X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Сияющая религия», или Православие в Китае (часть третья)

Время запустения

24 апреля 1956 года Пекинским епископом был назначен архимандрит Василий (Шуан). По совместительству он был обязан исполнять и функции главы Китайской Православной Церкви, а архиепископу Виктору (Святину) было предложено сдать ему все дела и имущество Пекинской епархии (в конце мая того же года последний покинул Пекин).

Однако спустя всего шесть дней владыка был вызван в Религиозный отдел при Правительстве КНР, где ему сообщили, что с этого момента управлять церковными делами будет Религиозный отдел и что все дела следует согласовывать с ним.

Позже Московская Патриархия добровольно передала свое недвижимое имущество правительству Китая, но лояльности к Православию со стороны властей не прибавилось. Движимое имущество надлежало передать в собственность Китайской Православной Церкви. Подсобные предприятия Экзархата — источник доходов Миссии — были переданы советскому посольству, как и вся территория Миссии вместе с храмами.

Как иностранному религиозному учреждению, Экзархату требовалось ликвидировать свои учебно-воспитательные учреждения, хотя по состоянию на 15 октября 1955 года в школе Миссии обучался 281 человек, а в детском саду было 240 детей.

16 июля 1956 года был закрыт храм Табынской иконы Божией Матери в Пекине.

Пострадавший из-за дождя Свято-Серафимовский храм нуждался в ремонте крыши, но Религиозный отдел отказал в помощи.

19 июля 1956 года школа и детский сад Миссии были полностью переданы китайским властям. К середине ноября того же года многие постройки Миссии были уничтожены, а один из парков Миссии переделан в городской сад.

Впрочем, для духовенства и бывших насельников Миссии правительство всё же построило многоквартирный жилой дом.

Китайская Автономная Православная Церковь

23 ноября 1956 года Священный Синод под председательством Патриарха даровал Китайской Православной Церкви автономию. Как уже говорилось выше, Пекинским епископом стал архимандрит Василий (Шуан). В январе 1957 года Религиозный отдел дал согласие на поездку архимандрита Василия в Москву для совершения хиротонии.

Отец Василий (в миру — Игнатий Яо Фуань) родился 23 декабря 1888 года в Пекине. Учился в Православной духовной академии. 11 мая 1915 года был рукоположен в диаконы епископом Иннокентием (Фигуровским). Спустя 33 года он был рукоположен во иерея и принял монашеский постриг с именем Василий, после чего был возведен в сан игумена и поставлен духовником двух монастырей Миссии: Успенского мужского и Покровского женского.

Наступивший 1957 год принес одни разрушения православным храмам на территории Китая.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на бывшей территории Миссии был приспособлен под посольский гараж, в церковной ризнице устроили консульский отдел, а в храме святителя Иннокентия — банкетный зал и гостиницу.

В 1957 году так же, как и полвека назад — во времена восстания ихэтуаней — горела библиотека Миссии.

При вручении жезла новопоставленному епископу митрополит Николай, совершавший хиротонию, отметил, что теперь в своей внутренней жизни Китайская Православная Церковь будет самостоятельна, но пусть она помнит, что русские архиереи останутся любящими братьями, всегда готовыми помочь…

По возвращении в Китай новопоставленный епископ должен был быть избран главой Китайской Православной Церкви, а для этого необходимо было созвать Собор. Однако разделение клира на два соперничающих лагеря помешало этому.

 

Тем временем политика КНР по отношению ко всем религиям ужесточалась. В 1958 году был закрыт и превращен в цирковое училище Благовещенский храм в Харбине. Покоившиеся здесь останки Харбинского митрополита Мелетия были осквернены.

Подверглись разрушению два православных кладбища Харбина, где находилось не менее 100 000 захоронений. А надгробными плитами с этих кладбищ была вымощена набережная местной реки. Для перезахоронения власти Китая предложили другой участок земли, в 25 километрах от центра Харбина. На новом участке построили церковь Рождества Иоанна Крестителя.

Храм Покрова Божией Матери стал книжным складом, а Успенская церковь — комнатой смеха.

Помощи из России не было.

Русские продолжали покидать Харбин и Тяньцзинь. Даже активный священник-миссионер протоиерей Иоанн Ду, настоятель Тяньцзиньского храма, просил о новом месте служения в России...

Вскоре русским, не имевшим гражданства КНР, было предложено покинуть пределы Китая.

Летом 1961 года епископ Василий, упав с кровати, сломал бедро правой ноги. А 3 января 1962 года его не стало, он умер от инсульта.

В Москву об этом известии — погребении последнего Пекинского епископа — протоиереем Николаем Ли было сообщено только летом 1962 года. Сам протоиерей после смерти владыки вступил в должность управляющего Пекинской епархией.

К середине 1964 года в Пекине был закрыт последний православный храм, который превратили в склад. Имущество храма увезли в неизвестном направлении.

Многие насельники Миссии болели, еще часть из них умерла.

В феврале 1962 года закрылись Камчатское подворье и Дом милосердия. А в дни Рождества по распоряжению городских властей был закрыт кафедральный собор святителя Николая. Вновь служить здесь разрешат только 19 мая 1963 года — в престольный праздник.

В начале 1963 года китайские власти запретили распространение журнала Московской Патриархии. К весне 1963 года в Харбине оставались только два русских протоиерея — Николай Стариков и Виктор Черных.

А 3 марта 1965 года в Шанхае преставился последний китайский архиерей — епископ Симеон. Некому было даже сообщить об этом в Москву...

С его смертью закрылся и шанхайский кафедральный собор. Сегодня в его стенах находится банк.

10 июля 1965 года скончался настоятель харбинского Преображенского храма протоиерей Фотий Хо.

28 августа 1965 года, когда из него уехала последняя начальница — игуменья, закрылся единственный на территории Китая православный монастырь.

6 февраля 1966 года в своем письме из Гонконга в Москву протоиерей Виктор Черных сообщал, что в Китае осталось всего восемь священников, а во внутренней Монголии и в Трехречье служит по одному священнику.

Смерть Свято-Николаевского собора

18 августа 1966 года в Свято-Николаевском соборе совершалось торжественное всенощное бдение. В это же время хунвейбины (члены созданных в 1966‒1967 годах отрядов студенческой и школьной молодежи в Китае, одни из наиболее активных участников Культурной революции.Прим. ред.) собрали митинг, посвященный судьбе этого и других храмов Харбина. На Преображение во время службы в собор вошли несколько молодых китайцев, разговаривавших на русском. Молодые люди попросили разрешения подняться на хоры, где простояли всю литургию. Прощаясь, они пообещали, что вернутся.

Утром 23 августа харбинские хунвейбины во главе с теми самыми молодыми китайцами с барабанным боем, криками и плясками ворвались в собор. Кто-то из них, забравшись на крышу собора, ставил там красные знамена, а кто-то выносил из храма иконы и церковную утварь. Были сожжены абсолютно все иконы собора, а также иконы других храмов города. Во время сожжения, которое длилось три дня, хунвейбины звонили в церковные колокола. Часть икон была выставлена для поругания в парках и клубах…

24 августа крышу и стены собора начали разбирать. К 27 августа от здания остался лишь фундамент, на котором разместили памятник «Бойцам культурной революции». Сегодня на месте собора располагается сквер.

Судьбы других храмов и священнослужителей

Закрытый Свято-Иверский храм стал пошивочной мастерской.

Свято-Софийский храм был преобразован в общежитие. Свято-Алексеевский храм стал столовой и продуктовым складом.

В мужском монастыре в Гондатьевке разместился завод по изготовлению щитов из прессованной стружки.

Бесчинства тех страшных дней не обошли стороной и православное духовенство. На священников надевали шутовские халаты и увешивали плакатами с кощунственными надписями, их лица измазывали сажей и водили по улицам, избивали и поносили. После всенародных издевательств священников судили и приговорили к длительным тюремным срокам с работой в шахтах и каменоломнях.

Настоятеля Свято-Алексеевского храма в Модягоу протоиерея Стефана У поставили на колени на столе, усыпанном острым щебнем, перед храмом. На него также надели шутовской халат, а на голову водрузили колпак, набитый металлическими стружками, лицо измазали сажей. На протяжении двух суток отца Стефана били деревянным молотком по голове и стальными палками по плечам, плевали на крест в его руке, после чего, уже полумертвого, отвезли в тюремную больницу. Подлечив, его расстреляли.

Теперь православные не имели права совершать богослужений. Но православные китайцы продолжили хранить в своих сердцах верность вере и Церкви.

Подготовила Ольга Александрова

Продолжение следует…

11.06.2019

«Сияющая религия», или Православие в Китае (часть первая) >>

«Сияющая религия», или Православие в Китае (часть вторая) >>

Просмотров: 124
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментарии 0
4 года назад
Господи, помилуй.
Благодарю за леденящую душу трагическую историю тех лет. Знать и помнить об этих уроках необходимо! Спаси вас, Господи!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать