X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Гость из Поднебесной о Православии в Китае

У большинства из нас Китай ассоциируется с Великой китайской стеной, Конфуцием, коммунизмом, порохом, небесными фонариками, драконами, иероглифами, дешевыми товарами, рисом и чаем. Верующие люди могут вспомнить святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, который послужил и этому народу. Но мы должны признаться, что для нас Китай остается страной малоизвестной, а еще меньше мы знаем об истории Православия в этом государстве.

Встреча с Мартином Го, который паломником приезжал в Свято-Елисаветинский монастырь, позволила больше узнать о Китае. Православным этот молодой человек стал в Европе, где сейчас учится. Мартин — имя, полученное в Крещении, для своих родителей он остается Цзы Жань Го. Его отец коммунист, но выбор сына принял, а в будущем Мартин хочет навсегда вернуться в Китай.

История Православной Церкви в Китае насчитывает более трех столетий. Первыми православными людьми на этой земле стали «албазинцы» — потомки русских казаков, которые были взяты в плен в 1685 году на Амуре войсками Цинского Китая. Их привели в Пекин к императору Канси. Он был поражен мужеством этих людей, оставил жить в городе и сделал одними из своих гвардейцев. Долгое время Православие не имело широкого распространения и за границы Пекина вышло только во второй половине XIX столетия.

Подписание в 1861 году серии Тяньцзиньских трактатов дало иностранцам некоторую свободу деятельности. Это касалось и миссионерства. Русская духовная миссия открывает несколько миссионерских станов в провинции, а ее члены занимаются переводами богослужебной литературы на китайский язык, пишут синологические труды.

В 1889‒1900 годах в Китае происходит восстание «ихэтуаней», когда разрушалось всё связанное с западным христианским миром. Гонениям и убийствам подверглись и китайские христиане. 222 китайских мученика были канонизированы Русской Православной Церковью в 1902 году.

К 1902 году в стране насчитывалось 6000 китайских православных христиан и 32 храма. После революции 1917 года из России в Китай бежали сотни тысяч православных беженцев. Число храмов к 1949 году возросло до 103.

Всё изменилось после коммунистической революции — русские покинули Поднебесную, в стране остались 10 000 православных китайцев. В 1956 году Православная Церковь в Китае получила автономию. Большим испытанием для Церкви стала «культурная революция» 1966‒1976 годов, когда преследовались верующие и разрушались храмы. Немного изменили ситуацию реформы 1980-х годов, но и сейчас Китайская Автономная Православная Церковь не имеет официального статуса и лишена возможности в полноте жить литургической жизнью.

Мартин, сколько православных сегодня в Китае?

— В нашей стране живет около 15 тысяч китайцев, которые исповедуют Православие. Но в Китае также проживает много русских и украинцев, поэтому число православных выше.

А в храмах служат священники какой национальности?

— В Южной Монголии и Харбине это священники из Китая, в Бейджине (так у нас в Китае называют Пекин) и в моем родном городе Далянь (это самый юг провинции Ляолинь) — священники из России. У нас в городе служит отец Андрей Бухтеев. Литургия проходит каждое воскресенье. Действующие православные храмы есть в моем городе, в Шанхае, в Харбине, в Пекине, а также в провинциях Южная Монголия и Синьцзян (Восточный Туркестан).

Епископов в Китае сегодня нет, есть только несколько священников.

Я читал о 222 китайских мучениках, а какие еще святые особо почитаются православными в Китае?

— Мы почитаем святого апостола Фому (считается, что он пришел в Китай после Индии), святителей Николая Японского, Иоанна Шанхайского, Иннокентия Иркутского (он был одним из первых начальников духовной миссии в Китае, я даже ездил в Иркутск к его мощам), Гурия Таврического, который перевел на китайский язык Новый Завет, Евангелие, Псалтирь и другие богослужебные книги.

С большой любовью мы относимся к митрополиту Пекинскому и Китайскому Иннокентию (Фигуровскому), который возглавил миссию в начале ХХ века. Это он встречал тела преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и алапаевских мучеников в Пекине в 1920 году.

Все эти люди были монахами. А Вы видите себя монахом?

— Мне нравятся оба пути: белое священство и монашество. Сейчас мне 25 лет, и всё зависит от того, будет у меня девушка или нет.

Став священником, я хочу вернуться на родину. В Китае есть православные, но у нас мало священнослужителей. Основная трудность заключается в тяжелых отношениях с властью. Чтобы стать священником в Китае — нужно получить согласие правительства.

Как и когда Вы приняли Христа?

— Я искал истину, смысл жизни. Всеми религиями стал интересоваться еще в Китае. Потом год я изучал в США философию. Изначально крещение я принял в католической вере. Сейчас я православный. Разницу между католической и православной верой почувствовал, изучая богословие в Париже. Читая труды теолога Владимира Лосского, я увидел отличия Католичества и Православия. Например, в вопросах о филиокве и папской власти. Я посчитал, что православная вера лучше сохранила все христианские традиции. В 2016 году на праздник Пятидесятницы через таинство Миропомазания я стал членом Православной Церкви. Таинство совершил ректор Русской духовной семинарии в Париже иеромонах Александр (Синяков).

Вы сейчас учитесь в Европе. Чувствуете ли разницу между азиатами и европейцами?

— Да, я вижу различие в культурах народов. Традиции, взгляды — это важно, но я понимаю, что у всех людей есть что-то общее. У каждого человека есть душа, а каждая культура строится на принципах человеческой нравственности и духовности. Все народы могут найти свое совершенство во Христе.

Насколько ценности, которые проповедует христианство, близки китайскому народу?

— В Китае много христиан, но большая часть — протестанты и католики. В существование души также верят буддисты, но большинство людей живет без религии, потому что в нашей стране коммунизм.

Такими ценностями, как кротость, уважение других, справедливость, христианство похоже на китайскую традицию, но христианство дает совершенно иное понимание человеческой жизни и этого мира, оно наполняет жизнь смыслом и учит нас тому, что есть духовный мир и есть жизнь после смерти. Христианство лучше, чем буддизм.

Как Вы узнали о нашем монастыре?

— Свято-Елисаветинский монастырь очень известный. В Швейцарии, в Берне проходила выставка, где я познакомился с сестрой Еленой из обители. Меня очень впечатлили изделия ваших мастерских и рассказ о служении ваших сестер, поэтому лично захотелось побывать здесь и всё увидеть своими глазами.

Всю неделю, которую я провел в Минске, старался посещать как можно больше богослужений. Для меня было большой радостью встретить праздник Рождества Христова в вашей обители.

Сильное впечатление произвел на меня отец Андрей Лемешонок. Я видел, как он исповедовал людей до двух часов ночи. Таких священников, как он, я встречал нечасто.

Мартин, а чем Вы занимаетесь сейчас?

— Обучение во Франции я уже закончил и сейчас изучаю теологию в швейцарском университете во Фрейбурге. Продолжить обучение в Европе мне посоветовал отец Дионисий Поздняев. Этот русский священник служит в Гонконге. Мы с ним встречались в Париже, и он мне рассказал, что в России в основном теологические факультеты есть только при духовных академиях, а в Германии или Швейцарии я смогу получить государственный диплом по богословию. Затем я бы хотел поступить в Московскую духовную академию.

Ваша жизнь связана со многими странами. Интересно узнать, на каком языке Вы молитесь?

— Библию я читаю на разных языках, а молюсь на китайском и церковнославянском языках. Церковнославянский — нелегкий язык, но в нем чувствуется духовная сила. Я люблю на нем молиться. На русском языке я могу пообщаться только с прихожанами в церкви.

На моем прежнем приходе в Париже службы совершались на церковнославянском, русском, французском, румынском языках. Сейчас мой приход в Берне. Там язык богослужений — церковнославянский и русский, иногда звучит молитва и на немецком.

В Швейцарии много православных храмов. Например, во Фрейбурге есть православные храмы других поместных церквей, но я хочу молиться в храме Русской Православной Церкви, поэтому езжу в Берн.

Почему для Вас важно молиться именно в русском храме?

— Всё просто: я стал православным в Русской духовной семинарии в Париже. В Китае Православная Церковь тоже появилась благодаря русским.

Беседовал Вадим Янчук

28.02.2019

Просмотров: 157
Рейтинг: 2
Голосов: 1
Оценка:
Комментарии 0
5 лет назад
Благодарю за знакомство с таким удивительный человеком - с Мартином! Удивительно, как он глубоко с любовью относится к ВЕРЕ, к выбору жизненного пути. Спаси и укрепи, Господи!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать