X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Критика

Каждый день нам поступают десятки вопросов священнику на самые разные темы. Мы публикуем ответы протоиерея Андрея Лемешонка на ваши вопросы по мере их поступления.
Вопрос

Полагаю, что ставки на спорт являются грехом. Город практически усыпан рекламой о букмекерских ставках и казино. На выходе из метро появляются огромные рекламы магазинов “для взрослых”. Как вы думаете, стоит ли обсуждать и добиваться рекламы более нравственного содержания? Или стоит закрыть на все глаза и читать духовную литературу, совершенствоваться, удаляться от мира?

Ответ

Володя, вы понимаете, что это все зло, страсть, азарт, обман. В то же время можем ли мы повернуть вспять сегодняшний мир, сегодняшнюю жизнь? Есть спрос — есть предложение. Люди, не пришедшие к Богу, ищут какой-то удачи, желают что-то неожиданно выиграть, разбогатеть. Но это же иллюзия, обман. Как помочь этим людям? Есть разные пути. Можно, конечно, бороться, можно идти в администрацию, в горисполком. Наверняка вас не поймут. Реклама — это зарабатывание денег. А вот другой путь — это, по слову преподобного Серафима, «стяжи мир в себе, и тысячи спасутся вокруг тебя». Молитва за людей, за близких и за дальних. Я думаю, что это более правильно и это более православный путь. Мы понимаем, что мир лежит во зле, грех внутри нас, и враг нашего спасения будет делать все, чтобы нас увести от Бога. Но мы не сдаемся, мы молимся и постепенно становимся воинами Христа. У нас есть Святая Церковь, мы воцерковляемся. Наверное, это путь каждого церковного человека, православного христианина.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Спасибо за возможность задать вопрос. Предисловие к вопросу: Бог один. У Бога есть представление о добре и зле. Бог пишет свою картину как ему хочется. Первым людям не понравилась картина, которую написал Бог. Они захотели нарисовать свою картину, но хорошие краски, кисти и холст есть только у Бога. У людей хоть и есть формальная возможность написать картину, но сделать это так же хорошо, как Бог, они не смогут ввиду своей конечности и ограниченности. Заведомо было известно, что в случае такого выбора люди будут обречены. На протяжении всей Библии, Бог, как любящий отец, пытается вернуть людей к своей картине, чтобы они могли наслаждаться ей вместе. Не кажется ли этот выбор несправедливым? Разве не подобен он выбору, который рабовладелец, чья земля окружена пустыней, дает своему рабу: либо раб работает на земле рабовладельца, либо раб уходит в пустыню? Третьего не дано. Сам я пришел к такому ответу: Бог — законодатель, грешник — нарушитель. Грешник изолируется от рая, подобно тому, как преступник изолируется от общества. Однако это не отвечает на вопрос: что если выбор кажется человеку несправедливым, не потому что он хочет творить беззаконие без последствий для себя, а потому что человек не хочет существовать? Потому что человек не счастлив в мире, созданном Богом, но другого мира нет? В связи с такой мыслью второй вопрос: как успокоить душу человека, который не хочет жить в этом мире? Исчезнет ли он после смерти, так как сознательно отдалится от Бога настолько далеко, что перестанет существовать? Или подобное желание является лишь пассивной попыткой написать свою картину, картину без красок, тем самым нарушив закон Божий?

Ответ

Валентин, брат, Бог не пишет какую-то отвлеченную картину. Бог создал человека по образу и подобию Своему. Бог есть любовь. Человек не устоял в этой любви и решил самостоятельно строить свою жизнь. К чему это привело? Наверное, каждый может увидеть реально, что происходит на этой грешной земле, которая потеряла связь с Богом. Но Христос пришел на эту землю. И сегодня у всех есть возможность восстановить то, что было разрушено грехом, реставрировать свою икону, потому что каждый человек — это икона Бога. Но для этого нужно трудиться и делать усилия, для этого нужно идти в храм, начинать новую жизнь и бороться со своей падшей природой. Это уже выбор человека, свободный выбор. Бог не понуждает, не принуждает человека: люби Меня, живи по любви, люби ближнего своего. Он зовет человека, Он учит человека, Он дает человеку Свою любовь, и через эту любовь мы меняемся. Если человек этой любви не принимает, если не хочет жить с Богом, он сам выбирает свое будущее. Самозамкнутость, самоизоляция, вечное одиночество и темнота — вот удел того, кто не хочет возвращаться в отчий дом к любящему Отцу, к своему Творцу. Другого не дано.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Скажите, пожалуйста, наступит ли то время, когда вера перестанет быть платной?

Ответ

Вера не покупается. Так же, как и любовь и дружба. Если вы имеете в виду, что в храме нужно давать какое-то пожертвование, то я скажу так. Если у вас денег нет, то вас и покрестят, и обвенчают, и отпоют бесплатно. Но если есть возможность что-то пожертвовать на храм (а храм нуждается в деньгах, потому что его нужно отапливать, платить за электричество, платить зарплату священнику и тем, кто служит в храме), то вы можете это пожертвование сделать. Или купить какую-то продукцию, которая есть в лавке. Но это личная ваша жертва. Не хотите — не давайте ее.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, как понимать, что верующий человек, руководитель организации, который ходит в церковь, соблюдает посты, проявляет к подчиненным агрессию и злость? Бог — это любовь к людям, к жизни. Спасибо.

Ответ

Вы знаете, в церковь приходят и злые, и добрые, и умные, и глупые. Бог пришел спасти грешника, и первыми, главными грешниками мы должны считать себя. Может быть, благодаря тому, что ваш руководитель ходит в храм, он уже не так зол, как мог бы быть. А вообще, в чужую душу не заглянешь. У людей личные отношения с Богом. Мы не можем сказать: ты плохой человек, ты плохой руководитель, ты обижаешь своих подчиненных — и закрыть перед ним двери в храм. Наоборот, наверное, идеже умножится грех, преизобилует благодать (Рим. 5, 20). И кто сильнее болен, тот больше нуждается во враче. Вообще-то, мы все (не только начальники, но и подчиненные) иногда бываем не очень хороши и даже этого не видим. И грубим, и ссоримся, и осуждаем. Дай Бог, чтобы нам с вами как можно меньше грешить в нашей жизни.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Приветствую вас, служитель Божий! Меня волнует вопрос, почему в православной стране России многие православные принимают 2020 как год Крысы или Мыши. Почему я ни разу не услышала от батюшки о том, что мы не должны принимать то, что нам предлагает гороскоп или сердобольный Китай? И мы с этим соглашаемся и принимаем, покупая символ этого года!! А ведь в православии каждый год чем-то обозначен, может, год добра или чего-то еще! Не нашла я и то, что означает именно в православии этот год! Болит душа, я расстроена, но прошу вас пояснить, как же мне все-таки быть. Скоро Рождество Христово, а дарят мышу. Куда подевался Христос? Для чего тогда этот праздник? Я в смятении.

Ответ

Я вообще даже не слежу, какой год — мыши, змеи... Меня это не касается. Но народ, который не совсем воцерковлен, а может, вообще не воцерковлен, слушает то, что говорят по телевизору, в интернете, даже не задумываясь, просто принимая это, — надо же как-то обозначить год... У нас есть календарный год и церковный. Церковный год начинается с Рождества Божией Матери, а календарный — с Рождества Христова. И поэтому для человека верующего — какие мыши, какие крысы? У него есть Христос, Который рождается. Тут дело не в том, чтобы обличать людей, что они отмечают год мышей и дарят друг другу этих мышей... Дело в том, что люди должны воцерковляться, приходить в храм, переставать доверять всему тому, что говорят наши средства массовой информации. Люди должны думать и жить по церковному календарю. Тогда никаких мышей нам не надо будет, ни Китая, ни Японии, ни других экзотических стран. Сколько сейчас ходит по-настоящему церковных людей в наши храмы? От силы наберется полтора-два процента, не больше. Поэтому и мыши кругом. Если вы хотите бороться с этими мышами, то сами воцерковляйтесь, других пытайтесь привести в храм и объясняйте им, как преображается жизнь, когда люди входят в храм и начинают жить по церковному календарю. Я думаю, что ваш пример будет благотворно влиять на ваших близких. И, конечно же, надо молиться за людей, которые, к сожалению, в своей массе, в своем большинстве еще очень-очень далеки от Бога. Господи, помоги и спаси всех нас.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Я уже как 7 месяцев хожу в храм, первое время я была так счастлива, что в храме находятся только хорошие люди, и смотреть на маленьких детей было очень приятно. Что касается меня, я перестала совершенно материться, злословить, ругаться, то есть была довольно-таки спокойным человеком. После я начала близко общаться с приходом, воцерковленными людьми, постепенно они начали мне открываться, и оказалось, что эти люди навязывают свое мнение, осуждают других, матерятся. И у меня было непонятное состояние от всего этого. А как же все-таки было обидно слышать все это от маленьких православных детей. В итоге я вообще во всем разочаровалась, возможно, я не была готова увидеть таких людей в храме. Теперь постоянно злюсь, ругаюсь, осуждаю, перестала молиться и чувствую, что Бог покидает меня, от чего мне очень страшно, но, несмотря на это, продолжаю ходить в храм. Хожу в обычную школу и не могу никак показать, что я православный человек, хотя очень хочется поговорить о Боге. Если я говорю, что я хожу в храм, начинается полное молчание и в ответ идут такие слова типа «нельзя ходить в храм так часто». Мне так плохо и больно, я вообще готова от всех спрятаться и стараться жить праведной жизнью.

Ответ

Никуда мы не спрячемся. Всегда вначале, когда человек идет в храм, ему открывается красота храма, красота людей. Потом он сталкивается с грехом, а грех присутствует в каждом человеке. В храм приходят разные люди, храм — это больница, приходят люди, больные грехом. К сожалению, они иногда могут и ругаться, и обманывать, и лукавить. Но Бог принимает всех, Он зовет всех и лечит наши души. Поэтому мы приходим к Богу. Старайся смотреть больше на себя, не отвлекаться на других. Пришла в храм на богослужение, слушай, что поется, что читается в храме, исповедуй свои грехи обязательно, причащайся и никого не осуждай. Сегодня ты видишь в человеке Бога, а завтра увидишь в нем совсем другое. В человеке нет постоянства, и каждый нуждается в помощи Божьей. Знай себя, и хватит с тебя.

С теми, кто смеется над тем, что ты ходишь в храм, и говорит, что это очень плохо, когда ты часто ходишь в храм, думаю, не стоит говорить на темы духовной жизни. Найди тех людей, которые тебя будут понимать, будут близки по духу, с которыми ты сможешь советоваться. Подойди к священнику на исповеди, расскажи свои проблемы, я думаю, он тебе тоже даст хороший совет. И учись жить с Богом. Когда человек идет за Христом, очень много препятствий возникает, и дьявол всеми силами пытается человека отвлечь, запутать. И здесь нужно проявить последовательность, постоянство и мужество. Ты становишься воином Христовым, приходишь в храм не просто отдохнуть душой и успокоиться, а молиться за других людей. Церковь молится за весь мир. И молитва Церкви спасает тысячи и тысячи людей, которые, к сожалению, еще не пришли к Богу. Так что становись православным человеком, воином Христовым и молись за своих сродников и сверстников, молись за всех близких своих и следи за собой, чтобы не согрешить.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, здравствуйте. Помогите разобраться. Я живу в России. Что у нас происходит с продуктами питания? Всё то, что продается в магазинах, есть нельзя, от хлеба до молочных и мясных продуктов. Написано, что Господь подает нам всё, но такие продукты человек делает или всё это нам попускает Господь? Потому что деревни брошенные, поля заросшие, люди сидят все в городах, раньше и знать не знали, что такое будет с продуктами, это какое поколение вырастет? Даже молока нет настоящего, почему такое происходит?

Ответ

Мир во зле лежит (Ср.: 1 Ин. 5: 19), к сожалению. Когда человек живет без Бога, без молитвы, без любви, всё умирает, и продукты становятся мертвыми.

Нужно, наверное, не роптать, не охать, как плохо живется, а жить с Богом. Надо молиться, трудиться, благодарить и ценить то, что еще есть что-то, что поддерживает наши силы, есть возможность что-то поесть.

Если Вас не устраивают все эти продукты (конечно, тут много химии), и Вас так волнует этот вопрос, то можно выращивать какие-то продукты самой, только приложить труд. Если Вы живете в городе, то участочек взять, обрабатывать его. Выход должен быть из этой ситуации.

Будет внутри Бог, будет с Ним связь — Он поможет Вам найти продукты, которые будут во здравие. Главное, чтобы перед тем как садиться за стол, мы молились и благословляли. Потому что когда человек молится и благословляет свою еду, то она освящается по нашей вере и становится полезной.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, в храме в честь Преображения Господня в городе Заславле перед Причастием начинаются выступления воскресной школы. Например, в Прощеное воскресенье состоялся целый спектакль с последующими аплодисментами. На мой вопрос батюшки этого храма мне объяснили, что все нормально!

Ответ

О вкусах не спорят. На мой взгляд, перед Причастием человеку нужно быть очень собранным и не отвлекаться, сосредотачиваться, не рассеивать внимание свое, все-таки это величайшее таинство. На Прощеное воскресенье спектакль, не знаю, уместно ли это. Может быть, было бы лучше в какое-то другое время организовать его, но это мое личное мнение. Есть такая пословица — на вкус и на цвет товарища нет. Я думаю, если бы служил митрополит, такого бы не было. А мы все-таки смотрим на первоиерарха нашей Белорусской Церкви. Богослужение есть богослужение. Я понимаю, можно почитать житие святых, какое-то поучение, а спектакль, даже на самые благородные темы, все-таки отвлекает человека от молитвы. Это мое мнение.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, полезна ли для чтения книга преподобного Исаака Сирина Ниневийского «О божественных тайнах и о духовной жизни», особенно беседа 39? Созерцание на тему геенны, насколько может быть дарована человеческому естеству благодать иметь мнение относительно этих тайн. Почему его не признали еретиком?

Ответ

Это величайший аскет, величайший подвижник нашей Церкви. Мы его почитаем, и у него прекрасные книги. Только нужно не мечтать о себе. Любая книга полезна, если читаешь ее смиренно, понимая свои немощи, и не лезешь туда, куда еще лезть рано. Чтение такой высокодуховной аскетической литературы очень полезно, если человек не мечтатель и не фантазер. Исаак Сирин не был богословом-монофизитом, он был подвижником. И Церковь почитает его как великого аскета и подвижника Православия.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Как справиться с непринятием свой внешности? Лицо мне мое не нравится, и это мешает жить. Очень (окружающие не гнобили, никто не обижал, это изнутри комплекс идет, ощущаю себя не в своем теле). Работу мечты начать не могу, там внешность решает многое. Почему красота так рандомно и несправедливо раздается? Я действительно не вижу смысла жизни без красоты и любимой работы. В этом ничего плохого нет, в самореализации, счастливой, полноценной жизни. Но Бог не дает (Я выношу и бедность, и еще кучу неприятностей, не думайте, что я из ничего проблему раздула, для меня это самые болезненные и важные вещи.). Не знаю, что делать. Но смириться с непривлекательной внешностью смогу только после смерти, что ли. Сейчас это важно. Помогите, пожалуйста.

Ответ

Все люди красивые, просто многие этого не знают.

Красота начинается с внутреннего человека, с сердца. Когда у человека чистое сердце, когда у него добрые мысли, он как бы светится. И не важно, что есть какие-то неправильные (опять же, неправильные по отношению к чему? есть какие-то стереотипы, и мы на них ориентируемся) черты лица, что-то не симметрично во внешности, но когда у человека в глазах есть свет и любовь, то даже самые некрасивые по эталону этого мира люди становятся удивительно красивыми. Вы просто в это должны поверить.

Дьявол пытается загнать Вас в какой-то тупик, комплекс неполноценности: Вы будете всё время думать, что у Вас непривлекательная, неинтересная, некрасивая внешность, и все от Вас отворачиваются. Но Вы же видите, что это не так. И поэтому Вам нужно справиться с этим состоянием, с этой обидой. Ведь это обида: «Почему я создан не таким, как мои соседи, которые имеют голливудские улыбки и прекрасные внешние черты?» Я думаю, что это нужно выносить на исповедь и просить у Бога учиться ценить и благодарить Его за то, что имеете. И тогда жизнь вокруг Вас изменится: будет и хорошая работа, и всё будет хорошо. Наверное, основная причина — это Ваше внутреннее состояние, которое сейчас такое некрасивое как раз. А те эталоны, которыми пользуется этот мир, те стереотипы, которыми живут люди сегодня — это мода: сегодня это красиво, завтра это некрасиво. А человек, созданный Богом по образу Своему и по подобию, очень красивый. Просто многие об этом еще не знают. Помоги Вам Господи быть красивой всегда.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.