X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Клиросные каникулы в Швеции

Недавно хор сестер милосердия нашего монастыря «Радуйся»  выступил в Швеции с концертами православных песнопений по приглашению Элизабет и Базилиуса Вингорд, в Православии Елизаветы и Василия, больших друзей нашего монастыря ( http://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-dnyom/2019/otvety-na-svoi-voprosy-my-poluchili-v-pravoslavnoj-cerkvi ). Десять лет назад они познакомились с монахиней Верой (Гордиенко) и с тех пор принимают наших сестер на Рождественских ярмарках в Швеции. Для них приезд сестер — это всегда радость. Именно поэтому все хлопоты по организации концерта и затраты на поездку сестер они взяли на себя.

Руководитель хора Вероника Бондарович и его участницы Татьяна Жедик и Марина Сергеева поделились впечатлениями о своем путешествии.

Татьяна: Что наш хор знал о Швеции? Это родина «Лучшего в мире Карлсона», викингов и холодного моря, группы «АББА» и Нобелевской премии, ах да, и еще Volvo, IKEA и квашеной селедки. И вот в составе восьми человек мы летим в Копенгаген, а оттуда едем в Швецию на поезде по удивительному Эресуннскому мосту.

Расскажите, пожалуйста, как вас принимали?

Вероника: Сначала мы приехали в город Кристианстад, в сербский приход во имя вмч. Димитрия Солунского. Приход там интернациональный: настоятель храма швед, матушка гречанка, а прихожане — румыны, греки, ливанцы, сербы и русские. Мы помогали петь службу. Богослужение шло на шведском, но ектеньи исполняли на разных языках: греческом, церковнославянском, румынском. Также мы специально для этого случая выучили «Достойно есть» на шведском языке, их древним распевом.

Татьяна: Древнюю фольклорную мелодию отец Стефан, настоятель, переложил на ноты. Батюшка на этом приходе очень интересный: и священник, и музыкант, а еще — физиотерапевт. 35 лет назад он посетил Афон как простой турист, изучавший ландшафты. Святая Гора ему была интересна просто как полуостров, а там его ожидала первая встреча с Православием. Он рассказал, что покинул это место другим человеком.

В богослужении нас всех поразил молитвенный дух. Было чувство, что отец Стефан перенес живую и теплую традицию богослужения в холодную Швецию, в скромный уютный храм, ранее принадлежавший Шведской Церкви.

Вероника: Да, служба идет размеренно, батюшка внимательно и спокойно проговаривает буквально каждое слово, и хор в таком же ритме и в такой же манере отвечает.

Марина: До мурашек… Мы приехали на чужую землю, где Православия какие-то крупицы. В субботу на богослужение пришло пять человек, в воскресенье — пятнадцать. Немногочисленные православные приезжают из всех близлежащих местностей. Елизавета с Василием, например, едут на литургию за 200 километров.

Вероника: Зато как они друг друга любят, как вместе держатся! После литургии обязательно устраивают агапу: вместе кушают, пьют чай, кофе, пироги пекут сами. Матушка очень хозяйственная, радушная.

Марина: На самом деле многим приезжим живется там несладко. Практически все прихожане когда-то покинули свою родину. Из местных шведов было всего несколько человек. А для остальных православный приход — как глоток свежего воздуха.

Татьяна: Наше участие в богослужении вызвало для нас неожиданную реакцию: нас там видели впервые, а приняли как старых дорогих друзей. На следующий день после отъезда мы получили письмо:

«Для нас был так ценен ваш приезд! Периодически мы встречаем на пути людей, с которыми чувствуем сильную связь, с которыми нас объединяет общая цель в жизни. Когда эта цель близость с Богом, тогда жизнь становится более осмысленной. Ты находишь новую сестру и нового брата, странника в этой жизни, который борется за вечную жизнь, где все мы будем едины, где, надеемся, будем вместе».

Такие слова придают сил и вдохновения на новые путешествия и встречи.

Вероника: А дальше мы отправились в Кальмар, где жили у Василия и Елизаветы и дали два концерта в шведских церквях. Храмы были полны, свободных мест не оставалось.

По какому принципу вы составляли программу? Какие песнопения отобрали?

Татьяна: Программа состояла из двух частей: богослужебные песнопения и духовные стихи. Ради шведских слушателей мы выучили песнопения «Достойно есть» и «Многолетие» на их родном языке.

Марина: Нужно отметить, что мы пели в церквях, а там не принято аплодировать. И вот ты исполняешь первое произведение — и тишина. И ты ищешь хоть какое-нибудь лицо в зале, чтобы понять их чувства... Но в конце концерта, после исполнения последней песни, звучал шквал аплодисментов. Мы ушли, а они аплодировали и не отпускали нас.

Вероника: Очень теплая реакция была на белорусский духовный стих «Три ангела» в обработке монахини Иулиании (Денисовой). Зрители понимали, о чем поется, потому что Татьяна вела концерт и перед каждым произведением рассказывала, что это за произведение, передавала его краткое содержание.

Какие отклики вы получили после концерта?

Татьяна: Начну немного издалека, но это имеет прямое отношение к откликам людей. Как нам сказала Елизавета, она покинула Протестантскую Церковь 12 лет назад, хотя всю жизнь была диаконисой, потому что Церковь потеряла свою соль, потеряла духовность.

И действительно, мы увидели, что на данный момент Лютеранской Церковью руководят органисты. Именно они составляют программу богослужения, решают, где сократить и как исполнить — весело, грустно, шуточно. Как если бы у нас решающее слово было за регентом: «Вот тут мы отрежем кусочек службы, вот здесь сократим, здесь веселенькое споем, а вы, батюшка, отдохните…»

В лютеранских храмах практикуются классические, инструментальные и даже рок-концерты, то есть более развлекательного характера. А вот таких духовных песнопений — просто нет.

Вероника: Ко мне после концерта подошла женщина и сказала: «Вы знаете, я активная прихожанка Шведской Церкви. После вашего концерта я была потрясена тем, что можно настолько радостно славить Бога, радоваться тому, что ты верующий, с горением что-то делать для Церкви, притом будучи молодым».

Марина: Да, я тоже слышала много похожих отзывов: «Вы такие молодые, красивые девушки, и вы так радостно поете»; «Как можно славить Бога и быть таким радостным?»

Люди подходили и спрашивали, когда мы приедем в следующий раз. А некоторые говорили: «Вы обязательно должны сюда вернуться»! Мне запомнился один зритель, который слушал нас с закрытыми глазами, а потом с такой теплотой и радостью благодарил и даже попросил ноты. Оказалось, что это священник Шведской Церкви, который интересуется Православием и часто посещает православный монастырь в Швеции.

— Как вы думаете, для чего нужны такие международные поездки? Какая миссия таких мероприятий?

Марина: Мне кажется, что люди видят и слышат что-то такое, чего никогда не видели и не слышали. А душа реагирует, она же христианка.

Татьяна: «Миссия», «проповедь» — наверное, громкие слова. У нас есть негласный девиз: «Не отказывайся от предложения Церкви», который я услышала от священника в Англии, лично знавшего архимандрита Софрония (Сахарова). Именно он однажды сказал ему никогда не отказываться от предложения Церкви: что Церковь попросит сделать — в силу своей возможности сделай. По такому принципу мы и стараемся поступать. Наш отец Андрей Лемешонок часто говорит: «Электричество идет даже через ржавый проводок». Я думаю, Божиим Промыслом мы и отправились передать наше «радостное электричество».

Нас позвали друзья, которые очень любят наш монастырь. «Минский монастырь это наш рай на земле», —говорят они и дважды в год приезжают сюда напитаться благодатью.

— Что удивило, запомнилось вам в этой стране?

Татьяна: Понравились открытость, приветливость незнакомых людей, шведские флаги в каждом дворике. По словам наших друзей, шведы гордятся своей страной, но им чужд национализм, они нордически спокойны и миролюбивы.

Марина: У нас получились настоящие каникулы, мы чувствовали себя детьми у любящих родственников. Поездку мы приняли как подарок от Господа и святой Елисаветы, у десницы которой мы пели акафисты накануне поездки. Ведь принимала нас тоже Елисавета. Мы называем это чудом.

Удивили холодное Балтийское море и весело купающиеся в нем дети, зайцы и оленята, бегающие неподалеку от людей, красного цвета дома с белыми окнами, безупречная чистота и множество цветов. А ещё — отсутствие штор на окнах. В стране, где мало солнца, люди стараются словить побольше света.

Вероника: Уровень культуры и заботы о человеке просто потрясает. Всё продумано до мелочей: забота о стариках и детях, медицинское обслуживание, экология, транспорт, даже передвижение по супермаркету. Чистота идеальная. Но при этом местные пастыри, с которыми мы общались, говорят, что молодежь совершенно не ходит в храм. Людей мало, и в основном пожилые: кто-то ходит в силу традиций, некоторые — просто пообщаться. Они всеми силами пытаются завлечь молодежь, теми же рок-концертами в храме, но получается с трудом.

Как-то я прочитала у митрополита Илариона (Алфеева) такую фразу: «Баха можно назвать православным композитором в том смысле, что в течение всей жизни он учился правильно славить Бога. Свои партитуры он начинал с таких слов: “Одному Богу слава”, “Иисус, помоги”». А что для вас означает «правильно славить Бога»?

Вероника: Это когда у тебя присутствует внутренняя жизнь и все-таки борьба. Борьба ведь зачастую бывает незаметная: встать пораньше, не опоздать, не расслабляться, вникать в слова текстов, петь не страстно, слушаться регента и не спорить. Хоровики меня поймут, такая борьба присутствует везде. Например, в Елисаветинском храме клирос стоит на виду у прихожан, и ты как на ладони. Никогда нельзя забывать, что мы — лицо монастыря. Всегда нужно быть собранными, всегда помнить, Кому ты поешь и уже потом — с кем ты молишься вместе. Это очень важно. Вот этому мы учимся.

Марина: Я считаю, что без частой исповеди и Причастия любое послушание в Церкви невозможно, потому что только Господь дает силы, радость и утешение при наших активных графиках и нагрузке.

Татьяна: Я пою в церковном хоре с 13 лет. До сих пор открываю для себя Церковь. Богослужебные тексты, службы, праздники, жития святых — неисчерпаемая глубина... И всё это — часть моей жизни, без которой я не могу жить.

И так как я уже долго нахожусь в Церкви, приняла для себя главное правило: не сделать послушание привычкой. Чтобы ты, образно говоря, не открывал ногой дверь на клирос, «я ж тут 20 лет в Православии». Очень легко забыться и вообразить себя статусным человеком. А славить Бога нужно, не поддаваясь своим душевным настроениям. Ты часто испытываешь какие-то личные переживания: неустроенность, усталость, уныние, раздражительность. Ведь в Церкви не всегда легко. Как наш батюшка говорит, первые годы ты летаешь на крыльях, а потом — встал и пошел.

Вот так и нужно действовать: если Бог благословил, то вставай и иди. Хорошо, что ты нужен и можешь послужить Богу и Церкви. Нужно всегда ловить момент: вот сейчас есть время, возможность, силы что-то сделать, а завтра их уже может не быть. За это действительно нужно благодарить и ценить минуты, которые могут отняться в любой момент.

Беседовала Мария Котова

22.07.2019

Просмотров: 116
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментарии 0
4 года назад
Спасибо за теплые рассказы)))
Одним словом -РАДОСТЬ
Прекрасно, душевно и до слез радостно.
Благодарю за незабываемые впечатления и атмосферу любви и ликующей радости!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать