X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Протоиерей Олег Стеняев: «Православие — это царский путь» (часть 2)

Недавно в нашем монастыре гостил писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер протоиерей Олег Стеняев. Батюшка специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия, вот уже более 25 лет возглавляет московский Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. Мы побеседовали о предмете его многолетнего служения и сопряженных с ним опасных ситуациях, о Православии и многом другом.

— Отец Олег, можете ли Вы припомнить самую яркую историю обращения иноверцев в Православие?

— Со времени открытия Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, — а он существует с 1994 года, — около 5000 человек присоединилось к Православию. Чин присоединения долгие годы проводил митрополит Истринский Арсений (Епифанов). Сейчас — митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мы оформляем списки людей, чтобы молиться за них, также рассылаем записки по монастырям. Присоединяются целыми группами, по 120–180 человек. В год бывает по несколько чинов присоединения.

Я смотрю, что люди, которые попадают в секты, на самом деле бегут от безбожия из безрелигиозных семей, ведь природа человека такова, что он ищет духовности. Причем многие мне рассказывали, что перед уходом в секту в самый последний момент заходили в православные храмы, но там не всегда находилось для них время, — и они уходили в секту. Но русская душа тянется к национальной духовности. И если сравнить наших российских баптистов с американскими, то наши более православные, они похожи на староверов. 90% сектантов в России — крещеные люди, миропомазанные. Некоторые причащались, но не воцерковились, не получили начального религиозного образования, однако мы для них свои. Эти центры сектантские для них все-таки чужие. А у русских иноверцев православный менталитет, и их всё время тянет к чему-то другому.

И когда сектанты сталкиваются с Православием с акцентом на Священное Писание, на Библию, и мы можем им всё объяснить и рассказать, почему крестим младенцев, почему почитаем святые иконы, и ответить на другие вопросы, — это их оживляет и вдохновляет. Потому что в сектах выхватывают фразы из контекста Библии и человеку показывают: мол, так сказано делать. А то, что есть другие тексты, не каждый может сразу разобраться. Например, когда человек попадает в секту, его уверяют, что нужно руководствоваться только Библией. Все сектанты отвергают Предание.

Но когда открываем Второе послание Петра, то апостол там пишет: и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (2 Пет. 3: 15, 16). Здесь Библия нас предупреждает, что есть две категории лиц: невежды и неутвержденные. Кто такие невежды? Это могут быть крещеные, но ненаученные в вере люди. Кто такие неутвержденные? Церковь называется столпом и утверждением Истины. Это и некрещеные, и ненаученные. Каждый из этих групп, читая Писания, общается не со Словом Божиим, а со своим субъективным пониманием этого текста. И когда мы общаемся с сектантами, то спрашиваем, что для них является критерием при чтении Библии: личный опыт или ангелы им шепчут на ухо? В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11: 2). Во 2-м послании к Фессалоникийцам апостол призывает: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2: 15) и завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес. 3: 6). Тогда показываешь сектанту, что есть Предание апостольское, и надо держаться его.

В чем сила Православия? Православие — единая вера, которая существовала до разделения Церквей в 1054 году. После этого разделения только в Православии не вводили новых терминов. И для нас в этом залог истинности нашего исповедания. Богословие воспринимаем так, как получили из рук апостолов, от Вселенских Соборов и Отцов Церкви. А ведь эра Отцов Церкви длилась только до VIII века. Все последующие авторы называются святителями, преподобными и т.д. Мы веру приняли, сохраняем и передаем. В этом как раз и есть Предание в действии. Принцип Предания апостол Павел выразил следующими словами, когда говорил о Евхаристии: я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11: 23). Поэтому наличие апостольского Предания — залог того, что нет никакого новодела, а есть непрерывная традиция. И мы выполняем функцию тех, кто оберегает эту традицию.

— Отец Олег, расскажите о том, как Вы в Чечне с риском для жизни решили истолковать имена мусульманских боевиков?

— На Кавказе просто так имя не дают. У мусульман к именам трепетное отношение. Их всегда дают в честь какого-то уважаемого родственника или известного человека. Когда была поездка в Чечню, там мы кушали в одном кафе в договорной зоне, куда люди приходили поесть, купить хлеб и продукты. Война войной, а жить-то надо. И вот мы с офицерами ели, а напротив нас сидели такие чеченцы, от которых прямо оружейной смазкой пахло. И я обращаюсь к сидевшему напротив меня чеченцу: «Как Ваше имя?» Он так агрессивно: «Зачем Вам?!» Я ответил, что могу истолковать его имя. Звали его Джабраил. Я ему говорю: «Джабраил — это даже не человек». А сосед его как захохочет! Хлопает его по плечу: «Я ж тебе говорил, что ты осел». Я продолжил: «Джабраил — это Божий Архангел. Мы его называем Гавриилом, это друг пророков, вестник Божий». И начинаю ему рассказывать. У него интерес был фантастический. И второй попросил, чтобы о его имени рассказал. Оживились, как дети. Настороженность с лиц слетела. Следующий был Муса. Я ему рассказал про Моисея, как он жил. Потом выходит хозяин заведения — невзрачный чеченец в огромной кепке: «Пусть о моем имени расскажет — Иса». И я спокойно об Иисусе Христе полтора часа рассказывал, так один записывать начал даже. То есть очень важно, когда мы находимся в какой-нибудь этносреде, найти ключ к сердцам людей. И если мы будем действовать правильно, т.е. так, как учил апостол Павел: Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9: 20‒22) — тогда разговор будет хорошим.

— Приходилось ли сталкиваться с другими экстремальными ситуациями из-за проповеди Православия?

— Когда мы предоставляли свидетеля на судебный процесс по вопросу закрытия секты «Аум сенрикё», они решили меня запугать: я шел к метро, тут «Вольво» стала сдавать назад, вдруг меня стали заталкивать в эту машину. Сначала подумал, что прихожане хотят подвезти, начал сам с трудом садиться, смотрю — узкоглазые. Я что-то застрял в двери, а тут милиция как раз шла — похитители просто сели в машину и уехали. На следующий день я поехал к ним прямо в центр. Приезжаю и говорю: «По-моему, ваши ребята меня хотели украсть, так вот я сам приехал. Если вопросы есть какие-то, задавайте». Они отвечают: «Это были не мы, а японская секта "Сакагая", которая с нами воюет, этим похищением хотела нас скомпрометировать».

— Как находили единомышленников для совместной работы в Центре реабилитации жертв нетрадиционных религий?

— Многие сотрудники — бывшие сектанты. Например, отец Евгений Тремаскин, который сейчас занимает должность директора центра, преподаватель семинарии Андрей Иванович Солодков, бывший адвентистский пастор, и много служит таких людей, которых мы ранее вытащили из сект.

— Отец Олег, как относиться к такому явлению, как добровольное сложение священнического сана и уход практически в противоположную сферу? Например, знаю случай, когда бывший иерей подался в массажисты.

— В Писании сказано: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то́ открылось, что не все наши (1 Ин. 2: 19). Иногда человек ошибается в призвании. Я знаю многих людей, которые служат в Церкви, и если бы они были массажистами, может быть, было бы поспокойнее. Человек должен быть на своем месте. Счастье человеческой жизни — распознать намерение Божие относительно самого себя. И когда это происходит, человек счастлив, занимается своим делом. А кто-то может поспешить стать священником, зато у него задатки хорошего массажиста. Пусть занимается массажем. Если человек слагает с себя сан или его лишают сана, он всё равно остается православным, имеет доступ к таинствам. Есть принцип в Церкви: за одно дважды не наказуют. Упавшего не добивают.

— А что бы Вы посоветовали читателям нашего сайта для сохранения веры и приумножения любви?

— Я дам совет усиливать веру. В Писании сказано: вера от слышания, слышание от слова Божия (Рим. 10: 17). И читайте Библию вместе со святыми отцами. Последний отец Восточной Церкви — Иоанн Дамаскин, Западной — Беда Достопочтенный. Этим отцам надо отдавать предпочтение. Это авторы до VIII века. И когда мы читаем Писание вместе со святыми отцами — это чистый источник. Читайте Библию вместе с Иоанном Златоустом, с Августином Блаженным, с Иоанном Дамаскиным, другими отцами, это правильный путь. Издательство «Герменевтика» издает Библию с комментариями отцов и учителей Церкви. 30 томов Ветхого Завета и Евангелия.

— Знаю, что каждый Великий пост Вы полностью прочитываете Библию.

— Я стараюсь перечитывать эту великую книгу два раза за пост. И считаю, что он проходит по-настоящему, когда погружаешься в Писание. Меня научил этому отец Даниил Сысоев. Он мне сказал, что именно так правильно поститься. Поясню: пост — это время молитвы, а если мы молимся, но не читаем Писание, возможно, наша молитва — лишь монолог, который выше потолка не поднимается.

Что такое молитва? Мы обращаемся к Богу, но не слышим ответ. А если мы с молитвой соединяем чтение Писания, то возникает диалог, т.к. через Писание мы получаем ответы на свои молитвенные вопрошания. Именно поэтому в православном календаре дается Писание дня. Обычно на Руси после утренних молитв каждый в своей келье читал и Евангелие, и Апостол.

— Отец Олег, как Вы считаете, что самое главное во взаимоотношениях между людьми?

— Святые отцы нам заповедали по-доброму относиться ко всем. Вот, например, говорили так: «Даже не подходи к человеку со словами обличения, если у тебя нет для этого человека слов исправления».

Беседовала Майя Кутырева

17.10.2019

Протоиерей Олег Стеняев: «Православие — это царский путь» (часть 1) >>

 

Просмотров: 129
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать