Вознесение Господне

Вознесение Господне

Вознесение является одним из важнейших моментов евангельской истории. Моментом, который знаменует собой завершение земного пребывания Господа Иисуса Христа среди людей и начало Его незримого участия в жизни человечества. Как говорит святитель Афанасий Великий, данное событие означает обо́жение земной природы Богочеловека и человеческой природы вообще. 

Вознесению Господню в Церкви посвящен отдельный праздник, который входит в число важнейших (двунадесятых) и отмечается на сороковой день после Пасхи. 

 

Новый Завет о Вознесении Господнем

О событиях, предшествовавших и сопутствующих Вознесению Христа, мы знаем из евангельских повествований. Довольно подробно оно описывается в Евангелии от Луки, а также в Деяниях святых апостолов. Кроме того, краткое изложение мы находим в заключительной части Евангелия от Марка.

Согласно Священному Писанию после Воскресения из мертвых Христос в течение сорока дней пребывал среди Своих учеников, не единожды являлся им зримо, наставляя на путь твердой веры и приготавливая к событиям Пятидесятницы (сошествию Духа Святого).

Во время последнего такого явления Учитель вывел апостолов за пределы Вифании, где они тогда находились, и на горе Елеон в последний раз беседовал с ними, благословляя на служение, после чего вознесся на Небо. Это невероятное событие сопровождалось появлением двух мужей в светлых одеждах (ангелов), которые возвестили апостолам о Втором пришествии Христа. Через несколько дней в Иерусалиме ученики сподобились видеть сошествие Духа Святого и приняли Его дары. Таким образом, Вознесение стало не только завершением земного пути Христа, но и началом апостольского служения Его учеников.

 

Как понимать смысл Вознесения?

Как пишут святые отцы, Вознесение стало одним из важнейших моментов в домостроительстве человеческого спасения. Во-первых, оставляя мир, Господь не оставил людей, а ниспослал им в утешение Святого Духа, которого мы принимаем в таинстве Евхаристии. Во-вторых, полное искупление человеческих грехов произошло, по толкованию апостолов, после того, как Распятый Христос воскрес и вознесся на Небеса (См.: Евр. 9: 12, 24‒26). С этого момента природа человека освятилась и приобрела возможность участвовать в Божественной действительности. Приняв человеческую плоть, Христос победил смерть и проложил дорогу душам умерших к Царству Небесному.

Вознесение стало также обещанием Второго пришествия и общего воскресения из мертвых, когда души грешников и праведников предстанут перед Божиим судом.

Митрополит Антоний Сурожский называет Вознесение праздником радостной разлуки. Христос действительно оставляет мир. Но для того, чтобы освятить человека, чтобы открыть ему дорогу к спасению, показать путь возвращения на Небо, для которого человек был изначально создан.

 

Установление праздника Вознесения Господня

Исторические источники свидетельствуют о том, что праздник Вознесения до IV века не отделялся от Пятидесятницы и отмечался с нею в один день. Как пишет доктор философии кардинал Католической Церкви Жан Даньелу, разделение двух этих праздников произошло после того, как на Втором Вселенском соборе была осуждена ересь Македония (Константинопольский епископ Македоний лживо учил о Святом Духе как о тварном естестве служебного порядка). По мнению ученого, отдельный праздник для дня Пятидесятницы был установлен для того, чтобы подчеркнуть роль Святого Духа как одной из трех Божественных ипостасей. Празднование же Вознесения было назначено в сороковой день, и уже в V веке блаженный Августин называет «четыредесятницу Вознесения» древнейшим и повсеместным праздником.

Скажем чуть подробнее о символике числа сорок. В еврейском учении оно обозначает полноту, завершенность. Великий пост перед Пасхой длится 40 дней, как и пост Господа в пустыне после Крещения в водах Иордана. От Рождения Младенца Христа до Его принесения родителями в Иерусалим также прошел сорокадневный период. Поэтому не случайно именно столько же дней насчитывается от Воскресения Христа до Его Вознесения во плоти. Число сорок здесь является символом полного завершения земной миссии Бога-Сына в мире людей.

 

Особенности богослужения

Празднование Вознесения всегда приходится на четверг и совершается по Цветной Триоди. Накануне служится всенощное бдение, во время которого исполняются стихиры Вознесения, а также читаются три паремии из книги «Исход» и из пророка Захарии, содержащие пророчества об этом событии.

Авторство вознесенских канонов принадлежит святым Иоанну Дамаскину и Иосифу Песнопевцу; кондак и икос составлены святым Романом Сладкопевцем.

 

Иконография Вознесения

Источником иконографических сюжетов Вознесения выступают тексты Евангелия и Деяний. Наиболее древние изображения, дошедшие до нас, датируются V веком.

Центральной фигурой всех икон Вознесения является, конечно, фигура Христа, заключенная в круг-сияние. Правая рука Его поднята в жесте благословения, в левой Он держит свиток — символ Евангелия. Часто Христос изображается сидящим на престоле или на радуге. Кроме Спасителя, постоянными фигурами композиции выступают апостолы, присутствовавшие на горе Елеон во время Вознесения Христова. Также часто изображаются два ангела — провозвестники Второго пришествия (мужи в светлых одеждах). Иногда ангелы располагаются вокруг фигуры Христа, их число может быть разным, но всегда четным.

Несмотря на то что о присутствии Божией Матери во время Вознесения Христа не говорят священные тексты, Она является одним из центральных образов иконографии этого праздника. Так подчеркивается человеческое естество Христа, рожденного Девой.

 

Праздник Вознесения

Помимо Богородицы, иконописцы иногда изображают среди свидетелей Вознесения апостола Павла, что не соответствует евангельской хронологии. Так происходит потому, что главной задачей, которую ставит в данном случае иконография, является изображение Новозаветной Апостольской Церкви, непременным столпом которой является и апостол Павел.

Около XVI века в изображениях Вознесения появляется одна новая деталь — отпечаток стопы на горе Елеон, с которой возносится Христос. Этот элемент представляет собой отсылку к реальной святыне (отпечатку), которая сегодня находится в часовне на Елеонской горе, а также иллюстрацию к древнему пророчеству (Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир (Наум 1: 15)).

Фрески, посвященные Вознесению, часто располагаются в купольной части храмов. Во-первых, потому что купол как бы повторяет небесный свод. А во-вторых, естественным центром композиции храма в таком случае выступает Христос. Примерами такого расположения являются Державный храм Свято-Елисаветинского монастыря в Минске, Спасо-Преображенский собор псковского Мирожского монастыря, церковь святого Георгия в Старой Ладоге и др.

Кроме того, встречаются примеры размещения Вознесения в конхе (ротонда святого Георгия в Фессалониках). Часто образы этого праздника появляются в праздничном ряду иконостасов (например, церковь Святой Софии в Новгороде).

 

Храмы и монастыри

Сегодня храм, посвященный празднику Вознесения, есть практически в каждом более-менее крупном городе России. В честь этого евангельского события освящены мужские и женские монастыри.

Так, Вознесенский женский монастырь в Москве — один из наиболее древних — был основан супругой святого благоверного князя Димитрия Донского Евдокией в 1386 году (разрушен большевиками в 1929 году). Вознесенский собор обители долгое время служил усыпальницей для женщин из царской и великокняжеской семьи.

Другая крупная обитель, названная в честь Вознесения, располагается в Нижнем Новгороде. Мужской Печерский монастырь был основан здесь в XIV веке святителем Дионисием Суздальским и действует до сегодняшнего дня.

Вознесенский женский монастырь существует и в границах Белорусского экзархата (Могилевская область). Одноименная обитель располагается также в Восточном Иерусалиме на вершине горы Елеон в 200 метрах от часовни Вознесения (ведение Русской Православной Церкви Заграницей).

17.05.2018

Слово святых отцов, размышления о сути вещей, интервью с интересными людьми, хроника монастырской жизни – обо всем этом Вы также можете прочитать на нашем сайте. Подписывайтесь на рассылку и выбирайте то, что Вам по душе!

1
Комментарии

Написать комментарий...

Цитата

похожие статьи

Духовный бисер: «Свою волю подчинить воле ближнего…» Монахиня Нимфодора (Карпович): «Иногда тебе кажется, что ты кому-то сострадаешь и кого-то жалеешь... И всё-таки, если до конца…
«Я, может быть, что-то не понимал, но читал "Апостол" на церковнославянском языке...» Протоиерей Андрей Лемешонок: «Я думаю, что внутреннее понимание и внутреннее приятие гораздо глубже. От сердца к сердцу можно…

интересное

Об отношении к ближнему Кто на себе познал, ЧТО есть человек, когда он в Боге, тот знает, что каждый человек есть непроходящая вечная ценность, большая, чем…
Цена мысли, или Как научиться добрым помыслам? Протоиерей Андрей Лемешонок: «Если хотим идти за Христом, если хотим сохранить ум наш в чистоте, — ищем хорошее, ищем доброе,…

все статьи

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт

9872
Комментировать