Свято-Елисаветинский
Монастырь

Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Пишет Вам Анна, мне 27 лет. Помогите, пожалуйста, советом в таком вот вопросе. Примерно два года назад у меня появились мысли о монашестве. И так получилось, что священник, у которого я тогда исповедовалась, благословил поехать в ближайший от нашего города женский монастырь. Каким-то образом познакомилась с добровольцами, ребятами, которые каждую неделю по субботам ездят именно в этот монастырь помогать матушкам (монастырь сельский, со своим хозяйством, работы всегда хватает). Где-то полтора года так трудилась. Один раз на три дня приезжала пожить. Естественно, чтобы понять монашескую жизнь, этого недостаточно. Но на тот момент искренне верила, что монашеский путь — это мое призвание. Тем более душа к браку, семейной жизни совсем не тяготела. Казалось, что мир, как бы ни пытался, не может дать того, что даст Господь любящим Его. Потом пришло сомнение, что все-таки монашеский путь для единичек, избранных, призванных Богом на этот путь. И так пошло, что сомнения окончательно поглотили меня. Батюшки на приходе советовали не торопиться, подумать. Надо было раньше прислушаться к их советам. Упрямо продолжала ездить, пока не стала сильно болеть. В последний свой приезд ушла с послушания, пока никого не было, и больше в монастырь не возвращалась. Понимала, что заигралась, слишком много о себе надумала, и пора останавливаться. Не готова я ни духовно, ни физически. На первых порах было тяжело. Не могла молиться, с трудом давались посты. Стала равнодушна к службам. Столько в себе открылось, что думала уже всё оставить. Слава Богу, с течением времени всё вошло в прежнюю колею, и здоровье поправилось; исповедуюсь, причащаюсь, хожу в церковь. Только вот прежнего мира в душе нет, постоянная тревога и беспокойство. Боюсь наделать новых ошибок. Раньше на меня никто из молодых людей внимания-то и не обращал, а сейчас хоть никуда из дома не выходи. С одним отказалась познакомиться, с другим, с третьим... Молодые люди хорошие, порядочные, но не могу... Никак... Уже устала от этого. Батюшка сказал, что нужно просто жить. А как? Как все-таки вернуться к прежнему состоянию? Действительно жить и не вспоминать больше об этом. Благодарна Богу за пережитый опыт, но хотелось бы всё это оставить в прошлом. Простите за беспокойство, буду благодарна за ответ. Очень долго молчала, не знала, с кем можно посоветоваться. Спаси Господи!

Ответ

Дорогая сестра Анна! Человек развивается. К сожалению, в нашей жизни бывают разные периоды: период, когда крылья вырастают, и ты, кажется, летишь высоко, далеко, и период, когда крылья эти пропадают, и надо ползти. Всё это опыт, духовный опыт. Вы поездили в монастырь, были вдохновлены и, конечно, не без оснований, потому что действительно монашеская жизнь — это высшая форма служения Богу, когда человек отказывается от своей личной жизни ради того, чтобы себя полностью отдать служению Богу и ближним. Но Вы пишете, что не каждый призван к этому. Вы попробовали, были испытания. Потом, конечно же, был потерян мир, потому что эти испытания были тяжелые, и Вы действительно не были готовы к ним. Очарование, разочарование — это душевные свойства человека.

Слава Богу, что Вы остались в храме, что есть еще у нас время нашей земной жизни, чтобы принять какие-то решения. Наверное, от себя ничего не надо принимать, делать какие-то окончательные выводы. Жизнь продолжается. Действительно, Вам сейчас нужно, как ваш батюшка сказал, жить, быть внимательной и искать воли Божией. А для того чтобы искать воли Божией, нужно, чтобы связь с Богом у Вас была постоянная. Опять же, для того, чтобы эта связь была, нужно бороться с грехом, с утра до вечера быть внимательной, контролировать себя. Потому что сейчас идет духовная брань.

Часто бывает, что человек полетел, потом упал, и всё, и конец, и уже он опустил руки, уже и в храм не ходит и как-то забывает о той радости, которую испытывала душа, когда впервые встретила Бога. Поэтому сейчас нужно прийти в себя, успокоиться. Нельзя повторять то, что уже было, нужно идти дальше, расти духовно. Может быть, такой же радости уже не будет, вот именно в таких чувствах, в таких состояниях, но, я думаю, Бог будет Вас утешать на этом пути. Каждый христианин идет за Христом, и Господь ведет его тем путем, по которому человеку действительно нужно пройти, — это путь спасения. Он узкий, но вне Христа этого пути не может быть. Иначе человек идет в сторону, блуждает, и бывают большие потери. Лучше этих потерь избежать. Поэтому старайтесь сейчас быть внимательной. А как Ваша жизнь дальше сложится — или Вы все-таки придете к тому, что Вам нужен монашеский путь, или будет у Вас путь семейной жизни, и встретите Вы человека, которого полюбите, — это уже в руках Божиих. Главное, чтобы всё это было с Богом, чтобы всё это было благословлено Святой Церковью. Мы смотрим по плодам. Поэтому просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7: 7). Жизнь продолжается. Конечно, каких-то крайностей, каких-то ошибок мы не избежим в этой жизни, они всегда будут, но очень важно себя выправлять, выравнивать и не поддаваться каким-то эмоциям, которые могут нас духовно повредить. Помоги Вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Меня очень интересует такой вопрос: как можно стать послушницей вашего монастыря? Ответьте мне, пожалуйста)

Ответ

Надо быть готовым слушаться или, по крайней мере, хотеть научиться слушаться. Если ничто Вас не держит в миру, и никто не зависит от Вас, то нужно приехать, мы с Вами пообщаемся, и попробуете пожить трудницей в монастыре. Но, прежде всего, надо встретиться, поговорить, чтобы не было разочарования, каких-то недоумений, чтобы не возникали неожиданные вопросы.

В монастыре люди служат Богу и ближнему, здесь человек должен выполнять определенные общежительные правила, должен с чем-то смиряться, что-то терпеть, в общем-то, учиться доверять Богу до конца.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Меня зовут Ксюша, мне 18 лет и я из города Санкт-Петербург. Еще года 4 назад я загорелась желанием пойти в монастырь и посвятить всю свою жизнь служению Богу... Еще тринадцатилетней девочкой я жила в Иоанновском монастыре как трудница, пела в хоре, исполняла послушания и благодарила Бога за то, что я там была. Вот мне 18 лет и я до сих пор думаю о монашестве...

Я была в вашем Свято-Елисаветинском монастыре с паломнической группой, и меня настолько поразил ваш монастырь, что я хотела бы приехать и остаться там навсегда ... Так вот, я и хотела спросить у Вас, что мне нужно сделать, чтобы стать насельницей вашего прекрасного монастыря? Заранее огромное спасибо!

Ответ

Во-первых, у Вас есть родители. И очень бы хотелось, чтобы родители благословили Вас на этот путь, ведь только избранные люди имеют такое желание и стремление — полностью посвятить себя Богу, и хорошо, что это желание сохраняется у Вас уже несколько лет.

После этого приезжайте к нам, подойдите ко мне, и мы попробуем, испытаем Вас, как Вы сможете пожить внутри монастыря, исполняя какое-то послушание, сможете ли быть послушной, трудолюбивой, смиренной. Конечно, сразу этому не научишься, но если человек старается и делает какие-то усилия, то Бог меняет его, и человек приближается к Богу. Давайте попробуем.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Христос воскресе! Благодарю Бога и Вас, что получила ответ на прежний свой вопрос и прошу прощения, что опять отнимаю время. Наверное, я вступаю в третью возрастную фазу, и опять идет анализ собственной жизни. Стала задумываться об уходе в монастырь, ведь в старину одинокие женщины и вдовы зачастую уходили именно туда. Моя небесная покровительница блг. Анна Кашинская в их числе. Но движет мной не одиночество, а желание послужить Богу и хоть как-то быть благодарной за Его великую милость ко мне, грешной, а благодарить есть за что, да и какое-то внутреннее состояние молиться за всех и обо всем и внутренние рассуждения не дают покоя.

Семь лет назад в Калужской Свято-Тихоновой пустыни на исповеди услышала: «В монастырь», и отчетливо запомнила, что батюшка обернулся, посмотрев прямо в глаза. Тогда испугалась. После того, как преставилась мама, которая около года лежала и просто медленно угасала, как-то было жаль, что не с молитвами. Сейчас я, конечно, работаю, на моем попечении шесть детей, которым являюсь мамой и выпустить их просто обязана — это дело чести и совести. Зарабатываю. Есть хоть какое-то свое жилье, на которое нет времени. Подумалось: «Вернусь в эти четыре стены и что дальше?» У кого есть семьи — понятно.

Искать для старости себе кого-то внутренне как-то все претит и для чего? Вот и подумалось, пока будут силы, могу внести лепту, да и должна только Господу и Ему Одному. Вот как-то так. Может, что-то неправильно написала, понимая, что на все воля Божия, но с собственными усилиями. Простите.

Ответ

Вы все очень правильно написали, и Ваше желание послужить Богу — очень правильное, свои, может быть, не такие уж и большие силы, но все то, что есть, отдать на служение. Я думаю, что Бог исполнит Ваше желание, и Вы еще послужите Ему в монастыре, в монашеском чине. Помоги Вам Господи, дай Бог сил и как можно больше сделать доброго и хорошего, пока мы еще здесь, на земле.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Мне 39 лет, не женат, детей нет. Первый раз в жизни исповедовался и причастился после армии, тогда на меня это произвело сильное впечатление (хотя я и был мало знаком с Православием), но я бросил дома жребий, что если выпадет монастырь, то уйду в монастырь...

Со временем как-то первый порыв прошел, работа, друзья и т. д. Сейчас я хожу в храм, участвую в таинствах, читаю, молюсь по мере сил, и вот у меня какой вопрос: не является ли мое прошлое невыполненное обещание о монастыре клятвопреступлением? Спаси Господи.

Ответ

Знаете, по жребию человек не может определить свою жизнь. Мы не бросаем жребий, а ищем воли Божией, мы смотрим на обстоятельства, на то, в чем нам приходится участвовать, что приходится решать в этой жизни.

Сегодня, слава Богу, Вы трудитесь, молитесь в меру сил, у Вас есть работа и друзья, есть какие-то обязанности. А смолоду, сгоряча Вы бросили жребий, и выпал монастырь, но все это — юношеские порывы, а никакая не клятва, не обет, просто такой юношеский максимализм, который сейчас прошел.

Если Бог хочет Вас призвать в монастырь, то призовет. И жребий тогда не надо бросать, просто жизнь так повернется, что никуда не денетесь, придете в монастырь, будете трудиться и нести святое послушание. А сегодня Вы находитесь в миру, дорожите тем, что у Вас есть, и благодарите за это Бога. Христос воскресе!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Меня мучает один вопрос. Окончила институт, затем семинарию и музыкальный колледж. Предложили петь в монастыре за плату. Я согласилась, так как еще с детства мечтала посвятить свою жизнь Богу. Проблема в том, что родители невоцерковленные. Но впоследствии начались сильные искушения, какие-то страхи, мысли о самоубийстве, которые продолжаются уже почти год. Получается так, что я живу двойной жизнью: часто дома не бываю, так как приходится много служить и петь далеко, и поэтому часто ночную и живу в монастыре. А когда приезжаю домой, мир словно чужой становится. Потом все нормализуется. А в монастырь надо — снова какие-то страхи, тоска. Душа просто разрывается: мне кажется, надо либо в монастырь окончательно, либо в миру работать. А так как родители в монастырь не пустят, то только один вариант. Пока еще пою. Но думаю, уходить ли? Спасибо!

Ответ

Конечно, жалко, если Вы уйдете из монастыря, Вы учились, имеете способности нести церковное послушание. Вы, вообще, определитесь для себя, что Вы хотите: или мирскую жизнь, а значит, видимо, семейную, или посвятить себя Богу и уйти в монастырь. Вот это очень важно, все зависит от Вашего внутреннего выбора. И потом, если Вы все-таки будете склоняться к монастырской жизни, то здесь нужна молитва — Ваша, и сестер Вашего монастыря за родителей. Я думаю, что по этим молитвам они Вас в монастырь отпустят.

Самое главное — не Ваши родители, а Вы сами, то, чего Вы хотите, где хотите нести свой крест, свое послушание. Вот в этом Вы должны определиться, и уже тогда будете держать соответствующее направление жизни.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, простите и благословите, как монашествующим жить в миру без духовного руководства? Батюшки или боятся брать, или еще что-то? Простите.

Ответ

У нас сейчас столько монастырей, что я не знаю, зачем монашествующие должны жить в миру. Это при Советском Союзе, когда не было монастырей, когда были особые условия гонений, тогда, конечно же, некоторые люди тайно постригались и жили в миру, а сейчас зачем? Каждый должен занимать то место, на которое его благословляет Господь. Монашествующий человек должен жить в монастыре, там свой уклад, послушание, там есть помощь, которая необходима человеку. Монах в миру, без монастыря, как рыба без воды.

А жить в миру и считать себя монахом… Монах — это же не только читать правило, не есть мяса, ходить в храм и все. А послушание, а смирение? Это же самое главное, и этого в миру, конечно же, не хватает. Так что находите себе монастырь по вкусу, по духу, и проситесь туда, чтобы нести монашеское послушание вместе с сестрами, тогда Вам будет легче. Совсем по-другому Ваша жизнь будет складываться.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Я хочу уйти в монастырь, как правильно это мне сделать? Мне 23 года.

Ответ

Как правильно сделать? Помолясь, спросить благословения у своих родителей, потому что, может, они имеют на Вас какие-то другие виды. Если они не благословляют, если будут протестовать, то Вам нужно так молиться, чтобы Бог как-то смягчил их сердца, и они отпустили Вас с миром. Бывают разные обстоятельства, но это нужно в личной беседе с игуменом того монастыря, где Вы будете, и со своим духовником обсуждать, я думаю, Вам правильно подскажут, и Бог Вам поможет.

Главное, чтобы Ваше желание было не каким-то временным состоянием, а чтобы душа действительно почувствовала, что хочет все отдать в руки Божии и служить Ему до конца. В добрый путь!

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. У меня к Вам такой вопрос. Я думала уйти в монастырь, так как в жизни мне надоело, много соблазнов и радости не вижу.

Ответ

Соблазны и в монастыре бывают. Все-таки в монастырь уходят не потому, что что-то в земной жизни не получается, и много искушений, испытаний, соблазнов, а потому уходят, что хотят послужить Богу, отдать Ему свою жизнь, хотят вымаливать своих близких, служить, а не прятаться от соблазнов. Поэтому Вы подумайте, стоит ли Вам бежать от них в монастырь, где все будет тихо, гладко, ровно, спокойно. Наоборот, будет борьба, но отдавая земную жизнь в руки Божии, мы надеемся, что получим жизнь вечную.

Так что обдумайте еще раз Ваше желание, если у Вас будет все-таки какая-то необходимость и Вы захотите попробовать, как живется в монастыре, то, придя в какой-нибудь из них, Вы сначала должны будете там потрудиться и увидеть, легка ли жизнь человека в монастыре. Может, Вы разочаруетесь. А соблазнов и каких-то искушений в монастыре не меньше, чем в миру, а может, даже и больше. Через них мы как раз и видим, как человек закаляется и становится воином Христовым.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, простит ли Господь человека, ушедшего из монастыря, и какие от этого могут быть последствия?

Ответ

Прощается тогда, когда человек кается. И смотря кто ушел: одно дело — трудник, послушник, а другое дело — инок, монах, который давал обеты, обещал Богу пребывать в послушании и верности. Бог-то все может простить при покаянии, любой грех. Но покаяние — это же не просто слово, но это и дело, и жизнь, и борьба с грехом, и наше сердце, то, в каком состоянии оно находится.

Поэтому лучше не уходить из монастыря, если уже пришел. По крайней мере, если ты уже дал Богу клятву верности, нарушать ее нельзя.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.