X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

В Боге сочетается всё

В марте аудиостудия монастыря порадовала слушателей новым диском с емким и звучным названием «Наша вера». Это церковные песнопения и канты в исполнении ансамбля сестер Свято-Елисаветинского монастыря. О новой и в то же время уже полюбившейся слушателям записи рассказывают регент монахиня Иулиания (Денисова), звукорежиссер проекта Константин Карманов и сестры, поющие в ансамбле.

 

Матушка Иулиания, был ли конкретный повод для создания диска? Или это запланированное продолжение серии «Песни паломников»?

Когда наши сестры в 2016 году с успехом пели на Кубани, где проходили выставки и концерты Свято-Елисаветинского монастыря, люди подходили и спрашивали аудиодиски. Но записи того, что исполнял ансамбль сестер, не было. Вот и решили, что надо записать диск с нынешним репертуаром коллектива.

А почему название «ансамбль», а не хор? Это неполный, сокращенный состав монашеского хора?

Да. В 2010 году впервые небольшой состав сестер поехал петь в страны Европы. Сейчас это четыре сестры милосердия и четыре-пять монашествующих. Последние не всегда могут поехать в дальнюю поездку. Все они руководят крупными подразделениями в монастыре и не имеют возможности оставить свое послушание. Запись сделана в несколько приемов, и состав ансамбля чуть-чуть менялся. Но главное — стиль пения полного монашеского хора сохраняется.

Очень разноплановая программа получилась: песнопения древних распевов, сочинения композиторов-классиков (Чеснокова, например), народные песни и современные духовные стихи...

Вообще, диск состоит из двух частей — из богослужебных песнопений (то, что поется на службах в монастыре) и песен (паралитургическое творчество), которые звучат у нас на акафистах, когда идет помазывание елеем. Поем песнопения с диска «Светлое горение», а также песни из репертуара Праздничного и сестринского хоров, которые я специально аранжировала для поездок ансамбля.

Вот, например, «С чего начинается Родина» — это уникальное песнопение. Отца Артемия Владимирова обвиняли, что он исказил советскую песню, написав свои слова. Да не исказил, а продлил ей жизнь, дал новое наполнение! Кстати, многие советские композиторы были людьми верующими, просто не могли открыто говорить об этом, поэтому писали песни о высоких нравственных ценностях — о любви к Родине, к Отечеству, к матери. Например, Пахмутова и Добронравов — это же верующие люди. Когда это стало возможно, они начали писать на религиозные темы. Вот на последнем «Державном гласе» хор из Новгорода пел произведение Пахмутовой.

Чем же объединили все это разнообразие?

Я заметила, что на клиросе и с сестрами, и с Праздничным хором в одной и той же службе мы можем спеть очень разное: и что-то обиходное на три голоса, и сложное одноголосие знаменное, и гармонизацию византийского распева, но все объединяется звучанием хора. Ни Праздничный, ни сестринский хор с другим не спутаешь. С первых аккордов понятно, что это елисаветинцы поют. Это мне много раз говорили люди. Мы не подравниваем никого академической постановкой голоса, как это принято в профессиональных коллективах, хотя считается, что так надо делать, чтобы хор звучал однородно.

То есть удалось достичь своего, особенного звучания…

Да, своего особенного хорового тембра. Это такое ноу-хау, изюминка. А в разнообразии репертуара — интерес для публики, чтобы, когда звучит женский хор, не было все время одно и то же по темпу, смыслу, аранжировке… Но то, что белорусская народная песня «Купалинка», «С чего начинается Родина» советского автора и французская колядка объединены видением одного и того же аранжировщика, тоже придает диску цельность.

Итак, в альбоме «Наша вера» есть разнообразие и есть объединяющие факторы.

Всегда — в любом искусстве, в любом коллективе — есть необходимость в объединяющем моменте. Нужно найти баланс, чтобы не было эклектики…

 

Во время работы над этим диском было что-нибудь особенное? Или он никак не выделился из предыдущих работ?

Конечно, выделился! Для меня это возможность лишний раз услышать чистые аккорды, профессиональное пение. Потому что всегда хочется добиться качества, безупречности. И всем участницам ансамбля тоже этого хочется. Недаром они избраны в этот хор — у всех прекрасный слух, голоса подходят друг к другу, сочетаются между собой. Певчие хорошо понимают друг друга.

А трудности, матушка, были? Или уже нет? Ведь это не первый подобный альбом.

В любой записи диска есть опасность, что уйдет дух… Поэтому мы записываем свои альбомы в храме, чтобы это напоминало, для чего все пишется. Записываем множество дублей. Иногда одно место не получается — выхватываешь его и начинаешь повторять, потому что сегодня, в условиях современной технической оснащенности, применяются монтаж, сведение, мастеринг. Не так, как раньше: включил запись, записал на пленку — и в эфир. Тогда был обязан спеть от начала до конца, иначе никак — ничего не вырежешь. Так первые диски Праздничного хора записывались.

А что дает лучший результат: когда есть возможность все переделать, поправить нюансы, или тот, прежний способ записи?

И там, и там есть свои плюсы и минусы. Не случайно же Господь допускает, чтобы техника совершенствовалась. Ведь записать с первого раза огромное произведение может далеко не каждый коллектив. Но при монтаже, когда составляешь одно целое из нарезок, по настрою и вдохновению — уже не то. Однако, тем не менее, можно. Хороший музыкант, а тем более верующий, может и три, и пять раз спеть Богу одно и то же песнопение, и ничего не потеряется. Мне кажется, диск «Наша вера» это доказывает.

Но после того, как ты уже слышал отшлифованную, выверенную запись, слушать концерт, живое исполнение, когда у исполнителя не все удачно получается, бывает сложновато…

Не могу сказать такого про сестер. В последнее время я с ними не ездила на концерты, но они привозили видеозапись — безупречно! Они так профессионально пели и настолько выкладывались, что ничего не терялось. Этот ансамбль может и на клиросе петь, и на сцене, и для записи.

А почему такое название у альбома — «Наша вера»?

Это название одной из песен. Причем очень определяющее, не указывающее на конкретную конфессию или национальную принадлежность. Только из текста самой песни узнаем, что наша вера — православная. Этакий песенный «Символ веры». А другие песни альбома раскрывают разные грани этой веры сквозь призму народного понимания и видения.

 

Что хотелось бы в первую очередь сказать о диске «Наша вера»?

Диск «Наша вера» создавался в миссионерских целях — через красоту церковно-певческого искусства мы свидетельствуем о Христе. Кроме этого, в альбоме — история развития современного церковно-певческого искусства, выраженная через традиции хорового пения в Свято-Елисаветинском монастыре.

Были ли какие-то особенности записи этого альбома по сравнению с предыдущими дисками из серии «Песни паломника»?

Если говорить про особенности звукорежиссуры, то их было немного. Мы проводили запись в ночное время. Для нас это уже традиционно, потому как в дневной суете много факторов, которые мешают сосредоточиться. Ансамбль сестер поет светло, некоторые голоса напоминают прозрачное звучание детского хора. Для сохранения и передачи естественного звучания этих тембров нам пришлось подобрать дополнительные микрофоны. Звук отражается от всех стен и поверхностей, и мы всегда стремимся зафиксировать «купольность» акустической среды храма. На самом деле запись хора без сопровождения — это целая школа, и я бы выделил ее в отдельную область звукорежиссуры. И ведь именно на звукорежиссера в итоге ложится ответственность за окончательный результат общего звучания.

 

Этот ансамбль выделяется чем-то особенным по звучанию от других хоровых коллективов, которые приходилось записывать?

В этом ансамбле в первую очередь хочется выделить духовные параметры, среди которых — послушание, смирение, искренность и соборность. В записи ощущается, как послушно сестры следуют за регентом, как они доверяют ему, выполняют его указания и доверяются его внутреннему слышанию.

Так через пение богослужебных песнопений совершается общая молитва, а в песнях и паралитургической музыке (то есть близкой по стилю к богослужебной, но не использующейся во время богослужения) создается художественная музыкальная форма. А все это объединяет любовь...

 

— Программа концертов, которая теперь записана на диске «Наша вера», составлялась с мыслью, что нас будут слушать люди, которые никогда не слышали ничего подобного, — для не знакомых с русской духовной музыкой. А «Купалинка» взята для того, чтобы имели представление о белорусской народной музыке.

Когда ансамбль ездил в Европу с матушкой Иулианией, то к ней подходили люди и со слезами на глазах рассказывали, что слушают ее музыку, следят за тем, что у нас в монастыре происходит, слушают новые записи Праздничного и монашеского хоров. И с таким трепетом говорили о соприкосновении с чем-то святым, с Богом в каком-то смысле, с тем, чего не бывает в обыденной жизни!

Встречи с русскими людьми на Кубани тоже умиляли так, что невозможно передать… На них так действовала музыка, что они со слезами на глазах слушали и принимали нас очень тепло — с распростертыми объятиями.

 

Лично для меня было очень интересно работать над этой программой. Обработки и гармонизации матушки Иулиании очень интересные. А тем более впечатляет работа с ней, когда в процессе озвучивания она представляет свою концепцию. И ансамбль из года в год растет профессионально. Хотя когда поешь с матушками, всегда испытываешь чувство умиротворенности (говорю на уровне ощущений) — какая-то благодать особенная. Может быть, в музыкальном плане они слабее, чем Праздничный хор монастыря, поют тише, но очень молитвенно. Если в Праздничном хоре больше профессионализма, там, когда поешь, больше думаешь о музыке, о словах, о том, как извлекать звук, то при пении с монашествующими это больше духовное состояние, может, от сестер передается...

Вообще, при записи чувствовалась такая сплоченность, ведь мы уже столько пережили вместе в поездках! Музыка — это нечто эфемерное, что прозвучало, растворилось, и его больше нет. А здесь, на диске, — итог наших многолетних трудов.

 

— Я думаю, что диск «Наша вера» растопит очень многие сердца — через пение Господу гораздо проще достучаться до сердца. Я не знаю, почему это так. Cо мной именно так было. Первое, почему я захотела быть в храме, — услышала пение клироса. Это была красота неземная — будто ангелы пели. Акапельное пение само по себе достаточно сложное и всегда завораживает. Когда нет фонограммы и инструментов, а есть красивое сочетание голосов, я думаю, мурашки по коже бегут у любого человека.

Когда ансамбль ездил петь в Европу, англоязычные зрители вначале приходили просто послушать концерт, музыку. В первом отделении у нас богослужебные песнопения, и публика настороженно это слушала… Они же не знают нашу службу. Ведущая пыталась ввести их в курс дела. Но поскольку люди — католики и протестанты, им трудно понять. Потом им начинает нравиться, у них меняются лица. И когда первая часть подходит к концу — они аплодируют уже завороженно. А когда начинается вторая часть, и мы поем наши канты, православные песни, духовные стихи, эти люди, которые не понимают слов, не знают русского, начинают плакать. Это удивительно!

На самом деле часто, когда выходишь петь, сложно улыбаться, сложно стоять, петь — кто-то болеет, у кого-то проблемы… Но понимаешь, что ты служишь Богу, и нужно сейчас для Бога стоять и петь, стараться как-то передать людям истину, красоту любви Божией.

Как-то подходит к нам русскоговорящая женщина и рассказывает, что сидевший рядом с ней католик, хотя ни слова не понял, после концерта плакал и говорил ей: «Я не знаю, о чем они поют, но это что-то необыкновенное! У меня щемит вот здесь…» — и показывает на сердце. Конечно, такое радостно слышать, понимаешь, что Господь через нас действует и трогает сердца людей. Ты молишься — и Бог действует.

Был еще случай в Англии. Польский католический приход. Когда мы приехали, у них шла месса, и мы ждали ее конца, чтобы выступить. Было очень много народа… А священник в проповеди настраивал людей против России… (вообще, в Европе антироссийские настроения). А нам нужно сейчас выходить и петь им с любовью… Да, петь было сложно — в горле ком… Но после первого отделения нам стоя аплодировали. И получился такой замечательный концерт! Люди потом так тепло благодарили, не хотели отпускать, хлопали и хлопали. Видно было, что Господь действовал, и сердца их смягчились, несмотря на то что мы русские, и перед концертом им был дан негативный посыл. Я молилась и думала: «Им же навязывают, внушают вражду. Пусть бы они почувствовали, что мы не враги и не настроены против них. Пусть они католики, но они же со Христом!»

Для меня Европа открылась с другой стороны, потому что раньше я не очень-то любила ее. Нам же тоже внушают много негатива по поводу Европы, те же новости. Но когда мы приходим к Богу, Он открывает какие-то грани, которые мы до этого не видим.

Я пожила у нескольких европейцев и увидела в них красоту, Господь показал. Вот жила у одной бабушки, у которой трое детей, 10 внуков, 20 правнуков. Она переболела два раза раком, муж умер. Но от нее такое тепло исходило, от ее души, у нее такие красивые глаза! И она с таким теплом принимала!

И в России на концертах люди плакали. Были такие эмоции — просто шквал! У русских душа широкая. Они легки на смех, на веселье, и на слезы. И было видно, что людям очень не хватает «культурного» Православия. Православие — это же не только храм, это еще и красота.

Красота в том, когда мы исполняем песнопения и духовные стихи. Всякий раз я проживаю в них каждое слово, потому что если ты этого не сделаешь, то не передашь слушателю. Мы поем очень красивые слова. И патриотические. Я думаю, что если ты не любишь свое земное Отечество, то не полюбишь Отечество на небе. В наших кантах очень много любви к Родине, к Богу и красоты. И все это сочетается.

Над строительством Державного храма нашего монастыря трудились разные бригады — иконописцы, мозаичисты, архитекторы, и поэтому там смешано очень много стилей — византийский и исконно русский, фреска, мозаика, но при этом всё настолько гармонично смотрится, что сами мастера удивляются, как это сочетается. А это — единый ансамбль. Потому что в Боге сочетается всё!

 

Отзывы слушателей:

Галина, Усть-Лабинск:

— У нас концерт проходил вечером. Очень торжественно песнопения звучали. Стихи, которые читала ведущая, поражали своей искренностью, душевностью. Такие вечера, духовные встречи дают заряд душевного здоровья и настроения. Запоминаются не то что на месяцы — на годы. Мы благодарим! И просим еще приезжать к нам, молиться у нас, петь и просить у Господа Бога здравия и благоденствия всем, кто верует.

Новороссийск:

— У них все отточено, чисто в исполнении, нет фальши.

— Эти песни-молитвы настолько глубоко проникают в душу, что ты как на небе, с Богом! Просто слезы умиления… Хор столько души вкладывает… А слова какие глубокие поют! Благодарны! Такое удовольствие получили!

— Слезы наворачивались, пение очень тронуло душу!

Записала Елена Наследышева

01.05.2018

Просмотров: 60
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать