Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Дорогие братья и сестры!
В связи с отъездом духовника нашей обители протоиерея Андрея Лемешонка рубрика «Вопрос священнику» временно закрыта.

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

задать вопрос священнику
Вопрос

Здравствуйте, мой прадед служил в НКВД, и чтобы его душа обрела покой, помимо Неусыпаемой Псалтири и сорокоуста, я слышал, что есть молебен о невинно убиенных, т. е. о тех, кто мог пострадать или пострадал от его действий. Скажите, пожалуйста, как правильно называется этот молебен и где его можно заказать? В Интернете не нашел информации об этом.

Ответ

Вы молитесь за своего прадеда, Вы верующий человек. Наверное, в НКВД были разные люди, как и везде. И в Церкви есть разные люди. Так как это Ваш прадедушка, молитесь за него, поминайте его. Чем ближе Вы будете к Богу, тем больше сможете помочь Вашим родным, которых уже нет в этом мире.

Наверное, есть такой молебен — о невинно убиенных, но мы его не совершаем, поэтому трудно что-то сказать. Я думаю, суть не в молебне. Если Церковь молится, если молится правнук, то душа получает конкретную помощь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Дорогой батюшка, вопрос о том, как молиться о родных и кому можно заказать заочную службу за упокой. Помогите, пожалуйста, разобраться. Очень важно. Я — единственный ребенок отца. Мой отец, Юрий, пропал без вести около 26 лет назад: приехал к сестре в Москву, чтобы просить доли наследства от их скоропостижно умершей тети Аси, которая при жизни обоим давала намеки о наследстве: была вдова, детей не было, но завещания не оставляла. Вероятно, вышел конфликт: тетя призналась, что сама купила моему папе ж/д билет до Киева (на восстановительные работы в Чернобыль). Отец уехал, но вернулся на другой день: может, сошел на какой-то станции, и вернулся. Она его отругала, что билет, ею купленный, пропал. Просила его уйти. Отец опять ушел, но больше о нем никто никогда не слышал с тех пор. Он был в разводе, неприкаян, без своего жилья, жил без матери с 4 лет, был человеком выпивающим и, наверное, несчастным. Через время квартиру отняли у тети мошенники: выбили дверь, поставили железную и выкинули ее вещи. Так и живут там. Тетя говорит, что не знает, что стало с моим папой, что искали по спискам в тюрьмах и моргах (спустя годы) — не нашли. В «Жди меня» было объявление без результата. Папу еще младенцем тайно покрестила его бабушка в бане (в советское время), назвав Егорием. Прапрабабушка была матушкой Надеждой, женой протоиерея Николая, отсидевшего за веру в тюрьме 24 года. Она была дочерью иерея Ефимия. Их дочь и моя бабушка Римма с молодости (судя внешне) боялась гонений из-за ее отца, сидевшего в тюрьме, и обижалась, когда ее обзывали «поповой дочкой». Став учительницей, она всю жизнь (судя по письмам), как и ее муж, мой дед Евгений, прожили советской и послевоенной идеологией, работая учителями. Никто не знает и, скорее всего, не узнает, что стало с моим отцом Егорием. Очень надеюсь, что не было самоубийства. Какая-то вера к тому времени у него появилась: он 3 раза был в клинической смерти и «лежал там на траве»: не был достоин куда-то идти. Упомянул тете и о монастыре, что проживал со строителями там. Как мне молиться об отце? На литургии иногда плачу о нем и молюсь смешанной молитвой: и за здравие, и о прощении его грехов вольных и невольных, «аще волиши и хощеши, Господи». Как молиться за бабушку Римму, дочь мученика за веру, но которая не проявляла веры внешне, наоборот, любила идеологию, в которой вращалась (хотя критики на святое нигде в письмах нет). Ее сестра, Лидия, впрочем, прожила с верой всё сложное время, ходила в храм, была регентом и навещала отца в тюрьме. Можно ли заказать службы за упокой прабабушке Надежде? Вероятно, ее отпели «подпольные» ее друзья, но неизвестно. Ее зять, мой дед Евгений, вслух корил верующих, и прабабушка Надежда, живя у них, взяла обет молчания. Спала она на коротком сундуке и умерла. Я воцерковилась, нужно решить эти вопросы. Верно ли, батюшка, что можно спросить у каких-нибудь старцев о моем отце Егории: они как бы могут почувствовать, жив он или нет... Живу я, батюшка, в Австралии. Нет возможности задать эти вопросы лично. Есть мечта у меня потрудиться в монастыре в Беларуси когда-нибудь, а также стать хотя бы инокиней. Но сейчас я одна воспитываю своих детей, нет никого из родных в этой стране. У меня также российское гражданство. Простите за долгий рассказ. София, Сидней.

