X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Утоли моя печали, милосердная сестра…»

В этом году исполнилось 100 лет со дня мученической кончины преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Ее земная жизнь, посвященная служению Богу и заботе о нуждающихся, послужила примером для огромного количества женщин последовать зову своего сердца и послужить ближнему, став сестрами милосердия.

Одно из воскресных сестрических собраний нашего монастыря было посвящено памяти сестер милосердия, которые начинали служение в Свято-Елисаветинском монастыре одновременно с его зарождением. Гостями встречи стали поэтесса, публицист Валентина Петровна Поликанина — автор поэмы «Сестры милосердия» и народная артистка Мария Георгиевна Захаревич, в чьем исполнении эта поэма прозвучала.

Вот небольшой отрывок из нее:

Пространство воет и скрежещет,
И враг не чувствует вину…
И мир зовет бесстрашных женщин
Идти на подвиг и войну,
И собирать в груди осколки,
Пополнив мучеников рать;
И припадать к больничным койкам,
И, сострадая, умирать
От грязи, гноя, злой горячки;
Начать всё с чистого листа —
С лицом восставшего из спячки,
С нездешней верою в Христа.
Уходит всё, что было прежде.
Худые смертники окрест.
Бинты, как белые одежды,
И кровь впиталась в красный крест.
Уже земля у горла дышит,
А им — святейшим — в небе жить…
И нет судьбы светлей и выше,
Чем жизнь «за други» положить.
 

Мы встретились с Валентиной Петровной и поговорили о том, как родилась поэма, о ее прототипах и о нашем монастыре.

Валентина Петровна, вместе с народной артисткой Беларуси Марией Захаревич Вы побывали на собрании сестер милосердия нашего монастыря. Расскажите, как родилась идея написания такой поэмы?

— Поэма «Сестры милосердия» появилась в моем творчестве в 2007 году как раз благодаря сестре милосердия вашего монастыря, по чудесному стечению обстоятельств. Сестра Елена Сидорова через мою приятельницу Татьяну Шостак дала мне почитать книгу священномученика Сергия Махаева «Подвижницы милосердия». Для меня это стало не просто чтением, а полным погружением в материал. Перевернув последнюю страницу, долго не могла прийти в себя, вспоминала детали, снова и снова возвращалась к прочитанному. И вдруг стали приходить слова… Сначала это были отдельные стихи, потом небольшие фрагменты, которые постепенно складывались в единое целое. Так родилась поэма. Кстати, я писала ее две недели — и на это время стала добровольной «затворницей», отказывалась от приглашений, походов в театры: боялась нарушить творческую тишину...

На встрече Вы упомянули, что в поэме существует обобщенный образ сестры милосердия. Были ли реальные прототипы?

— Прототипами поэмы стали все те, о ком шла речь в книге священномученика Сергия Махаева. Это сестры милосердия Восточной войны 1853‒1856 гг., русско-турецкой, русско-японской и Первой мировой войн. Это были удивительные, самоотверженные женщины, многие из них — представительницы именитых дворянских родов, такие как Екатерина Бакунина и Елизавета Хлапонина. Было много женщин родовитых фамилий: Бибикова, Пржевальская, Карцева, Щедрина, Мещерская и многие другие. Они отдавали свое богатство, жертвовали деньги для помощи защитникам Отечества, сами шли на фронт помогать раненым. К примеру, во время русско-турецкой войны работала сестрой милосердия Юлия Вревская, красавица из высшего света, которой Тургенев посвящал стихи в прозе… Княгиня Шаховская возглавляла общину сестер милосердия. В 1909 году Великая княгиня Елизавета Федоровна создала Марфо-Мариинскую обитель милосердия… Были женщины и других сословий. Например, Даша Севастопольская, сирота. Во время Крымской войны, чтобы попасть на фронт, она переоделась матросом, потом работала в перевязочных пунктах, госпиталях. Без всякого образования, она могла ассистировать врачам при операциях…

Вот эти героини стали яркими примерами для поэмы, но при художественном воплощении слились в единый, обобщенный образ сестры милосердия — женщины, которая, жертвуя здоровьем и даже рискуя жизнью, помогала раненым солдатам в жестоких, невыносимых условиях войны. 

А сегодняшние сестры милосердия?

— Одну из сестер я уже назвала — это Елена Сидорова, скромная, приветливая, добросердечная. Кстати, она организовала и первое (авторское) прочтение в Свято-Елисаветинском монастыре. Помню, как в присутствии отца Сергия Храпицкого и отца Андрея Малаховского я с большим волнением читала эту поэму перед православной молодежью. Ваших сестер милосердия я не раз видела на службах. Помню всегда улыбающееся, светлое лицо сестры Людмилы Жданович… А на одной из встреч на православной ярмарке ко мне подошла сестра Лидия Андреева и попросила переписать мое стихотворение «Молитва женщины». Прошло время, и она, увидев меня после службы в монастыре, поблагодарила за стихи и сказала, что написала к ним музыку. Эта женщина, от которой исходит сила, помогает людям не только физически, но и духовно: поет им песни, тем самым облегчая состояние больных… Недавно познакомилась с сестрой Фотинией, мудрой, всё понимающей. Несколько раз в составе делегации Белорусского союза женщин я посещала больницы и видела, как сестры милосердия работают с больными в РНПЦ психического здоровья… А самое главное — моя мама была прекрасным врачом, не узким специалистом, а самым что ни на есть широким, так что я с рождения знаю, что значит слово «милосердие».

Какова идея поэмы? Что Вы хотели с ее помощью донести читателю?

— Когда писала, об этом не думалось. Мне казалось важным напомнить о том, что за подвигом и жертвенностью стоит сила Любви, изначальной, материнской… Любви, основанной на твердой православной вере, где идеал — любовь Христа к людям. А призыв к читателям — не нарочитый, он естественно вытекает из самого материала: быть добрее, сострадательнее, внимательнее друг к другу. Любить — вот всё, что нужно.

Теперь могу сказать, что идея поэмы — героический подвиг женщины, ее жертвенность, готовность прийти на помощь ближнему, ее самоотверженность и сила.

На встрече Вы сказали, что, когда писали поэму, представляли, что ее прочтет Мария Захаревич. Почему именно она?

— Безусловно, важным было то, что Мария Захаревич — человек верующий. И голос ее для меня — это символически голос моей Родины. И образ ее соединялся в моем воображении с обобщенным образом сестры милосердия… Когда я писала поэму, во мне звучал именно этот глубинный, грудной, словно слегка простуженный, какой-то очень материнский, благожелательный голос, который, кажется, и существует для того, чтобы утишить печали, пожалеть, приласкать, успокоить…

Какие чувства оставила у Вас встреча в монастыре?

— Прежде всего хочется сказать: слава Богу, что сподобил… И, конечно же, огромная благодарность за благословение и разрешение быть вместе с Марией Георгиевной Захаревич на сестрическом собрании настоятелю Свято-Елисаветинского монастыря протоиерею Андрею Лемешонку — подвижнику, проповеднику и строителю монастырских стен, светлому воину за души людские. Спасибо всем сестрам милосердия за их милость и усердие. Низкий поклон всем монахиням, всем священникам и тем, кто трудится в монастыре, за их неустанный молитвенный труд. Свято-Елисаветинский монастырь — один из чудесных островов спасения для людей в бушующем страстями мире. Дай Бог ему безмерной долготы дней и процветания!

Беседовала Александра Урсалова

13.12.2018

Просмотров: 157
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментарии 0
5 лет назад
Спаси ВАС Господи!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать