X По авторам
По рубрике
По тегу
Везде

Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

Вопрос

Как поверить в себя, если даже самые близкие и любимые люди не верят? Я молюсь.

Ответ

В песне поется: «Поверь в себя, поверь в мечту…» Именно так поверить в себя и стать центром всего мира — неправильно. Надо поверить в то, что человек может очень много — Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13), по апостолу Павлу.

Есть комплекс — комплекс неполноценности, комплекс какой-то ущербности. Человек комплексует от гордости. И поэтому надо доверять Богу. А Господь что нам говорит? Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные … научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11: 28, 29). Мы верим, что Бог нас любит, что всё, что нужно, Он нам дает, что если нам что-то нужно сделать, Бог нас благословит, если это будет действительно кому-то во благо. Когда мы доверяем Богу, когда у нас есть такая связь с нашим Спасителем, с нашим Творцом, мы не комплексуем, мы говорим просто: «Господи, благослови!», и Господь благословляет.

Здесь очень важно, чтобы мы с вами воцерковлялись. Потому что мы думаем: «Вот я такой герой» — «А я не герой», «Я звезда» — «А я не звезда» — это очень относительные критерии. А последние станут первыми. Сила Божия как раз в немощи и совершается. Так что стройте свою жизнь на правильном, твердом фундаменте — на камне веры, и тогда всё у Вас получится.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Дорогой батюшка Андрей, благословите. Помогите, пожалуйста, духовным советом в труде обретения меры, воздержания и целомудрия в поступках в мирской жизни. Намного легче бросаться из крайности в крайность. Нет у меня постоянства и меры в молитве, в добрых делах. Можешь в порыве отдать всё, а потом пожалеть о совсем малом. И вообще духовное спасение — это постоянный путь воздержания во всем. Как иметь стойкость и «не сорваться», как люди иногда делают, если постоянно себя в чем-то ограничивают? Например, на самом деле у нас всё уже есть — крыша над головой и простые предметы для жизни. Но как только выходишь за пределы храма в жизнь, сразу возникает множество «хочется». Есть квартира, но как бы хочется дачу или дом, или новые обои. Или так «нужно», чтобы не стыдно было. У нас есть, что одеть, и даже больше чем достаточно, но хочется нового платья, вроде не грех, но не в Христа собираешь — значит, расточаешь, и Господь сказал не заботиться об одежде. И как только купишь одно, хочется еще лучшего или другого. Купишь, и не нужно оно потом совсем. А так крутило, что вот прям никак без «этой красоты» не обойтись было. Как бороться с этим? Всегда можно от себя взять и отдать другому на что-то более нужное, на здоровье, на молитвенную помощь, на храм Божий. Другим помогаем и отдаем от себя, но всегда чувствуешь, что можешь дать больше, и каждый раз совесть мучает, когда на себя тратишь. И возможно ли достичь эту меру в настоящем христианстве? Христос ради нас отдал всё, так и мы должны для себя не жить совсем, а жить ради других, и каждая минута жизни, каждая секунда должна быть ради Царствия Небесного, а Царствие Небесное — это отречение от мира. Ты стоишь на Божественной литургии, плачешь и прикасаешься ко Христу и ничего больше Этого Блаженства не желаешь в жизни, а выходишь из храма, и какая-то глупость — хотелка не дает тебе покоя, и чем больше себя ограничиваешь, тем сложнее даже Слово Божие внутрь пропускать, и больше искушений с «хочется». Может, я что-то неправильно понимаю? Помогите с путем спасения. Благодарю Вас!

Ответ

Грех заложил в человеке противоречие. И апостол говорит: живет во мне два человека (См.: Рим. 7: 15‒23). Один человек хочет удовлетворить себя чем-то новым, искать себе какие-то развлечения — всё больше, всё интереснее. Другой человек, который должен, наверное, еще родиться, воспитаться, должен благодарить Бога за то, что имеет, ценить то, что есть, ведь благодарный человек ни в чем не нуждается. Поэтому, с одной стороны, вот мы пришли к Богу и доверяем, что Бог нам всё, что нужно для нашей жизни, дает, а большего нам и не надо, это будет уже не на пользу, а с другой — смотрим по сторонам и говорим: почему у этого столько, почему у другого всё лучше складывается?.. Человек начинает завидовать, роптать, осуждать. И если потакать этому греховному человеку, то жизнь превратится в сплошной кошмар. Поэтому мы, придя к Богу, должны бороться за нового человека, мы должны делать усилия, мы должны себя останавливать в мысли, в чувстве, в слове, во взгляде, мы должны искать Бога. И, конечно, когда мы будем искать Бога, будем искать и в своей жизни Промысл Божий, будем пытаться жить по воле Божией, тогда вся жизнь наша изменится. Но этот переход от ветхого к новому непростой. Как Израиль шел по пустыне, чтобы дойти до земли обетованной, и целое поколение людей умерло в этой пустыне, так и мы, идя, встретили Бога в своей жизни, вошли в храм и начинаем приобщаться к новой жизни, в которой совершенно другие законы, но ветхий человек тянет нас назад, мешает нам. Поэтому он должен умереть. А тот новый человек, который родился, должен воспитаться. Мы должны победить и грех внутри себя — плоть и кровь, и грех вокруг нас — этот мир, который во зле лежит, и дьявола, который всегда будет делать всё для того, чтобы запутать нас и увести от Бога. Поэтому то, что Вы пишете, наверное, проживает каждый верующий человек в борьбе за свое будущее.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, многоуважаемый батюшка! Сразу хочу пожелать Вам доброго здравия на многие, многие лета и спасибо сказать за ту помощь, которую Вы оказываете нам, «заблудившимся». Батюшка, помогите мне, может быть, словом, может быть, делом. Я уже где-то 6 лет в разводе, и вот однажды на работе я почему-то подумала, что я хуже всех, что поэтому на работе меня понизили в должности и уменьшили зарплату. И вот на этой «ноте», стоя возле молодого человека, я вдруг услышала голос слева женский космический: «Он такой же, как ты». В этот момент, не понимая, что происходит, я посмотрела этому человеку в глаза на пару минут. И после этого началось чувство влюбленности, ожидание от человека каких-то действий и с его стороны тоже некий интерес. Это заметили сотрудники на работе. Он оказался женатым, и я решила показать, что игнорирую его, в ответ на это через некоторое время он откровенно стал игнорировать меня. И мне почему-то очень нехорошо, получается, вроде бы ничего не было, и всё равно тошно. У меня вопрос: Господь попустил этот голос в минуты ощущения собственного недостоинства, так бывает? Или я сильно перегнула с чувствами? И что делать теперь? Спасибо заранее Вам.

Ответ

Мы все очень похожи друг на друга в своих радостях, в своих печалях, в своих проблемах. Поэтому залезать в мистику духовную, я думаю, не надо, перегнули. Все-таки лучше перестраховаться. Знаете, потом еще какой-нибудь голос услышите, а чей это голос — Божий или дьявольский? Соблазн.

В данном случае у человека есть семья. Вы услышали какой-то голос, посмотрели ему в глаза, он в Ваши глаза… Если бы вы понравились друг другу, что могло бы из-за этого произойти? Разрушилась бы семья, дети остались бы без своего отца, и у Вас бы наверняка жизнь не сложилась — на чужом горе свое счастье не построишь. Поэтому будем немножко внимательнее и трезвее.

Если Вы хотите встретить человека, который был бы Вашей половиной, то надо и духовно потрудиться, помолиться, и действительно понимать, что такое семейная жизнь, когда человек отказывается от своего эгоизма, от своих каких-то привилегий ради другого. Это тоже непростой крест.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, отчего временами чувствуются боль и тяжесть на душе, внутренняя теснота, душевный дискомфорт? Бывает, что и после Причастия легче не становится, слезы, расстройство, как будто душа чего-то ищет и не находит. В такие дни душевной смуты не нахожу покоя, сокращаю молитвенное правило, а иногда и вовсе нет сил молиться, всё, на что хватает, так это произнести: «Господи, помилуй!» Я человек воцерковленный, стараюсь регулярно исповедоваться, причащаться, помогаю батюшке на приходе в социальной работе. В поисках ответа на свой вопрос часто нахожу мнение, что душевная боль — от груза грехов. Хотелось бы более стабильной внутренней духовной жизни, а пока не получается ее обрести.

Ответ

Света, дорогая, все-таки наша природа заражена грехом. И в каждом человеке этот грех присутствует. Поэтому периодически такие перепады во внутреннем состоянии испытывают все. Да, тогда чувствуешь какое-то одиночество, пустоту, бессмысленность всего. И многое-многое другое мы чувствуем, переживаем, но этому верить не надо. Человек воцерковленный, человек, который уже имеет духовный опыт, не доверяет себе, не идет на поводу своих чувств, своих переживаний. Он ведет борьбу с этим через исповедь, через молитву, через Причастие, то есть просит помощи Божией, и это болезненное состояние рано или поздно проходит. Бывает, эти состояния длятся годы. Это тоже попускается для духовного роста человека, для того, чтобы он закалялся, воспитывался духовно. Главное — не отступить, не поверить себе в таком греховном, болезненном состоянии души. Пока мы здесь, на земле, все-таки страдать приходится и, наверное, в будущем тоже придется. Но есть опора, есть храм, есть Господь, есть святое послушание, и это помогает человеку идти вперед, как бы тяжело ему ни было. Помоги, Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Мне очень нужен совет со стороны трезвого священника. Я рос единственным ребенком в семье. До этого времени мы жили как обычная светская семья, родители изначально женились как обычные светские люди. Когда мне было 14 лет, моя мама резко воцерковилась после последствий обращения к экстрасенсу. Тогда жизнь нашей семьи разделилась на «до» и «после». Было очень непросто всё это воспринимать, всё было непонятно. Она начала ждать от всех родственников принятия веры, хотя до этого жила спокойно обычной общепринятой жизнью, как и они. Это потом я узнал про все эти «болезни неофитства» и т. д. Постепенно она «воцерковила» и меня, абсолютно со всеми родственниками контакты пришлось оборвать — она их не одобряла. Отец веру не принял. В итоге я слушал только мать и следовал ее совету не доверять отцу и воспринимать его как «неправильного». Морально было непросто. Отец пытался перетянуть на свою сторону и т. д., но он не давил, и в нем не чувствовалось каких-то нездоровых перегибов. Мама ходила всё это время к одному-единственному священнику, который для нее очень большой беспрекословный авторитет (благословения по каждой мелочи и т. д.). Так шли годы… Я незаметно для себя стал ходить на исповедь и Причастие к тому же маминому священнику. Минимум 1 раз в месяц — иначе она за мной начинала ходить и говорить «порадуй маму — сходи», если не шел — обижалась. Проще было сходить. Прошло еще несколько лет. На последних курсах университета я со всё большей неохотой ходил на Причастие «для отчета». Попробовал «вычитывать» подготовку к Причастию (3 канона и т.д.) не полностью, а частично… Потом и вовсе ограничился одной страничкой и говорил ей, что всё, как всегда, вычитал. И, как можно догадаться, разницы никакой внутренней не почувствовал. Всё это время нашего священника мама очень хвалила, намекая на то, что он «особо благодатный» и прозорливый. Я в это тоже незаметно для себя постепенно поверил. Несколько раз (по не слишком судьбоносным вопросам) я брал у него тоже совет. Советовал он очень интересно, не выслушивая особо и не рассуждая долго. Мы называли это «по молитве». Правда, иногда то, что он говорил, оказывалась не совсем так. Но это как-то хотелось забыть и не рассуждать самому. Сомневаться в этом священнике казалось грехом. В свои 25 лет я поехал в США, хотел там остаться попробовать и снова (через маму) попросил нашего батюшку совета. В итоге получил приказ о том, что мне нужно вернуться и ехать поступать в духовную семинарию, после которой становиться иеромонахом. Меня это очень насторожило. Попытался сказать ему про то, что у меня перспективная работа, и планов подобных не было. Слушать он особо не стал и настаивал на своем. Я вернулся к себе домой в город, на Причастие ходить перестал и эти темы с мамой не обсуждал. Через некоторое время она сказала, что, с его слов, «если не пойду учиться в семинарию — меня могут даже посадить в тюрьму случайно». Тогда еще больше почувствовал, что происходит что-то не то у нас. С мамой общение минимизировал, потом съехал на съемную квартиру (в 28 лет). Могу добавить, что за все эти годы от этого священника я не услышал толковых внятных назиданий именно «как жить» или хотя бы что почитать конкретно (А. Осипова или Брянчанинова, например). Только исполнение всех правил, постов и т. д. Говорил он всегда малопонятно, перескакивая с темы на тему. Никакой полезной разумной информации не было. Не было чувства, что меня учат самому правильно рассуждать и думать. Сейчас мне 32 года. Женат никогда не был. С мамой отношения очень сложные. Вырос я неуверенным и замкнутым, личная жизнь не сложилась. Последние годы она предпринимает попытки «вернуть меня в церковь», а точнее, в послушание этому священнику. У меня достаточно денег, чтобы жить отдельно на съемной квартире. Но мама пытается вызвать у меня чувство вины и найти предлоги для общения и моего возвращения к ней домой. Она работает на пенсии, живет одна в нашей квартире (отец тоже ушел). Подскажите, пожалуйста, где тут границы моей свободы и как тут сохранить психику здоровой? Спасибо.

Ответ

Саша, Господь не подавляет нашей свободы, Он дает нам выбор, Господь не гонит нас в рай. И все-таки решение того или иного вопроса принимается самим человеком. Он может услышать какой-то совет, может его принять, может не принять — это его право. Если он принимает слово священника — это уже становится его мнением, его словом. Но ни в коем случае свободу Господь не подавляет.

Когда со стороны духовного лица есть какие-то приказы, категоричность, лично меня это настораживает. Я не вправе осуждать ни этого священника, ни Вашу маму, но, конечно же, есть какие-то перегибы. Они неизбежны в жизни каждого, но есть какие-то вещи, которых можно было бы избежать.

Жалко, что Ваши родители развелись, жалко, что мама живет одна. Но Вы чувствуете давление ее, поэтому, конечно же, жить вместе сегодня не готовы, нет такого духовного в Вас потенциала, чтобы помочь ей. А она будет все-таки подавлять Вас.

Хотелось бы, чтобы Вы все-таки пришли в храм и увидели совсем другое. Чтобы Вы увидели свободу, чтобы Вы встретили такого священника, которого Вам было бы радостно встречать и доверять какие-то мысли, с которым у Вас сложились бы хорошие, теплые отношения взаимного доверия и уважения. Я думаю, что такие священники есть, и в том же храме есть. Если Вы в детстве причащались, в юности, необходимо все-таки войти в храм еще раз и попробовать помолиться Богу, попробовать установить какие-то личные отношения с Богом и найти человека, который бы Вам помогал в духовной жизни правильно развиваться. Потому что как может человек жить без Бога, руководствуясь только своим умом и своими чувствами? В мире столько скорбей, столько испытаний, и человеку нужна помощь. И Вам в том числе. Вы должны определить себе, что Вы хотите. Хотите Вы семью, хотите, чтобы у Вас были дети, или не хотите. Здесь много вопросов, которые касаются Вашей жизни и которые нужно решать. Просите помощи Божией в решении этих вопросов. Здесь Вы сами, без Бога, не обойдетесь. Помоги, Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, как открыть Богу сердце для любви?

Ответ

Надо просить мужества. Потому что если Вы открываете свое сердце Богу для любви, оно будет сильно болеть. Любовь, которую Господь принес в этот мир, — крестная. И надо ее не испугаться. Есть любовь эгоистичная. Это даже не любовь, но в мире это называется любовью. Есть слово «любовь», но мы совершенно не понимаем его смысла.

Вы хотите научиться любить, а любовь — это дар Божий. Просите у Бога этой любви, и Бог обязательно ее даст. Эта любовь нужна нам для того, чтобы помогать своим ближним, чтобы нести немощи друг друга, чтобы созидать, а не разрушать вокруг себя. Любовь — высший дар Божий, и мы лечимся и учимся этой любви в нашей Святой Православной Церкви через исповедь, через Причастие. Это же и есть любовь, когда Господь нас прощает, очищает и освящает Своими Тайнами. Поэтому Вы обязательно научитесь любить, главное, чтобы это желание не пропало. Помоги Вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, хочу Вам рассказать свою ситуацию. Раньше я очень чувствовала Бога постоянно, никогда не было сомнений в Нем, Он и помогал мне, и исцелял, и тому подобное; много посещала церковь, молилась. Были, конечно, такие времена, когда я совсем не молилась и грешила, но потом каялась и возвращалась к Господу, и всё было хорошо. Но сейчас я совсем не понимаю, что происходит: начинаю молиться или же стою на богослужении, или же читаю Евангелие, и меня одолевают сомнения в Боге, как будто Его нет, и я из головы придумала, будто это мысли и желание верить дают такую благодать и помощь в жизни, будто это лишь материальные мысли человека. Мне страшно, я всё равно обращаюсь ко Христу и прошу помощи, но потом опять эти мысли, и я вхожу в отчаяние; такое душевное состояние уже несколько месяцев. Казалось бы, такое противопоставление: я прошу помощи у Бога, хотя душа моя вся в неверии и сомнении. Ничего мне не помогает, как бы я ни хотела. Объясните мне, пожалуйста, что делать.

Ответ

Идет невидимая брань с каждым из нас, внутри каждого из нас, вокруг. И поэтому такие противоречия. С одной стороны, мы понимаем, что кроме Христа, кроме храма мы нигде не получим помощи, а с другой стороны, есть сомнения, есть какое-то непонимание, малодушие. И поэтому мы не должны жить своими состояниями и чувствами, которые, к сожалению, непостоянны и часто меняются. И в Писании мы читаем: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают его (Ср.: Мф. 11: 12). Надо делать усилия: мы не хотим, а молитву читаем. «Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя». Потому что я могу и не хотеть, но это будет мое болезненное состояние, это будет грех, который живет во мне.

Есть мысли, помыслы, которые уводят Ваш ум. Помыслы — это действие духов поднебесных, это те мысли, которые навязываются человеку, чтобы он их принял и заразил себя грехом. Сейчас идет борьба. И в этой борьбе Вы должны устоять. Нужно себя понудить, заставить, нужно усилить молитву и не обращать внимание на то, что Вы чувствуете, в каком состоянии сейчас находится Ваша душа — каменная, черствая, а всё равно приползти на исповедь, проговорить то, что с Вами происходит, подойти к Чаше.

Этот период Вам тоже нужен. Потому что Вы почувствуете силу борьбы, силу зла, которое может навязывать человеку то, что отторгает его от Бога. Сейчас Вам нужно набраться терпения, смирения и не жалеть себя.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Такой вопрос: вот хожу в церковь регулярно (каждое воскресенье, если не в поездке), причащаюсь, иногда что-то читаю, лекции слушаю какие-нибудь, но ничего не происходит... не меняюсь совсем в духовном плане. Иногда пропадает желание что-то делать вообще (но это, наверное, у всех). Просто ощущение, что стою на месте. Как быть?

Ответ

Господь говорит: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7: 7). Всегда бывает, когда человек приходит к вере, у него всё расцветает, всё благоухает — он летит. А потом в какой-то период он опускается на землю, и вроде бы делает усилия, но ничего не меняется, и скучновато становится, вдохновение пропадает. Я думаю, здесь надо постоянство. Делайте то, что Вы делали — ходите на богослужения, исповедуйтесь, причащайтесь, просите у Бога помощи, чтобы утвердиться в вере, устоять.

Этот период, который Вы сейчас проживаете, очень важный. Потому что когда тебя несут на руках, тебе кажется, что ты герой и всё тебе возможно. А когда тебя ставят на ножки, и надо самому топать, тогда начинаются проблемы. Вот сейчас Вам нужно топать. Топ-топ, топает малыш по дорожке… и болят ножки. Поэтому не жалейте себя и топайте дальше. Конечно, далеко мы не уйдем, но все-таки научимся терпеть и смиряться — это хорошо.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Доброй ночи. Меня зовут Екатерина. Можете ли подсказать, что можно сделать или как справиться с состоянием, когда нет радости от жизни и находишься в каком-то состоянии раздраженности, отчаяния, то и дело встречая мысль о том, как бы было хорошо, если бы меня не было... Со стороны жизнь у меня хорошая: прекрасный муж, годовалая дочка —ангелочек, живем в достатке, с образованием — казалось бы, есть всё, что зовут земными благами, а в душе нет мира, спокойствия и гармонии. Это состояние повторяется периодически: то всё хорошо и мир мил, то снова на грани бесконтрольного отчаяния. Я пробую молиться... иногда кажется, что Господь слышит, иногда — нет. Для чего Бог попускает эти состояния, понять не могу... на исповеди, правда, была перед Пасхой последний раз. Однажды так плохо было. Казалось, что так надоели эти религиозные нравоучения, которые я, вероятно, к тому же не до конца правильно понимаю, что собрала все иконы, книги и сложила всё в коробку с глаз долой... так и лежат. У меня в соцсетях есть группы православные. Там часто читаю разное... Я уже несколько раз пыталась сходить к психологу, но всё не дойду. И не знаю, стоит ли... я уже связываю это состояние с моим внешним видом, что не могу полюбить себя. Сходила к стилисту, приоделась — стало лучше, но ненадолго. Теперь думаю, может, из декрета пораньше на работу выйти, чтобы сменить обстановку... иногда и на дочку повышаю голос, не выдерживаю. Может, недостаток нежности между мной и мужем... может, грех нераскаянный, но ничего не могу еще припомнить. Я уже не знаю, где искать причину... У меня дедушка самоубийца... Бывает, посещает мысль, что, может, мне это за его грех. Ведь написано в Писании, что наказание до четвертого колена идет... Стараюсь просить, чтобы помиловал нас Господь и не наказывал за грехи родителей, но это мучение не прекращается всё равно... Может, вы можете что-нибудь подсказать? Из-за этого всего часто ропщу на Господа, мол, неужели Он не видит, что не справляюсь, и не помогает, хотя я и прошу о помощи... Прошу, подскажите что-нибудь, пожалуйста! Спаси, Господи!

Ответ

К сожалению, человек рождается, зараженный грехом. И вроде, кажется, внешне всё хорошо, а душа болит, страдает. Нужен фундамент, нужна опора в жизни, а Вы ее сейчас не имеете. Если Вы хотите бороться за себя, за своих близких, за семью, то надо эту опору находить. Надо идти на исповедь, каяться и бороться со своими состояниями. Мало ли что Вам хочется, мало ли что Вам кажется, мало ли что Вы чувствуете… Вы мать, Вы жена, Вы христианка. А христианин — это воин. Надо воцерковляться. Не формально, а действительно внутренне воцерковляться. Поэтому открывайте ваш чемодан, доставайте молитвослов, Евангелие, духовную литературу, начинайте утром и вечером молиться. Понуждайте себя — Царствие Небесное нудится (Мф. 11: 12).

И не жалейте себя, не комплексуйте. Легче всего забиться в угол, спрятаться от всех и тихонечко киснуть. Так дело не пойдет. Мы ответственны за своих близких, и нам нужна помощь, нужны силы. Мы это можем получить только в Боге. Сделайте так, чтобы в Вашей жизни Христос был во главе, в центре. Начинайте день с молитвы и кончайте молитвой. Регулярно исповедуйтесь, причащайтесь, и появятся силы — силы Божие, которые в немощи совершаются. А иначе будете вариться в собственном соку, и будет всё хуже и хуже, жизнь будет казаться всё мрачнее и мрачнее.

Да возрадуется душа моя о Господе (Ср.: Пс. 34: 9) — вот источник жизни, вот источник радости, света. А плоть и кровь Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 15: 50). Сегодня дьявол хочет Вас довести до какого-то болезненного состояния, разрушить Вашу семью. И тут не надо всё списывать на поколения. Вы должны вымаливать своих близких, и для этого у Вас всё есть. Бог Вам много дал, и это нужно ценить и беречь. Поэтому, сестра Екатерина, вставайте, идите в храм, засучите рукава и за работу. Берегите сердце, берегите свой ум и не пускайте туда плохие помыслы, какие-то чувства непонятные, настроения — всё это должно уйти. Конечно, непросто всё время понуждать себя, заставлять, всё время делать так, как нужно, а не так, как тебе хочется. Но нужно чувствовать ответственность. Стяжай в себе мир и помоги своим близким.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, как не осуждать? Я православная христианка. Каждое воскресенье хожу в храм, исповедуюсь и причащаюсь, читаю Иисусову молитву. Но осуждаю. Уже давно борюсь с осуждением. Стала меньше общаться с друзьями. Больше сидеть дома. НО всё равно. Иду из храма, начинаю говорить с верующими... Начинаем про Бога, а заканчиваем осуждением коллег на работе и батюшки. Что же делать? Совсем ни с кем не говорить? Сидеть дома и молиться? И второй вопрос... Я обманываю. Я понимаю, что это от лукавого. Но пока не могу побороть. Вот на работе не любят людей из деревни, над ними смеются, их осуждают. И когда я только пришла работать, под страхом смеха коллег мне пришлось соврать, когда они у меня спросили, где я живу. Я соврала, что живу в Минске. Хотя я живу в деревне. Еще люблю приукрашивать о себе. Опять же врать. Как от этого избавиться? Пожалуйста, милый батюшка, подскажите, как, общаясь с людьми, не осуждать? И как в любой ситуации говорить правду? Спаси Бог.

Ответ

За один час или за один день, за один год, наверное, полностью измениться не получится. Вы понимаете, что в Вашей жизни есть много грехов, и хотите от них избавиться, хотите не сочинять, не обманывать, оторваться от человеческого, от людского мнения и быть самой собой. Конечно, это задача каждого человека — не противопоставлять себя другим, но и не подстраиваться. Наверное, это тот путь, по которому идет каждый христианин. Мы учимся жить по-новому. Это возможно только тогда, когда мы с Богом, когда Христос посреди нас. Нам не надо играть чью-то роль, нам не надо что-то сочинять и выдумывать, нам нужно просто прийти в себя и восстановить связь со своим Творцом.

Каждый человек удивительно красив и удивительно талантлив. Но есть какие-то стереотипы, есть какие-то комплексы, которые зажимают человека со всех сторон. Например, Вы родились в деревне. Так это чудно! Я родился в городе и всю жизнь прожил в городе. Я завидую тем, кто родился в деревне. А такое мнение людей, мне кажется, очень ограничено. И так во всем: в моде, во вкусах. Вот все говорят, что это хорошо, а может, там ничего хорошего и нет. Поэтому человек верующий имеет свое мнение. Это не потому, что он гордый, а потому что у него есть свои убеждения. И он пытается не навязывать никому, но говорить об этом спокойно, открыто. Есть люди, у которых вкусы, мнения совпадают. А есть — не совпадают. Это дело выбора человека, его внутренней свободы. Господь не навязывает никому ничего, Он предлагает: иди за Мной, душа. Но душа может сказать: «Я не хочу идти за Тобой». Он призывает человека: научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем (Ср.: Мф. 11: 29). — «Но я хочу быть гордым и неприступным». Ну вот, живи со своей гордыней!.. Понимаете, мы знаем, что наша природа испорчена грехом, что действительно нельзя доверять греху, который живет в тебе. И поэтому мы приходим в храм. Мы лечимся там, мы учимся переводить язык временной жизни на вечный. Наверное, это путь нашей жизни. Старайтесь не сворачивать в сторону, а идти вперед за Богом.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.