Ответ

В мире всё перепутано, всё непостоянно. Но слава Богу, что в Вашей родне есть много верующих православных людей. Наверное, благодаря их молитвам Вы и пришли в Церковь, сейчас воцерковляетесь. Слава Богу, что Вы трудитесь, воспитываете детей и хотите помочь Вашим близким.

Я думаю, за папу надо заказывать панихиду. И неплохо, чтобы Вы заказали заочное отпевание. Наверняка его уже нет в живых. В то время за квартиры люди исчезали… Мы не будем думать плохо ни о ком, просто Господь взял человека в мир иной. Наверное, в нем было и много хорошего, в Вашем папе, человек страдал, и я думаю, что Вы должны за него молиться как за православного человека. Так же, конечно же, как и за всех Ваших родных, даже если они не были воцерковлены, но крещены: стоит все-таки поминать их, заказывать за них службы, молиться за них, как можете. Это, наверное, Ваша обязанность, Ваш долг. Все-таки мы должны молиться за своих близких по плоти.

Хотелось бы Вам пожелать, чтобы Вы духовно возрастали, воспитывали своих детей в вере православной, а всё остальное — в руках Божиих. Господь смотрит на наши намерения, на наши желания, и если это угодно Богу, дает нам их исполнить. Помоги Вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Хотелось бы получить ответы на два своих вопроса. 1 вопрос: как правильно в записках об упокоении писать — Полины или Аполлинарии, Ивана или Иоанна, Якова или Иакова. 2 вопрос (этот вопрос от малограмотности в религии): я подаю записки об упокоении и о здравии, в записках пишу имена своих родственников, но и другие люди тоже подают записки и об упокоении, и о здравии с именами своих родственников. Многие имена могут совпадать с именами моих родственников. Священник во время службы, обедни поминает усопших и читает, может быть, записки о здравии. Но как там, наверху, умершие родственники понимают, что их родные не забыли о них, ведь имена в записках многих людей одинаковые?

Ответ

Сашенька, дорогой, уже когда Вы пишете записку, Бог это видит. Вы доверяете Святой Церкви, Вы просите, чтобы Церковь помолилась. Записки подаются в алтарь, и там молятся. Всё Бог слышит, любое имя.

Как может Христос во всех церквях мира давать Свои Тело и Кровь? А как может родиться Богомладенец без мужа? У нас много вопросов «как». Есть земная жизнь и земные законы, а есть духовная жизнь. Бог может пятью хлебами накормить пять тысяч, из камня сделать чадо Авраама, из ничего сделать цветущий прекрасный мир, потому что это Бог.

А писать имена нужно полностью — не Поля, а Аполлинария, не Ваня, а Иоанн. Поэтому пишите и не сомневайтесь. Ваши записки приняты Богом, и помощь для тех, за кого Вы подали молиться в церкви, реальная.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! В моей семье с обеих сторон (и с отцовской, и с материнской) были близкие родственники — деды и бабушка, которых не отпели... Одна даже не похоронена своими детьми, они ее стыдятся... Их живым детям (моим родителям) даже слышать не хочется о том, чтобы заказать заочное отпевание, поскольку они не воцерковлены и очень скептичны как в отношении Церкви в целом, так и загробного мира, а на мои инициативы они закатывают скандалы и прячут свидетельства о смерти... Много молюсь за усопших дома, но мне не дает покоя, что в монастырях и церквях я не могу заказывать за упокой предков... Как разрешить ситуацию, чтобы мои родители дали согласие на заочное отпевание и не препятствовали?

Ответ

Здесь ничего сложного нет. Просто придите в церковь или в монастырь и закажите заочное отпевание Ваших родственников. И всё. Может, в России какие-то документы нужны, но у нас в Беларуси это делается очень просто. Если у вас другие порядки, не принимают записки, пока не закажешь отпевание, то можете прислать нам — мы отпоем заочно Ваших родных. Кстати, я тоже, когда пришел к вере, за всех своих родных, которые умерли без церковного отпевания (это было время коммунистическое), заказал заочное отпевание, потому что было неспокойно на душе, я хотел, чтобы все были отпеты. Это нормально для верующего человека.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Такой вопрос: законно ли, с точки зрения духовного права, Крещение ребенка двух лет в католичество матерью без согласия отца, можно ли это как-то оспорить как неправомерное деяние? Спасибо. Республика Беларусь.

Ответ

Если Крещение произошло, то оно уже произошло, что сейчас оспаривать? Но если Вы хотите, чтобы ребенок был православным, Вы должны со своей женой поговорить на эту тему и найти точки соприкосновения. Надо мир в семье сохранить.

Ваша задача, если Вы православный человек, сохранить семью, самому быть православным. Это не значит быть в крещении православным, это значит по жизни быть воцерковленным человеком. Тогда этот вопрос решится положительно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Христос воскресе! Отец Андрей, возник вопрос. Недавно был на беседе у монаха Иоанна Адливанкина, и он сказал, что надо пройти чин присоединения к Православию… Дело в том, что мы с мамой крестились в 1991 г. после моего окончания школы по предложению мамы, но не особо раздумывая, без подготовительных бесед и подготовки. Потом даже не знал про воцерковление, читал сам Библию иногда, слушал передачи. В 1994-м попал в секту «Церковь Иисуса Христа», был там 5 месяцев, потом с другом ушли по Божией милости. В секте была высокая активность, много встреч, бесед и т. д., я молился и реально менялся — перестал ругаться, списывать, обманывать, оставил занятие, о котором стыдно упоминать… Потом в 1995 году дошел до Петро-Павловского храма и начал воцерковляться… В 2000 году женился, венчались, Бог дал троих детей, работу. Однако сравнивая период в секте, понимаю, что сейчас живу поверхностно, не особо меняюсь, хотя и пытаюсь каяться. Сейчас начинает доходить, что спасение — в любви к детям, жене, ближним… Как понял о. Иоанна, все это время я не имел права участвовать в таинствах Церкви, т. к. в секте было крещение — окунание в Комсомольском озере… Сказал, что, возможно, нынешние состояния повышенного беспокойства и страха (сейчас состояние лучше, но прошлый год был тяжелый в этом смысле) из-за этого. Знаю, что мнения есть разные, что Вы думаете об этом? Стоит ли проходить чин присоединения? По поводу страхов и беспокойства — помню это за собой с детства, были в садике ситуации… Спаси Господи Вас, родных и весь коллектив монастыря!

Ответ

Ваш путь был не прямой. Наверное, у каждого человека есть какие-то изгибы. Слава Богу, что Вы не застряли в этой секте и не покалечили свою душу. Но, видимо, это тоже было промыслительно, ведь, как Вы говорите, Вы в этой секте бросили пить, курить — какое-то внешнее воздержание тоже необходимо. Я вижу людей, которые приходят из разных сфер жизни, и наблюдаю, что если человек был протестантом, у него есть какая-то дисциплина, какие-то хорошие, положительные качества. Поэтому, мне кажется, не надо мудрить. Зачем Вам сейчас проходить чин присоединения к Православной Церкви? Вы православный, Вы должны покаяться в этом (но наверняка Вы это говорили на исповеди) и участвовать в таинствах церкви, понять свое служение. У Вас есть семья, дети, есть работа, есть храм.

А то, что состояния бывают неспокойные… Внутри каждого из нас живет грех, и чтобы мы всё время были на Фаворе — так не бывает. Пока у нас много перепадов, пока мы действительно чувствуем свою привязанность к этому миру, уязвимость внутреннего состояния. Но у нас есть опора — Христос, Его любовь. И в таинствах Святой Церкви мы восстанавливаем себя, мы встаем, мы идем дальше. Вам нужно почаще исповедоваться и причащаться. Этого достаточно. Если Вы не говорили на исповеди, что были в секте, это надо проговорить, покаяться в этом. Но Вы же не были там проповедником, привлекали в секту других, боролись с Православием. Это уже другое дело, здесь нужно сугубое покаяние. Вы были на пути, и он немножко сбился. Слава Богу, что Господь Вас вывел из этой секты. Идите дальше. Не надо сейчас все усложнять. Наоборот, надо, чтобы все было просто, тогда и ангелов будет до ста.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. У меня 3 года назад умерла бабушка. Но не так давно она мне стала очень часто сниться, практически каждую ночь, сны были разные, и плохие, и хорошие. Я подумала, что ее что-то беспокоит, в результате узнала, что те люди, которые должны были заказать отпевание, этого не сделали. Я очень беспокоюсь из-за этой ситуации. Можно ли сейчас отпеть или уже поздно? Что можно сделать? Очень прошу помощи, так как сильно обеспокоена тем, что бабушке может быть из-за этого плохо. Заранее огромное спасибо Вам за ответ. С уважением, Ирина.

