордыня, когда человек себя выпячивает, пытается всё подстроить под себя, а другое дело, когда человек ищет воли Божией. Если мы видим, что человек делает зло, надо об этом сказать, надо попытаться остановить зло. Если человек кого-то оскорбляет, обижает, надо попытаться защитить человека. Я думаю, надо иметь свою точку зрения и не подстраиваться под сильных мира сего, а искать действительно как сделать, как жить, как смотреть, чтобы это было угодно Богу. «Смирение паче гордыни» — есть такое слово. Есть состояние, где человек хорошенький, добренький, но это потому, что он не хочет каких-то проблем, неприятностей, и ему всё равно, лишь бы было тихо. Это, наверное, не путь христианина.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Отец Андрей, благословите! Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Я бросил ходить в храм из-за уныния. А оно у меня из-за недовольства, как складывается моя жизнь — нет жены, нормальной работы, друзей, в вере я малодушен. Даже режим нормальный не могу организовать — сплю долго, поздно ложусь (работа у меня на дому). Причем я не виню Бога, я виню себя самого за свою леность, мягкотелость, неумение стать активным, себя организовать — борюсь с этим, прошу Бога помочь, но быстро опускаю руки. И себя не люблю, не уважаю. Как быть, если уныние у меня из-за своих же действий? Я знаю, что христианин должен переносить искушения с упованием на Бога, благодарить Его, но это же у меня не искушение, это мои слабые черты личности, они мне мешают жить, а я уже взрослый, они сложно меняются в таком возрасте. Хочу измениться, но у меня не получается, и Бог не помогает, неужели Он хочет, чтобы я таким слабаком оставался?

Ответ

Нет, Бог не хочет, чтобы Вы оставались слабаком, Бог хочет, чтобы Вы были сильным человеком. И, наверное, надо становиться сильным. Когда болезненный человек начинает закаляться, заниматься спортом, он становится здоровым, сильным. Мне кажется, что нужно делать какие-то усилия. Кроме того, что Вы идете в храм, просите, нужно к прошению приложить какие-то усилия. Может быть, надо, если Вы находитесь в таком закрытом комнатном состоянии, как-то по-другому планировать день. Мне пришло на ум такое: Вы встаете утром, идите в ванную и холодным душем обливайтесь, чтобы взбодриться. Потом делайте сто земных поклонов с молитвами. Начинайте день, начинайте себя понуждать, делайте какие-то усилия, выходите из этой спячки, просыпайтесь, найдите себе какое-то применение, найдите то, что Вас будет интересовать, увлекать, помогите кому-то, что-то сделайте хорошее. Поверьте, что Вы можете что-то хорошее сделать и принести пользу людям. Тогда Бог поможет Вам. И молитвы, и покаяние, если Вы будете каяться в малодушии, в пассивности, дадут результат. Под лежачий камень вода не течет. Поэтому хотелось бы, чтобы Вы брали себя в руки, не жалели себя, а начинали трудиться. Эти усилия дадут результат.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Как поверить в себя, если даже самые близкие и любимые люди не верят? Я молюсь.

Ответ

В песне поется: «Поверь в себя, поверь в мечту…» Именно так поверить в себя и стать центром всего мира — неправильно. Надо поверить в то, что человек может очень много — Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13), по апостолу Павлу.

Есть комплекс — комплекс неполноценности, комплекс какой-то ущербности. Человек комплексует от гордости. И поэтому надо доверять Богу. А Господь что нам говорит? Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные … научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11: 28, 29). Мы верим, что Бог нас любит, что всё, что нужно, Он нам дает, что если нам что-то нужно сделать, Бог нас благословит, если это будет действительно кому-то во благо. Когда мы доверяем Богу, когда у нас есть такая связь с нашим Спасителем, с нашим Творцом, мы не комплексуем, мы говорим просто: «Господи, благослови!», и Господь благословляет.

Здесь очень важно, чтобы мы с вами воцерковлялись. Потому что мы думаем: «Вот я такой герой» — «А я не герой», «Я звезда» — «А я не звезда» — это очень относительные критерии. А последние станут первыми. Сила Божия как раз в немощи и совершается. Так что стройте свою жизнь на правильном, твердом фундаменте — на камне веры, и тогда всё у Вас получится.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Дорогой батюшка Андрей, благословите. Помогите, пожалуйста, духовным советом в труде обретения меры, воздержания и целомудрия в поступках в мирской жизни. Намного легче бросаться из крайности в крайность. Нет у меня постоянства и меры в молитве, в добрых делах. Можешь в порыве отдать всё, а потом пожалеть о совсем малом. И вообще духовное спасение — это постоянный путь воздержания во всем. Как иметь стойкость и «не сорваться», как люди иногда делают, если постоянно себя в чем-то ограничивают? Например, на самом деле у нас всё уже есть — крыша над головой и простые предметы для жизни. Но как только выходишь за пределы храма в жизнь, сразу возникает множество «хочется». Есть квартира, но как бы хочется дачу или дом, или новые обои. Или так «нужно», чтобы не стыдно было. У нас есть, что одеть, и даже больше чем достаточно, но хочется нового платья, вроде не грех, но не в Христа собираешь — значит, расточаешь, и Господь сказал не заботиться об одежде. И как только купишь одно, хочется еще лучшего или другого. Купишь, и не нужно оно потом совсем. А так крутило, что вот прям никак без «этой красоты» не обойтись было. Как бороться с этим? Всегда можно от себя взять и отдать другому на что-то более нужное, на здоровье, на молитвенную помощь, на храм Божий. Другим помогаем и отдаем от себя, но всегда чувствуешь, что можешь дать больше, и каждый раз совесть мучает, когда на себя тратишь. И возможно ли достичь эту меру в настоящем христианстве? Христос ради нас отдал всё, так и мы должны для себя не жить совсем, а жить ради других, и каждая минута жизни, каждая секунда должна быть ради Царствия Небесного, а Царствие Небесное — это отречение от мира. Ты стоишь на Божественной литургии, плачешь и прикасаешься ко Христу и ничего больше Этого Блаженства не желаешь в жизни, а выходишь из храма, и какая-то глупость — хотелка не дает тебе покоя, и чем больше себя ограничиваешь, тем сложнее даже Слово Божие внутрь пропускать, и больше искушений с «хочется». Может, я что-то неправильно понимаю? Помогите с путем спасения. Благодарю Вас!

Ответ

Грех заложил в человеке противоречие. И апостол говорит: живет во мне два человека (См.: Рим. 7: 15‒23). Один человек хочет удовлетворить себя чем-то новым, искать себе какие-то развлечения — всё больше, всё интереснее. Другой человек, который должен, наверное, еще родиться, воспитаться, должен благодарить Бога за то, что имеет, ценить то, что есть, ведь благодарный человек ни в чем не нуждается. Поэтому, с одной стороны, вот мы пришли к Богу и доверяем, что Бог нам всё, что нужно для нашей жизни, дает, а большего нам и не надо, это будет уже не на пользу, а с другой — смотрим по сторонам и говорим: почему у этого столько, почему у другого всё лучше складывается?.. Человек начинает завидовать, роптать, осуждать. И если потакать этому греховному человеку, то жизнь превратится в сплошной кошмар. Поэтому мы, придя к Богу, должны бороться за нового человека, мы должны делать усилия, мы должны себя останавливать в мысли, в чувстве, в слове, во взгляде, мы должны искать Бога. И, конечно, когда мы будем искать Бога, будем искать и в своей жизни Промысл Божий, будем пытаться жить по воле Божией, тогда вся жизнь наша изменится. Но этот переход от ветхого к новому непростой. Как Израиль шел по пустыне, чтобы дойти до земли обетованной, и целое поколение людей умерло в этой пустыне, так и мы, идя, встретили Бога в своей жизни, вошли в храм и начинаем приобщаться к новой жизни, в которой совершенно другие законы, но ветхий человек тянет нас назад, мешает нам. Поэтому он должен умереть. А тот новый человек, который родился, должен воспитаться. Мы должны победить и грех внутри себя — плоть и кровь, и грех вокруг нас — этот мир, который во зле лежит, и дьявола, который всегда будет делать всё для того, чтобы запутать нас и увести от Бога. Поэтому то, что Вы пишете, наверное, проживает каждый верующий человек в борьбе за свое будущее.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, многоуважаемый батюшка! Сразу хочу пожелать Вам доброго здравия на многие, многие лета и спасибо сказать за ту помощь, которую Вы оказываете нам, «заблудившимся». Батюшка, помогите мне, может быть, словом, может быть, делом. Я уже где-то 6 лет в разводе, и вот однажды на работе я почему-то подумала, что я хуже всех, что поэтому на работе меня понизили в должности и уменьшили зарплату. И вот на этой «ноте», стоя возле молодого человека, я вдруг услышала голос слева женский космический: «Он такой же, как ты». В этот момент, не понимая, что происходит, я посмотрела этому человеку в глаза на пару минут. И после этого началось чувство влюбленности, ожидание от человека каких-то действий и с его стороны тоже некий интерес. Это заметили сотрудники на работе. Он оказался женатым, и я решила показать, что игнорирую его, в ответ на это через некоторое время он откровенно стал игнорировать меня. И мне почему-то очень нехорошо, получается, вроде бы ничего не было, и всё равно тошно. У меня вопрос: Господь попустил этот голос в минуты ощущения собственного недостоинства, так бывает? Или я сильно перегнула с чувствами? И что делать теперь? Спасибо заранее Вам.

Ответ

Мы все очень похожи друг на друга в своих радостях, в своих печалях, в своих проблемах. Поэтому залезать в мистику духовную, я думаю, не надо, перегнули. Все-таки лучше перестраховаться. Знаете, потом еще какой-нибудь голос услышите, а чей это голос — Божий или дьявольский? Соблазн.

В данном случае у человека есть семья. Вы услышали какой-то голос, посмотрели ему в глаза, он в Ваши глаза… Если бы вы понравились друг другу, что могло бы из-за этого произойти? Разрушилась бы семья, дети остались бы без своего отца, и у Вас бы наверняка жизнь не сложилась — на чужом горе свое счастье не построишь. Поэтому будем немножко внимательнее и трезвее.

Если Вы хотите встретить человека, который был бы Вашей половиной, то надо и духовно потрудиться, помолиться, и действительно понимать, что такое семейная жизнь, когда человек отказывается от своего эгоизма, от своих каких-то привилегий ради другого. Это тоже непростой крест.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, отчего временами чувствуются боль и тяжесть на душе, внутренняя теснота, душевный дискомфорт? Бывает, что и после Причастия легче не становится, слезы, расстройство, как будто душа чего-то ищет и не находит. В такие дни душевной смуты не нахожу покоя, сокращаю молитвенное правило, а иногда и вовсе нет сил молиться, всё, на что хватает, так это произнести: «Господи, помилуй!» Я человек воцерковленный, стараюсь регулярно исповедоваться, причащаться, помогаю батюшке на приходе в социальной работе. В поисках ответа на свой вопрос часто нахожу мнение, что душевная боль — от груза грехов. Хотелось бы более стабильной внутренней духовной жизни, а пока не получается ее обрести.

Ответ

Света, дорогая, все-таки наша природа заражена грехом. И в каждом человеке этот грех присутствует. Поэтому периодически такие перепады во внутреннем состоянии испытывают все. Да, тогда чувствуешь какое-то одиночество, пустоту, бессмысленность всего. И многое-многое другое мы чувствуем, переживаем, но этому верить не надо. Человек воцерковленный, человек, который уже имеет духовный опыт, не доверяет себе, не идет на поводу своих чувств, своих переживаний. Он ведет борьбу с этим через исповедь, через молитву, через Причастие, то есть просит помощи Божией, и это болезненное состояние рано или поздно проходит. Бывает, эти состояния длятся годы. Это тоже попускается для духовного роста человека, для того, чтобы он закалялся, воспитывался духовно. Главное — не отступить, не поверить себе в таком греховном, болезненном состоянии души. Пока мы здесь, на земле, все-таки страдать приходится и, наверное, в будущем тоже придется. Но есть опора, есть храм, есть Господь, есть святое послушание, и это помогает человеку идти вперед, как бы тяжело ему ни было. Помоги, Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.