Свято-Елисаветинский
Монастырь

Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

Вопрос

Добрый день! Батюшка, подскажите, пожалуйста, следующую информацию: мне предстоит брак с иностранцем (гражданин Египта, г.Каир, он православный). И в перечень предоставляемых документов в Египте требуется справка о том, что я православная и являюсь прихожанкой церкви. Можно ли получить у Вас данный документ? И подскажите еще один момент. У нас в Минске есть батюшки, которые могут рассказать больше информации о Православной Церкви (религии) в Египте: какие отличия или их, может, нет? И еще хотелось бы общения вживую. Буду благодарна за информацию. Спасибо.

Ответ

Если Вы прихожанка нашего монастыря, то мы дадим Вам эту справку. Я думаю, те священники, которые жили в Египте, которые знают особенности местной церкви, конечно, Вам расскажут. Я-то в Египте никогда не был и поэтому ничего не могу сказать. Если Ваш жених из Египта, то он Вам расскажет, какие там особенности, Вы же ему доверяете.

Это всегда волнующий и ответственный момент — переезд в другую страну, все-таки другие условия, другие традиции. Но если у Вас есть любовь к этому человеку, и Бог благословит ваш брак, то всё у Вас будет хорошо.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, доброе утро. Скажите, можно ли женщине в дни менструации принимать просфору, святую воду, помазываться святым маслом в храме и дома, есть освященные сухари, прикладываться к иконам в храме и дома? И еще вопрос: когда знакомишься с людьми в поездках, крестных ходах, потом можно ли за них молиться, ведь не знаешь их жизни, чтобы тебе не повредило, если человек чем-то не тем занимается (вот, например, у одной сестры увидела тату, другая в блуде живет)? И еще по поводу плата на голове. Одно время носила на работу, на улице, а когда хотела устроиться в другое место (в школу учителем), сказали только в платочке не ходить. Да, понимаю, наверное, это от маловерия моего, но одна воспитываю ребенка (хотя нет, не одна, всегда чувствую Божию милость и помощь мне, грешной), и просто испугалась, теперь общалась с сестрами, которые по святым местам ездят, они говорят: «Нет, надо». И еще, можно ли женщине бриться — подмышки, ноги и интимные места (простите за подробности), но недавно услышала такую информацию. Спаси Вас Господи, отец Андрей, молюсь еще приехать к Вам на беседу, здоровья и помощи Бога.

Ответ

Начнем сначала. В нашей традиции все-таки не принято, чтобы женщина во время очищения подходила помазываться, прикладывалась к иконам, принимала просфоры. Есть сербская, греческая традиции, там этого нет, например. Но у нас, в Русской Православной Церкви, есть такая традиция, и мы ее соблюдаем, это смирительный момент. Но есть какие-то моменты, когда человеку действительно плохо, когда искушения, когда какие-то особые обстоятельства. Тогда, конечно, можно и просфорочку принять, и воду выпить, и даже причастить человека, если есть угроза для его жизни. Такой устав церковный. Я думаю, что будем руководствоваться тем, как принято, чтобы не нарушать традицию и не смущать кого-то.

О молитве. Конечно, нужно молиться. И если в Вашем сердце появилось желание молиться, нельзя бояться его и не молиться. Тем более, если человек чем-то страдает, если у него еще много грехов и ему очень трудно бороться с этими грехами, — он еще больше нуждается в молитве. И не надо бояться, что если Вы будете молиться за людей, которые не совсем «стерильные» по жизни, то их пороки, немощи перейдут на Вас — это глупое суеверие. Молитесь. Слава Богу, что Ваше сердце отзывается и зовет Вас потрудиться, помолиться за ближнего.

Про платок. В храме, конечно, желательно быть в платке. Где-то на природе — тут, наверное, надо смотреть. Разные же люди, понимаете. Человек живет в одних условиях, в других условиях. В данном случае Вы пришли устраиваться на работу, Вам нужно кормить своих детей. В этом учреждении, где Вы работаете (или в какой-то фирме), не принято носить платки — это раздражает начальника. Поэтому одевайте на себя платок смирения, платок целомудрия, а такой платочек на время отложите. Я думаю, здесь Вы не согрешите. Дело же не только в платке, а дело в Вашем внутреннем состоянии.

По поводу бритья. Это физиология. Я думаю, от этого не зависит Ваше духовное состояние. Одни люди так делают, другие так. Если Вас это не смущает, брейтесь, если смущает — не брейтесь. Много есть каких-то моментов, это всё на Ваше рассуждение. Плоть и кровь Царствия Божия не наследуют (Ср.: 1 Кор. 15: 50). В данном случае это плоть. Плохо, когда мы слишком много времени и сил уделяем тому, чтобы красоваться этой плотью, когда это идет в ущерб духовной жизни, души бессмертной. Конечно же, хочется быть красивой, хочется хорошо выглядеть, но это зависит не только от тела, но и все-таки от души.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Отец отдал мыло, которым омывали, после похорон матери. Что мне с ним делать?

Ответ

Наверное, умываться Вы этим мылом не будете, как-то это не очень, поэтому просто выбросьте, и всё. Люди иногда придают мистическое значение простым вещам. Люди завешивают зеркала, останавливают часы — непонятно, для чего это. У нас нет суеверий. Ну, умер человек, надо его перед смертью помыть, чтобы был чистый — нормально, помыли, а мыло больше не нужно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Недавно на исповеди мне сказал священник, чтобы я почитала в Интернете лекции психолога Михаила Лобковского, а именно «Невротик», что я увижу там себя, и что нужно начинать с психологии, а потом уже думать о какой-то духовности. После этой исповеди я была немного растеряна, ведь никогда не замечала в себе ничего невротического. Наверное, священник на исповеди видит больше, чем я. Я немного почитала этого автора и, честно говоря, только запуталась. Мне показалось, что этот человек далек от веры. Ничего не нашла у него, к чему можно было быприслушаться. Я люблю читать духовную литературу. Дочке перед сном читаю жития святых либо православные детские рассказы. Батюшка Андрей, скажите, что конкретно нужно читать по психологии? Стоит ли читать этого автора? Татиана.

Ответ

Я Вам посоветую, Танечка, читать святых отцов, духовную литературу и больше молиться. Не всегда человек, священник, говорит на исповеди от Бога. Бывает, он высказывает свои мнения, свои предположения. Наверное, он читал этого психолога, поэтому и Вам посоветовал читать, но Вам не пошло. Я думаю, и хорошо. Читайте духовную литературу, у нас столько в Православии красивой литературы!

А вообще, самый главный психолог — это Христос. Он наш Главный Врач, и Его лекарство — любовь, которую мы получаем в храме, в молитве, в таинствах, — восстанавливает наши чувства, наши мысли, нашу психику и наше тело настолько, насколько это нам полезно и нужно. Так что доверяйте Богу и не смущайтесь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, отец Андрей. Спасибо, что есть возможность задать Вам вопрос. Живу я в другой стране, и посещать православные храмы удается весьма редко. Поэтому молитвы читаю дома, сотворив небольшой домашний иконостас. Приезжая домой в Минск, обязательно прихожу на исповедь и Причастие. Но в последние несколько лет захожу в храм, и когда приходит моя очередь исповедоваться, не могу этого сделать чисто физически. Начинаю рыдать без остановки, и нет никакой возможности успокоиться. Соответственно, и исповедоваться не получается. Пытаюсь понять причину, думаю, что с возрастом пришло более глубокое осознание своих грехов и понимание, насколько сложно их искупить. Но это не помогает, в последний раз священник увидел, что я уже в который раз мучаюсь, и предложил написать исповедь и таким образом пройти таинство исповеди. Попыталась, сложно очень, не получается. В итоге просто прихожу в храм, слезы текут сами собой каждый раз, благо, рыдания удается сдерживать. И жду, когда придет момент и смогу разговаривать.

Ответ

Светлана, знаете, грех Вам обижаться за Ваши слезы — это милость Божия, что Вы плачете, что душа очищается через слезы. Не надо никаких даже слов Вам. Вы подойдите к исповеди, произнесите два слова: «Господи, прости меня, грешную», — и священник Вам прочитает разрешительную молитву. Эти слезы, это Ваше состояние, осознание своей вины перед Богом — это выше и больше всяких слов, которые Вы могли бы наговорить бодрым голосом. Я думаю, что это Вам Господь дает покаяние. И надо эти слезы принимать как дар Божий.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, батюшка! Обращаюсь к Вам за помощью и советом не первый раз, огромная Вам благодарность за Ваш труд и ответы. Хочу разобраться в жизненной ситуации, связанной с йогой как физической практикой. Занималась долгое время, вела группу, рассматривала очищение тела с помощью физических упражнений как уборку в квартире. До знакомства с йогой делала простую гимнастику и занималась бегом, то есть всегда старалась поддерживать физическую активность. После прихода в храм очень много читала, изучала мнения по поводу йоги как системы физических упражнений и всё же поняла, что это очень чуждое православному духу. Хотя прошло уже более четырех лет, как оставила занятия, люди, которые занималась у меня, периодически встречаются и спрашивают, не набираю ли группу и хотят заниматься хоть гимнастикой, хоть пилатесом, хоть аэробикой, то есть каким-нибудь видом деятельности с телом, направленным на оздоровление и развитие. Не могу понять — это искушение? Или всё же стоит попробовать заняться в этой области чем-то близким по духу с Православием, если это возможно. Но с тех пор как пришла в храм, перестала видеть какой-либо смысл в развитии тела и заботе о нем с помощью физических упражнений. Но не лукавство ли это с моей стороны и оправдание лени? С другой стороны, всё же есть опасения при занятии с телом попасть не в ту духовную область, если можно так выразиться. Если взять, к примеру, шпагат, он по форме будет и в гимнастике, и в йоге — как и многие другие упражнения, а по содержанию внутреннему — разным... Как разобраться в вопросе? Спаси Господи!

Ответ

Действительно, человек, первоначально живущий душевной, внешней жизнью, хочет быть бодрым, энергичным и за счет телесных упражнений сохраняет форму, это помогает ему в жизни. Но со временем человек открывает для себя и то, что в этом теле живет еще душа, и как тело нуждается в движении, в каких-то нагрузках, так и душа нуждается в Боге, в молитве, в покаянии.

В корне йоги, несмотря на физически правильные, веками отработанные приемы, упражнения, которые стимулируют какую-то бодрость телесную и дают человеку внешнюю устойчивость, заложено учение, которое неприемлемо Православием. Это учение о том, что человек может всё, что он своими силами способен залезть на небо. Здесь принцип — «я сам могу», то есть человек раздувается в своем мнении о себе, он пытается использовать тот огромный потенциал, который есть в каждом из нас. Но это приводит к гордыне. Поэтому йогой Вам однозначно заниматься не надо. А вот какие-то физические упражнения…

Есть люди, которые страдают от того, что мало двигаются, потому что у них сидячая работа, от того, что они еще молоды, и телу нужна нагрузка. Человеку нужно, если он имеет возможность, сохранять какую-то форму, физическую в том числе. Я думаю, будет неплохо, если Вы организуете какую-то группу, найдете упражнения и будете сочетать это с Православием, с духовной бодростью. Это будет Ваша проповедь. Если Вы будете хорошим педагогом (Вас уважают, помнят), то очень много можете духовной пользы принести тем людям, которые будут заниматься в Вашей группе. Можно позаниматься и почитать Евангелие, например, помолиться друг за друга, пойти в храм на исповедь. И это будет служение Богу. Так что я бы Вам советовал сплотить вокруг себя людей. Может, со временем это будет какой-то центр. Люди нуждаются в этом, потому что все-таки тело тоже нужно поддерживать в здоровом состоянии. И если это будет на таком православном уровне, то будет очень даже здорово.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день! Подскажите, пожалуйста! Моя бабушка подарила моей дочке (т. е. своей правнучке) золотую цепочку, на ней крест и ее (бабушкина) именная иконка. Крест и иконку просто уберу. А на цепочку хочу повесить крестик дочки и одеть ей на шею. Можно ли так сделать? Или цепочку надо освятить? Или вообще нельзя ее одевать? Заранее спасибо.

Ответ

С цепочкой можете делать всё, что хотите. Это подарок бабушки, так что можно и крестик повесить, можно и оставить то, что бабушка подарила. Отчего бы не оставить? Или Вы хотите другой крестик? Цепочка, веревочка, ленточка — это не имеет никакого значения, не играет никакой роли, от этого ничего не зависит в духовной жизни. Освящается не цепочка, освящается крест. Зачем цепочку освящать? Мы освящаем крестик — это святыня.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, здравствуйте. У нас с мужем родился сын 29 мая. Хотим назвать Денис. Но говорят, что имя не очень хорошее по значению. Что Вы скажете? Как нам поступить?

Ответ

Если вы хотите назвать Дионисием — называйте, это прекрасное имя, которое связано не с мифологическим Дионисом — богом виноделия, а с теми святыми, которые носили это имя. Так что называйте сына по святцам, если ложится на сердце это имя, и святой Дионисий или Дионисий Ареопагит, другие отцы будут молиться за Вашего ребенка.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, здравствуйте. Была у Вас на исповеди 10 дней назад, Вы сказали причащаться мне не менее двух раз в месяц, я согласилась. Но в этом месяце успела причаститься только один раз. Переживаю, что не выполнила — была поездка, а потом заболела. Помолитесь о рабе Божией Ольге.

Ответ

Олечка, это не обет, я Вам просто посоветовал, чтобы Вы почаще исповедовались и причащались. Я думаю, это необходимо каждому верующему человеку. А обстоятельства бывают разные, что-то не выходит. Это жизнь, и мы не можем всё подстроить так, как мы хотим. Иногда приходится смиряться.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Очень бы хотелось услышать ответ на вопрос. Возможно, он покажется нелепым, но для меня очень актуален. Дело в том, что одно время я заказала сорокоуст в трех монастырях одновременно, и тут же уволили, развод и прочее (до этого обращалась к гадалке, но грех исповедовала). Но не это беспокоит, а тот факт, что когда до того читала дома акафист, то ночью в однокомнатной квартире на верхнем этаже начинало что-то громко ходить, кашлять и прочее. Выглядит бредом сумасшедшей, понимаю. Но стояла до последнего слова. Иногда НЕ МОГЛА перекреститься. Физически не могла. Не работали пальцы руки. Весь ужас не передать. При этом исповедовалась и причащалась. Всё не буду описывать, но я рискнула на отчитку (уже рассматривала, если не поможет, что просто стала умалишенной). Буквально следующие три дня нападал такой безотчетный страх, которого я не испытывала никогда. Не могу передать. Я чувствовала, что что-то рядом со мной. Рванула на исповедь. Батюшка грозно спросил, во всем ли я каюсь. ОТПУСТИЛО. Вообще отпустило. На пару месяцев. Я уже и забыла всё. Однако начала замечать, что на литургии перестала уже сейчас понимать слова. Силюсь услышать и понять хоть слово, а в голове ерунда. Про то, как сварить суп и прочее. Я пытаюсь сосредоточиться и не могу! Иду к Чаше, но не понимаю, имела ли я право, так как находилась в состоянии хуже чем формальном. Молиться тоже не могу. То мне ЖАРКО, то резко сон, то еще что. Радует, что не пугает ничего. Собственно, вопрос вот в чем. Может ли бес при отчитке выйти из одного человека и войти в другого? Я как вспомню ПРИСУТСТВИЕ! Насколько это всё опасно? И как понять, бесноватая я или просто сошла с ума?

Ответ

Олечка, то, что с Вами происходит, происходит с каждым человеком. Не надо бежать на отчитки, надо набраться терпения, смирения и понимать, что идет духовная борьба, невидимая внутренняя борьба, и дьявол будет делать всё, чтобы Вас испугать, смутить и не дать Вам идти за Богом, не дать Вам возможности все-таки нормально духовно развиваться, воцерковляться. Вам нужно запастись терпением и регулярно приходить в храм, исповедоваться, причащаться, молиться и не бояться, что бы Вы ни услышали, что бы Вы даже ни увидели, что бы Вы ни почувствовали. Надо помнить, что Бог всегда рядом, что Бог с Вами. Страх — это уже проигрыш. Если мы будем мнительными, можно неизвестно до какого состояния дойти и действительно рассудок повредить. Дьявол ничего не может сам по себе. А скорби и какие-то испытания попускаются нам для того, чтобы мы все-таки взрослели и духовно укреплялись. И волос без воли Божией не упадет с Вашей головы. Так что ничего и никого не бойтесь. Бойтесь только одного — чтобы не отпасть от Бога.

А вот эти состояния пройдут. Сейчас Вам просто нужно набираться опыта и духовно взрослеть. Так что потерпите, и рано или поздно всё станет на свои места. Конечно, путь за Христом узкий, и будут другие скорби, будут другие испытания. Но то, о чем Вы сейчас пишете, проходит вначале любой человек. Он действительно чувствует и какое-то присутствие, и шаги, и в себе какие-то движения. Но на этом не надо останавливаться, это всё то, что попускается для того, чтобы мы отвлеклись от Бога, чтобы мы смалодушествовали, чтобы мы испугались, запаниковали. А надо спокойно идти вперед за Господом, доверяя Ему всю свою жизнь. Помоги Вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.