Ответ

Сестра Ирина, обязательно в ближайшее время закажите заочное отпевание вашей бабушки. Лично я, когда пришел к Богу, вошел в храм, принял Крещение, всех своих дедушек и бабушек заочно отпел. Было время такое, что храмы были закрыты, возможно, у кого-то из них не было отпевания. У прабабушек-то было, а вот уже у бабушек и дедушек в советское время было совсем по-другому. Я всем заказал заочное отпевание и почувствовал, что это очень правильно, это меня успокоило внутренне.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, дорогой батюшка Андрей, у меня муж из Франции, католик, хочет принять Православие, но мы столкнулись с проблемой, он живет в Ницце, там 2 православных храма, но, к большому сожалению, вся литература продается только на русском языке (чему я была очень удивлена), я ему не могу все объяснить, т. к. недостаточно знаю язык, священник там один и занят, и тоже не может уделить много внимания, в Интернете на французском языке тоже ничего нет толкового. У меня появилась идея, может, есть сестры в монастыре, которые знают хорошо язык, и монастырь мог бы выпустить пару книжек? Очень хотелось бы молитвослов с основными молитвами и книги об исповеди и Причастии, и основы православной веры. Я знаю, что сестры ездят во Францию со своей продукцией, и я думаю, такие бы книги не помешали бы в каждой церкви, я бы могла поговорить там со священником об этом. Если это сложно, может, возможно опубликовать на этом сайте эти книги с переводом, или Вы подскажите, где можно найти, у нас из-за этого затор, потому что надо же подготовиться к православному Крещению и иметь понятие об этом, то же самое подготовка к исповеди и Причастию.

Ответ

Конечно, хочется Вас поздравить, что Ваш муж принимает Православие. Но столкнулись Вы, конечно, с трудностями. Мы передадим Ваше предложение нашим сестрам, которые ездят в том числе и в Ниццу. Очень давно они уже ездят во Францию, там много друзей. Мы попытаемся помочь, может быть, действительно издать на французском. Я думаю, сестры об этом тоже задумывались, но Ваше послание как-то подстегнет их.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в сложившейся ситуации. Мы собираемся крестить дочку. Столкнулись со следующим. Хотелось бы выбрать крестной мамой понимающего и близкого нам человека. Но такой кандидат — девушка-католичка, выросшая в семье православной и католика, уважающая, понимающая и принимающая взгляды православных. При каких условиях она может стать нам крестной мамой? Спасибо!

Ответ

Все-таки она католичка. И, несмотря на ее уважение к Православию, церковную жизнь, у нас нет пока евхаристического общения. Поэтому при Крещении (а тем более у Вас девочка) восприемница должна быть человеком православным. Это условие такое, чтобы она приняла Православие. Но это выбор человека, это глубокое должно быть пожелание. По-другому никак нельзя.

Чтобы не обижать человека, Вы можете пригласить эту девушку на Крещение, она может помолиться, но восприемница, которая будет держать ребенка на руках, которая будет за ребенка отвечать, читать «Символ веры», все-таки должна быть православной.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Помогите, пожалуйста, разобраться новоначальной, в чем разница между сорокоустом и обедней на 40 дней? Бывая в Минске, я заказываю в вашем монастыре сорокоусты за родных, но вот увидела на сайте, что можно заказать и обедню на те же 40 дней, и не пойму разницы. Спасибо.

Ответ

Разница в том, что во время литургии — обедни — прочитывают вслух во время поминовения (вслух или про себя у престола священник прочитывает). А сорокоуст прочитывается во время проскомидии, то есть когда вынимаются частички за здравие или за упокой. А обедни еще читаются и во время поминовения на Божественной литургии. Вот и разница.

В целом же разницы в любом поминовении нет. Мы поминаем, мы вынимаем частички за тех людей, за которых мы хотим, чтобы Церковь помолилась. Бог принимает Вашу жертву. Это тоже благо для тех людей — или усопших, или тех, кто жив. И это проявление Вашей любви: Вы думаете о своих близких, даете свою трудовую копеечку, пишете дорогие Вам имена, доверяете Церкви, чтобы она молилась за них. Это все действие Бога. Господь помогает нашим близким, которые нуждаются в помощи Божией, и по вере нашей, и за молитвы Святой Церкви.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт